Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:28, курсовая работа
Мировой рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. человек, и в настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..
Введение 2
Международная миграция рабочей силы: ее сущность, основные факторы, формы и направления 3
Экономические последствия международной миграции рабочей силы 8
Международное и национальное регулирование миграции рабочей силы 10
Заключение 14
Список использованной литературы 19
Содержание
Мировой рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. В середине 90-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превысила 100 млн. человек, и в настоящее время масштабы миграции только еще больше увеличились..
Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию. Международная трудовая миграция — один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
Международная миграция рабочей силы
во второй половине XX в. стала важной
частью процесса интернационализации
международной хозяйственной жизни.
Трудовой потенциал, будучи важнейшим
фактором производства, ищет свое наиболее
эффективное использование не только
в рамках национального хозяйства, но
и в масштабах международной экономики.
Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста. Количественный и качественный анализ трудовых ресурсов осуществляется по ряду направлений:
• демографические показатели (общая численность населения, социальная структура, половозрастная структура, естественное движение, семейное состояние);
• самодеятельное и экономически активное население;
• социально-отраслевая структура;
• занятость и безработица;
• заработная плата, продолжительность рабочей недели;
• индекс потребительских цен.
Миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера (табл. 1).
Эмиграция
— выезд трудоспособного
Иммиграция
— въезд трудоспособного
Реэмиграция — возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
Миграционное сальдо — разность миграции из страны и эмиграции в страну. Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год.
Согласно
разработанной Международной
1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном, это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
2) профессионалы,
которых отличает высокий
3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран по каким-либо причинам экономического и/или неэкономического характера;
5) переселенцы, т. е. лица, переезжающие на постоянное место жительства.
Рассмотрим
подробнее некоторые формы
— безвозвратная или постоянная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
— временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
— сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер;
— маятниковая (челночная, приграничная) — ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно;
— «утечка умов» — международная миграция высококвалифицированных кадров. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
Рабочая сила является объектом купли-продажи, но как товар отличается от остальных товаров. Она всегда продается во временное пользование, и продавец никогда не отказывается от права собственности на нее. Ее нельзя накапливать и легко увеличивать или уменьшать как другие товары.
Международный рынок рабочей силы зависит от социально-политической среды, традиций и законодательства, отношения работника к социальной ситуации в стране, эффективности деятельности местных профсоюзов и др. (табл. 2).
Как следствие экономических и неэкономических причин констатируется существование двух типов миграции: добро- вольной и вынужденной. Добровольная миграция населения — это осознанное самими перемещающимися лицами решение, которое, в свою очередь, может быть обусловлено демографическими мотивами (вступление в брак, связанный с переездом; съезд с родителями или детьми и др.); экономическими соображениями; причинами политического, этнического, медицинского и другого характера. Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами. Среди этих причин можно назвать: государственное отселение или переселение; военные действия; экологические и иные катастрофы и чрезвычайные происшествия; политические и этнические конфликты. Среди вынужденных мигрантов особое место занимают беженцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим
социально-экономическими проблемами. Для оценки масштабов трудовой миграции используются следующие показатели:
• масштабы выбытий — число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период времени с целью устройства на работу;
• масштабы прибытий — число иммигрантов, прибывших за определенный период времени в страну в поисках работы; • сальдо миграции или чистая миграция — разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период времени. Сальдо может быть положительным либо отрицательным;
• валовая миграция — сумма числа прибытий и выбытий в стране, регионе за рассматриваемый период времени.
Наиболее приемлемыми
— численность въехавших в страну и выехавших из страны, оцениваемая в денежном эквиваленте имущества мигрантов, привезенного в страну, а эмигрантов — вывоз имущества как денежная оценка экспорта товаров;
— трудовой доход, выплаты занятым;
— денежные переводы работников;
— частные неоплаченные переводы.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Бурный рост интернационализации производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Основной поток международной миграции в последние десятилетия устремился в США. Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа. Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В мировой экономике выделяются отдельные страны, специализирующиеся на экспорте рабочей силы. В их числе: республики бывшей союзной Югославии, Египет, Пакистан, Португалия, Индия, Турция, Италия, Испания, Йемен.
Специфика
современной международной
— значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в этот процесс народов практически всех континентов;
— увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости;
— появление миграции из более развитых стран в менее развитые страны;
— значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, предоставляет возможности освоения новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, обусловливает изменения экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны, миграция населения становится причиной роста городов и обезлюдения села, усиливает маргинальность общества, обостряет социальные, межнациональные, культурные и иные противоречия. Экономические последствия миграции рабочей силы для стран-импортеров в целом положительные: это фактор развития и расширения производства; занятость на тяжелых, низкооплачиваемых, вредных работах, малопривлекательных для местного населения; рабочие-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры — иностранцы теряют работу первыми; иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет странам-реципиентам экономить значительные средства на подготовке специалистов. К негативным последствиям иммиграции относят усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.
Для стран — экспортеров рабочей силы экономические последствия выражаются в получении дополнительных доходов в форме денежных переводов от эмигрантов. Помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам (табл. 3).
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами — участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные — по отношению к третьим странам. На международном уровне создано несколько организаций, призванных регулировать миграционные процессы.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г., в 1946 г. МОТ стала специализированным подразделением ООН. Основными задачами функционирования МОТ являются:
— содействие обеспечению социальной справедливости:
— разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни мигрантов;
— выработка международных
— борьба с безработицей;
— разрешение проблем социального страхования.
Международная организация по миграции (MOM) образована в 1949 г. как международная организация по делам беженцев. В данную организацию входят более 80 стран. В рамках MOM осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», предоставления экспертных услуг. В рамках ОЭСР создана система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Регулирование миграции рабочей силы осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений, международно-правовыми актами, законодательствами государств. В национальном законодательстве находят отражение две тенденции (табл. 4):
1) к открытой экономике и
2) к протекционизму и
Большинство стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Международная организация труда определила ряд целей эмиграционной политики стран-экспортеров. К ним относятся:
— эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
— эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;
— требование возвращения эмигрантов на родину сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессии и образования.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла: выезд рабочей силы из страны, пребывание за границей, возвращение на родину. Страны-реципиенты применяют ограничения на въезд трудовых мигрантов:
• профессиональная квалификация;
• возрастной ценз;
• состояние здоровья; • финансовые ограничительные нормативы;
• количественное квотирование;
• отраслевые ограничения;
• социальные ограничения;
• политические ограничения.
Экономическое регулирование трудовой миграции включает: