Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы – международное сотрудничество в регионе Балтийского моря.
К странам, все более активно участвующим в сотрудничестве на Балтике, относятся государства, имеющие непосредственный выход к Балтийскому морю. Их девять (в порядке убывания численности населения): Россия, Германия, Польша, Швеция, Дания,
Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. Эти государства часто называют странами Балтийского региона.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по региональной политике.docx

— 382.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра региональной экономики и природопользования.

 

Курсовая работа на тему:

«Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря».

 

По дисциплине «региональная политика».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса

Чернышева А. А.

Группы Р-312

Гуманитарного факультета.

Проверила: Ермакова Н. А.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014 год.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Тема моей работы  – международное сотрудничество в регионе Балтийского моря.

    К странам, все более активно участвующим в сотрудничестве на Балтике, относятся государства, имеющие непосредственный выход к Балтийскому морю. Их девять (в порядке убывания численности населения): Россия, Германия, Польша, Швеция, Дания,  
Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. Эти государства часто называют странами Балтийского региона.

    Выбранная тема является актуальной т. к. в настоящее время вопросы о проблемах и перспективах Балтики имеют важное место в международных отношениях.

    Целью данной  работы является рассмотрение  международного сотрудничества  в регионе Балтийского моря, рассмотрение  наиболее важных проблем и  путей их решений.

    В своей работе, я собираюсь рассмотреть следующие  аспекты:

  • Сотрудничество в Балтийском регионе и понятие Балтийского региона;
  • Основные направления международного сотрудничества в регионе Балтийского моря;

    Международное  экологическое сотрудничество, трансграничное  сотрудничество, Международное сотрудничество с целью развития региона Балтийского моря.

  • Приоритеты сотрудничества в регионе Балтийского моря.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество в Балтийском регионе. Понятие Балтийского региона.

    Балтийское море оказывает определяющее воздействие на развитие прежде всего Прибалтийских и Северных стран, расположенных на его побережье. Но для некоторых более крупных по размерам и численности населения стран Балтийского региона (Рос-  
сии, Германии, Польши) Балтийское море является только одним из многих ведущих географических направлений их экономических связей. Балтика достаточно сильно влияет только на часть их территории. Страны и части стран, расположенные на побережье  
Балтийского моря и сильно зависящие от него в их хозяйственной  
деятельности, в особенности в развитии внешнеэкономических связей, составляют Балтийский регион. Термин Балтийский регион прочно утвердился в международной жизни в начале 1990-х гг., но до сих пор существуют разные мнения относительно географических границ этого региона. Управленческие структуры трактуют данное понятие исходя из практики все более активно развивающейся приграничной кооперации.

    Имеется точка зрения, что, в зависимости от историко-политического контекста, Балтийский регион может обозначать, по меньшей мере, семь несовпадающих по территории политических конфигураций:

  • нынешние страны Балтии (The Baltic States) - Эстония, Латвия, Литва и Калининградский эксклав России;
  • Восточная Пруссия и исторические земли Ливонии, Курляндии и Эстонии (Шведская Эстония и Российская Эстония);
  • географический регион, указанный выше, иногда обозначавшийся заимствованным словом «Balticum» от немецкого Baltikum;
  • бывшая Балтийская провинция императорской России, то есть земли, указанные в предыдущих двух пунктах, дополненные частью Польши;
  • вся восточная сторона Балтийского моря, т. е. территории, указанные выше, и Финляндия;
  • страны, лежащие на английском торговом пути через Балтийское море, т. е. территории из предыдущего пункта плюс Скандинавский полуостров (Швеция и Норвегия);
  • страны Балтийского моря, т. е. территории, указанные в предыдущем пункте, дополненные Данией, Германией и Россией.

    К этому можно добавить еще один факт: до Второй мировой войны Финляндия рассматривалась как одна из четырех стран Балтии и лишь в 1950-е гг. она стала рассматриваться в качестве одной из Северных стран.

    В целях территориального планирования международная программа «Видение и стратегия развития государств Балтийского региона 2010» (VASAB) относит к Балтийскому региону Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию, страны Прибалтики, Польшу, Беларусь, земли Германии - Шлезвиг-Гольштейн, Мекленбург-  
Переднюю Померанию, Бранденбург, города Берлин и Гамбург, а субъектов  
Российской Федерации - Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Мурманскую, Калининградскую области и Республику Карелия.

    Многие исследователи  включают в Балтийский регион Данию, Швецию, Финляндию, страны Прибалтики, немецкие земли Мекленбург-Переднюю Померанию и Шлезвиг-Гольштейн, польские Варминьско-Мазурское, Поморское и Западно-Поморское  
воеводства, а также субъекты Российской Федерации - Санкт-Петербург, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Калининградскую области (рис. 1). Такая трактовка будет использоваться и в моей курсовой работе. 1

                                                   Рис.1.

Основные направления международного сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Международное экологическое сотрудничество. 

    Экологические  проблемы в Балтийском регионе  имеют первостепенное социальное, экономическое и общественно-политическое  значение. Проблемы, связанные с  экологией носят комплексный  характер и обусловлены антропогенными  факторами и промышленно-хозяйственными  сферами деятельности человека  – производством и потреблением  атомной энергии, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, обработкой сточных вод. Экологическая  ситуация обостряется тем, что  в прибрежной зоне Балтийского  моря расположено множество промышленно-индустриальных  городов, подверженных сильному  загрязнению, которое распространяется  на морскую воду, почву, воздух. По  данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), основную причину  для беспокойства составляет  высокий процент регистрируемых  в этом регионе онкологических  и аллергических заболеваний.

    Основную часть  загрязнения вод Балтийского  моря составляют промышленно-бытовые  отходы и отходы сельского  хозяйства, нефть и нефтепродукты, отходы военного производства, техногенные  радионуклид и др. Вышеназванные  факторы приводят к существенному  загрязнению вод Балтийского  моря, уничтожению морской системы и деградации окружающей среды.  Это в свою очередь влияет на другие сферы промышленно-хозяйственной деятельности человека, прежде всего на рыболовство и туризм. Также после Второй мировой войны в Балтийское море было сброшено около 3 млн. тонн  химического оружия, содержащего 14 ядовитых веществ. Из-за недостаточной способности самоочищения вод Балтийского моря яды опасных веществ со свалок и сточных бассейнов проникают в море.

    Существенный  вклад в ухудшение экологии  Балтийского моря также вносят  находящиеся рядом с Балтийским  побережьем индустриально развитые  районы и густонаселенные страны  с интенсивно развитым сельским  хозяйством в виде удобрений, главными компонентами которых  являются азот и фосфор. Высокие  суммарные концентрации экзогенного  азота и фосфора в водах  Балтийского моря вызывают эвтрофикацию  – спонтанный неконтролируемый  рост простейших сине-зеленых  водорослей.

    Неблагополучная  экологическая ситуация на Балтике  также связана с расположенными  на балтийском побережье объектами  развитой атомной энергетики. Наглядно все можно увидеть на рис. 2.2

Рисунок 2.

    На карте 1 отмечены АЭС Балтийского региона, которые значительно повлияли на ухудшение экологической обстановки.


Карта 1.

 

    Все эти факторы  привели к необходимости международного  экологического сотрудничества  в регионе балтийского моря.

    Важный этап  в этом направлении – международная  программа, созданная в 1992 году, при  участии России и стран Балтийского  региона Хельсинской Комиссии, которая  направлена на улучшение экологии  балтийского моря, развитие комплексного  управления территориями, побережьями  и акваториями Балтийского бассейна, предупреждение негативного воздействия  на окружающую среду; учет экологических  требований при планировании  и принятии решений; запрет природопользования, приводящего к значительному  нарушению экологического баланса; выработку международных стратегий  по охране окружающей среды; и  на расширение возможностей самих  людей по разумному использованию  ресурсов Балтийского моря.

    Россия также  осуществляет двухстороннее международное  сотрудничество по охране экологии  Балтийского моря на межправительственном  и межведомственном уровнях. Так, на сегодняшний день действует  более 20 соглашений,  в том числе  подписаны соглашения Австрией, Испанией, Нидерландами, Румынией, Японией. Развитие международных связей  России с Балтийскими странами  направлено прежде всего на  улучшение экологической обстановки  в акватории Балтийского моря  и приграничных районах Финляндии, Республики Карелия и России, проведение совместных работ  в международных заповедниках  и национальных парках.

    Главной задачей по улучшению экологии Балтийского моря становятся совместные действия России и стран Балтийского региона, по уменьшению количества поступающих в воду Балтийского моря нефти и нефтепродуктов, а также тяжелых металлов – кадмия и ртути. К 2020 году запланирована совместная программа по снижению концентраций в водах Балтийского моря азота и фосфора.  Результатом реализации этой программы стало обнаружение в 2005 году в некоторых пораженных регионах Балтийского моря мигрировавших из вод Атлантики полихет – разновидностей морских многощетинковых червей, способных осуществить ферментативное окисление сероводорода при концентрациях 20 ммоль.

    Также вопросами защиты окружающей среды в региона Балтийского моря занимается Балтийская морская конференция Роннебю с участием премьер-министров и министров по защите окружающей среды, созданная в 1990 г. для подготовки совместных программ по восстановлению экологического баланса Балтийского моря. И Международная комиссия по рыбным запасам Балтийского моря, созданная в 1973 г. для сохранения и приумножения рыбных запасов, регулирования квот вылова рыбы. Она является первой международной организацией, образованной в регионе Балтийского моря.

Международное сотрудничество с целью развития региона Балтийского моря.

    Для развития региона Балтийского моря, как устойчивого, конкурентоспособного и территориально интегрированного макрорегиона было сформирована программа «Балтийское море». Совокупный бюджет этой программы составляет 230 млн. евро.

    Бюджет программы «Балтийское море» формируется как за счёт источников ЕС,

направленных на решение внутренних проблем (Европейский фонд регионального развития) в размере 208 млн. евро, так и за счёт финансовых инструментов внешнего сотрудничества (Европейский инструмент соседства и партнёрства) в размере 22 млн. евро. Программа используется, как один из основных инструментов реализации Стратегии ЕС для региона Балтийского моря. Определены четыре её приоритетные тематические области: организация условии для создания и распространения инновации в РБМ, повышение внутренней и внешней доступности РБМ, экологические проблемы загрязнения Балтийского моря, поддержка проектов сотрудничества столичных регионов, городов и сельских поселении , направленных на повышение их привлекательности для жителей и инвесторов. Ассоциация «Северо-Запад» Центр приграничного и межрегионального сотрудничества НИУ ВШЭ Санкт-Петербург.

    Важно отметить, что программа «Балтийское море», равно как и соответствующая Стратегия ЕС, была выработана без полноценного участия России. Поэтому в рамках данной программы Россия исключена из процесса принятия решений, и российские представители могут участвовать в её реализации только в качестве ассоциированных партнёров. За время своего существования программы продемонстрировали свою привлекательность для проектных заявителей. Однако, существующие трудности в сфере управления поставили вопрос о реформировании программ приграничного сотрудничества. Одним из возможных вариантов решения этой задачи может быть использование внутриевропейского опыта организации приграничного сотрудничества, а именно – формирования программ, существующих не на многосторонней, а на двухсторонней основе. Основываясь на пожеланиях российских регионов, ещё одним направлением реформирования может стать географическое расширение действия отдельных из них, в частности программы «Балтийское море», за счёт российских территорий.

   В целом все основные цели и задачи программы «Балтийское море» показаны в схеме 1.

 

    Территория региона Балтийского моря также включена в политику «Северного измерения», которое рассматривается Стратегией ЕС для РБМ в качестве площадки для развития сотрудничества с третьими странами, прежде всего с Россией.

    История «Северного измерения», зонтичной и весьма масштабной структуры

сотрудничества, действующей во многих сферах, насчитывает нескольким более десяти лет. Идея «Северного измерения» была озвучена премьер-министром Финляндии П. Липпоненом в 1997 г.

    В ноябре 1999 г. в Хельсинки состоялась первая конференция министров иностранных дел «Северного измерения», положившая основу практическому сотрудничеству. В течение последующих десяти лет проходила институционализация «Северного

измерения»:

  • в 2001 г. было основано Природоохранное партнёрство;
  • в 2003 г. работу начинает Партнёрство в сфере общественного здравоохранения и
  • социального благосостояния;
  • осенью 2008 г. создаётся Партнёрство по транспорту и логистике;
  • в 2011 г. запущено Партнёрство «Северного измерения» в области культуры.

    Особая ценность «Северного измерения» заключается, прежде всего, в том, что из этой

инициативы исключена «высокая политика». России это позволяет в первую очередь

сосредоточиться на задачах регионального развития.

    Однако, в последнее время в отношении формата «Северного измерения» нарастает критика.

    Действующие документы не дают чёткого понимания, что они подразумевают под «Северным измерением». Ясное определение того, какова география действия и сущность (прежде всего механизмы и сферы) сотрудничества, отсутствует. Появляется неудовлетворенность значительной разницей между заявленными целями и реальной деятельностью.

    Новые партнёрства не в состоянии оперативно решать вопросы финансирования и административной поддержки, которые успешно решало первое. Отсутствие собственных средств и единообразия процедур финансирования даже в рамках отдельного партнёрства заметно снижает ценность этих институтов.3

 

Трансграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря.

    Трансграничное сотрудничество осуществляется между приграничными регионами соседних стран, способствуя преодолению их периферийности, вызванной приграничным положением.

    Приграничные  регионы представляют собой особый  тип регионов, специфика которых  определяется функциональным дуализмом  границы — сочетанием функций  барьерности и контактности. В  случае преобладания первой из  этих функций такие  
регионы могут приобретать депрессивный характер. Если же господствует функция контактности, приграничные регионы могут не только динамично развиваться, но и становиться своеобразными «коридорами развития», связывающими соседние страны.

Информация о работе Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря