Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей работы – международное сотрудничество в регионе Балтийского моря.
К странам, все более активно участвующим в сотрудничестве на Балтике, относятся государства, имеющие непосредственный выход к Балтийскому морю. Их девять (в порядке убывания численности населения): Россия, Германия, Польша, Швеция, Дания,
Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. Эти государства часто называют странами Балтийского региона.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по региональной политике.docx

— 382.44 Кб (Скачать файл)

    По степени развитости связей между регионами, расположенными по разные стороны границы, различают следующие типы приграничных регионов:

  • отчужденные приграничные регионы - приграничные связи отсутствуют из-за военных действий, политических споров, сильных националистских тенденций, идеологической или религиозной вражды, культурных различий или этнического соперничества;
  • сосуществующие приграничные регионы - поддерживается некоторое экономическое и культурное взаимодействие;
  • взаимозависимые приграничные регионы - полное взаимодействие в экономической, общественной и культурной сферах, насколько это возможно в условиях все еще действующей границы;
  • интегрированные приграничные регионы - высшая степень интеграции, свободное движение людей, товаров, денежных потоков и идей.

    Эволюция от отчужденного к интегрированному типу - перспективный путь социально-экономического развития приграничных регионов, который возможен только при заинтересованности стран, расположенных по обе стороны границы, к развитию  
взаимных экономических, политических, культурных и иных связей.

    Содействие трансграничной регионализации - один из важных приоритетов политики Европейского союза. ЕС реализует ряд крупномасштабных программ, таких, как Интеррег, направленных на поддержку приграничного сотрудничества и интеграционных  
процессов на своих внутренних и внешних границах.

    Балтийский регион не является естественно сложившейся территорией, он отличается достаточно высокой гетерогенностью основных характеристик: природных, экономических, политических, этнических, культурных и т. д. Концепция региона Балтийского моря как трансграничного региона первоначально оформилась в виде политического проекта (инициатором которого стали, прежде всего, Скандинавские страны в рамках инициативы «Северного измерения»). Возникнув как некое искусственное образование, которое преследовало цель максимально эффективно  
использовать новые открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности, Балтийский регион стал одним из наиболее ярких примеров трансграничной регионализации на макроуровне, включая в себя в качестве акторов как государства, так и отдельные территории государств.

    В течение последних 10—15 лет в Балтийском регионе возникла плотная сеть горизонтальных связей и контактов, обеспечивающая взаимодействие между отдельными организациями и правительственными программами, органами местного самоуправления и негосударственными организациями. Эти новые международные структуры и отношения продолжают развиваться и в будущем внесут свой вклад в становление отношений между сообществами, составляющими Балтийскую Европу.

    Примером формирования сетевого межрегионального сотрудничества на мезоуровне может служить программа Интеррег, в ходе которой формируются многочисленные и разнообразные связи между ее участниками.

    Балтийский регион из физико-географического понятия, подразумевающего акваторию Балтийского моря и территорию бассейна рек, впадающих в него, становится также экономико- и социально-географическим понятием, предполагающим определенную социально-экономическую общность. Балтийский макрорегион в соответствии с документом «Видение картины будущего и Стратегии в регионе Балтийского моря — ВАСАБ 2010» определен в качестве зоны совместного пространственного планирования и развития, в котором участвуют 11 стран (включая полностью территории Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и, частично, России, Германии, Норвегии  
и Беларуси).

    Активные участники трансграничного сотрудничества на Балтике - регионы Северо-Западного федерального округа РФ (особенно Санкт-Петербург и Калининградская область). В то же время потенциал такого взаимодействия используется далеко не полностью. Более глубокое изучение трансграничной кооперации  
должно стать основой для формирования механизмов совершенствования политики приграничного сотрудничества на национальном уровне, определения стратегических направлений и разработки инструментов взаимовыгодной кооперации между при-  
граничными регионами России и Евросоюза.

    Поддержка сотрудничества в Балтийском регионе Европейским союзом продолжилась и существенно увеличилась в рамках последующей программы Interreg IIIB BSR 2000—2006 (Программа региона Балтийского моря Интеррег 3Б 2000—2006) (реализация части проектов по данной программе продолжится до конца 2009 г.). Цель программы была определена как укрепление трансграничного сотрудничества в сфере пространственного планирования и регионального развития в Балтийском регионе. В рамках программы принимались к реализации проекты, направленные на достижение более высокого уровня пространственной интеграции и конкурентоспособности региона Балтийского моря на  
основе усиления межрегионального сотрудничества. Всего было отобрано 137 проектов, в которых принимали участие 1805 организаций из 639 городов 11 стран Балтийского региона. С 2004 г. напрямую участвовать в проектах программы смогли регионы России и Беларуси, рассматриваемые как часть Балтийского макрорегиона.

    Среди мезорегионов Северо-Западного федерального округа РФ наиболее активными участниками трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе являются Санкт-Петербург и Калининградская область Тематика проектов с участием Санкт-Петербурга и Калининградской области в целом схожа - пространственное планирование, устойчивое развитие, развитие человеческих ресурсов, информационные и телекоммуникационные технологии, транспортная инфраструктура и логистика, охрана окружающей среды, туризм и инвестиции.

    Анализ развития трансграничного сотрудничества в Европе позволяет сделать вывод о том, что значительную роль в развитии приграничных регионов играет реализация совместных проектов в различных сферах (экономической, социальной, экологической,  
культурной и т. д.). Как правило, помимо достижения основной цели проекта, такая форма сотрудничества дает важный побочный результат: в ходе совместной работы между акторами формируются механизмы долгосрочного взаимодействия. Это, в свою очередь, позволяет не только осуществлять новые проекты в развитие достигнутых ранее результатов, но и решать системные задачи, входящие в компетенцию вовлеченных организаций и групп интересов. Фактически происходят институционализация трансграничного сотрудничества и формирование устойчивой сетевой  
структуры - первый этап в создании новой формы пространственной организации социально-экономической жизни общества, получившей название «трансграничный регион».

    Трансграничные регионы могут возникать на различных уровнях в зависимости от уровня участвующих в них приграничных регионов. Если участниками зарождающегося или действующего трансграничного региона являются соседствующие муниципалитеты, такую территорию сотрудничества можно назвать трансграничным микрорегионом (например, еврорегион «Лына-Лава» на границе между Калининградской областью и Литвой или еврорегион «Орезунд», объединяющий агломерации шведского Мальме и датского Копенгагена). Если сотрудничество развивается между административными регионами стран-соседей, такую трансграничную территорию следует относить к мезоуровню. Здесь можно назвать коридор сотрудничества «Южно-Балтийская  
дуга», еврорегион «СТРИНГ» (Юго-Западная Балтика), еврорегион «Балтика» (Юго-Восточная Балтика) и входящую в его состав территорию, охваченную Программой «Соседство: Литва - Польша - Калининградская область РФ».

 

 

Изменение социально-экономического состояния Финляндии в результате реализации экологического, трансграничного сотрудничеств, и сотрудничества с целью развития региона.

    Для рассмотрения изменений социально-экономического состояния Финляндии, я выбрала несколько, на мой взгляд, самых основных показателей:

  • Темпы роста ВВП;
  • Темпы роста объема промышленного производства Финляндии;
  • Инфляция;
  • Уровень безработицы;
  • Объем экспорта;
  • Объем импорта;
  • Государственный долг Финляндии.

    Временной период  – с 2009 года по 2013 год4.

Значение

 

 

 

Год

Темпы роста ВВП, %

Темпы роста объема пром. пр-ва, %

Инфляция, %

Ур-нь безработицы, %

Объем экспорта, млрд. долл.

Объем импорта, млрд. долл.

Гос. долг, % к ВВП

2009

-8,4

-16,3

1,6

8,2

62,7

57,7

43,3

2010

3,3

6,0

1,2

8,4

69,4

65,0

48,4

2011

2,7

1,5

3,3

7,8

78,8

80,3

49,2

2012

-0,8

0,0

3,2

7,8

76,5

72,1

53,1

2013

-0,6

-4,2

2,2

8,1

75,7

70,7

56,5


 

 

Процентные показатели.

График 1.

       В таблице  показано, как изменялись социально-экономические  показатели (в %) в результате реализации, рассмотренных мною сотрудничеств, действующих в Балтийском регионе  за 2009 – 2013 годы.

    Можно сделать  вывод, что как мы видим, темпы  роста ВВП выросли и продолжают  расти. Я думаю, что в большей  степени это связано с трансграничным  сотрудничеством и сотрудничеством  с целью развития региона.

    Темпы роста  объема промышленного производства, хоть и имели подъем в период  с 2009 по 2010 гг. в настоящее время  снижается. На это может влиять  сотрудничество в сфере экологии  и трансграничное сотрудничество.

    Инфляция на 2013 год имеет практически тот  же уровень, что и в 2009 году. Хотя  некоторые изменения все же  наблюдаются.

    Уровень безработицы  так же, как и инфляция остался  примерно на том же уровне, за рассмотренные годы.

    Государственный  долг в Финляндии имеет тенденцию  к росту.

Показатели в млрд. долл. США.

График 2.

     В таблице  показано, как изменялись социально-экономические  показатели в (млрд. долл. США), в результате  реализации, рассмотренных мною  сотрудничеств в регионе Балтийского  моря в период с 2009 по 2013 гг.

    Объем экспорта  в Финляндию имел тенденцию  к росту с 2009 по 2011 гг. Но затем  постепенно снижался, и продолжается  снижаться до настоящего времени. Объем импорта имеет такую  же тенденцию, с 2009 по 2011 – рос, а  с 2011 идет на снижение. На это  в одинаковой мере влияют все, рассмотренные мною международные  сотрудничества.

    Финляндия один  из самых развитых регионов  Балтийского моря, и в настоящий  момент не сдает свои позиции. На мой взгляд, рассмотренные  мною международные сотрудничества, в данном регионе, хоть и имеют  некоторые отрицательные показатели, в целом ведут к положительным  результатам.

Приоритеты сотрудничества в регионе Балтийского моря.

    Существует несколько основных приоритетов для сотрудничества в регионе Балтийского моря.

    Во-первых, это содействие развития инноваций в регионе Балтийского моря.

    Инновации часто характеризуются как успешное производство, внедрение и

использование новшеств в экономической и социальной сферах. Сегодня такой подход часто ассоциируется с мерами, посредством которых регионы и их экономические субъекты адаптируются к глобальной экономике. Стремление данной программы – поддерживать устойчивое развитие и способствовать производительности предприятий малого и среднего бизнеса посредством инноваций. В этом контексте, приоритет сфокусирован на инновациях в естественных и технических науках и на трансферте этих инноваций предприятиям малого и среднего бизнеса. При этом внимание уделяется также некоторым нетехническим инновациям, таким как бизнес -услуги, дизайн и другим сферам деятельности, ориентированным на рынок.

    Данный приоритет нацеливает проекты на то, чтобы они ориентировали свою деятельность на региональное развитие, а не замыкались на сетевое

взаимодействие со своим научным или бизнес сообществом. По своему содержанию данный приоритет не только способствует увеличению производительности ведущих кластеров, но также питает перспективные инициативы «снизу». Деятельность по данному приоритету должна приводить к привлечению прямых иностранных инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные сферы, а также поддерживать и другие инновационные

начинания повсеместно. Улучшение аналитической базы по вопросам инноваций, постоянный сбор информации по кластерам и кластерной политике, потокам знаний и барьерам для региональной интеграции, может входить в проектную деятельность. Более того, проекты данного приоритета

могут включать деятельность по развитию так называемых «творческих индустрий», в которых экономическая ценность связана с культурным содержанием. Творческие индустрии соединяют традиционные достоинства классической культуры с добавленной стоимостью предпринимательских навыков и новыми, основанными на знаниях, способностями и талантами в области электронных и коммуникационных технологий.

    Для проектных  партнеров, получающих финансирование ENPI, в состав мероприятий может  войти институциональная и организационная  поддержка предприятий малого  и среднего бизнеса, которая не  ограничивается рамками

мер по усилению инноваций. При этом ENPI проекты могут выходить

на более широкий спектр проблем экономического развития. В состав мероприятий может быть включена деятельность по региональному развитию, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса, сотрудничество с торговыми палатами по установлению контактов с предприятиями малого и среднего бизнеса, а также новый рыночный подход, стратегическое развитие и тренинги по стимулированию экономического развития.

    Вторым приоритетом является внутренней и внешней доступности региона Балтийского моря.

    Ключевой задачей для транснационального сотрудничества по улучшению внутренней и внешней доступности региона Балтийского моря является решение вопроса о транспортных диспропорциях и о минимизации барьеров

Для беспрепятственной транспортировки пассажиров и грузов. В транснациональном контексте, можно выделить следующие препятствия:

  • Все еще существующие разрывы во внутренней транспортной сети региона Балтийского моря (например, вторичные пути, соединяющие TEN-T сети, пути сообщения между главными путями TEN-T через море, расширение главных путей TEN-T на восток региона);
  • Низкая эксплуатационная совместимость между разными национальными транспортными сетями из-за различий в технических системах и из-за административных барьеров (особенно в судоходстве и на железнодорожном транспорте);
  • Отсутствие связанной сети внутренних водных путей, облегчающих транспортное движение с дорожных артерий;
  • Отсутствие действующей системы Балтийских морских магистралей, которая могла бы сконцентрировать грузопотоки на морских логистических путях для уменьшения скопления транспорта на дорогах и улучшения доступности к отдаленным периферийным районам региона Балтийского моря;
  • Неудовлетворительное межрегиональное воздушное сообщение и недоиспользованный потенциал многих региональных аэропортов, контрастирующий с хорошо развитой и интенсивной сетью воздушного Сообщения между городскими агломерациями;
  • Несоответствие целей транспортных политик на разных уровнях управления и, как следствие, отсутствие согласованных действий на региональном уровне.

Информация о работе Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря