Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 20:34, контрольная работа
Целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.
Для реализации указанной цели необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, что собой представляет международная организация, какие есть классификации таких организаций; рассмотреть структуру и функции ряда известных международных организаций, а также определить их место и роль в международной политике.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Международные организации……………………………………………3
1.1 История развития международных организаций до создания ООН…3
1.2 Международные организации. Межправительственные и неправительственные международные организации………………..…….…...9
2. ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности……………………………………………..……26
2.1 Создание Организации Объединенных Наций…………………..…...26
2.2 ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности…………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………....49
Таблица……………………………………………………………………..50
Словарь……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………..56
Следующим этапом в развитии международных организаций было создание Организации Объединенных Наций. Однако, об истории создания и деятельности данной структуры далее…
Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов*(4). Вот еще одно определение, которое содержит все признаки международной организации: Международная организация это объединение государств, в основе которого лежит международный договор, который служит для выполнения поставленных целей, имеет свою систему постоянных органов, обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом *(2).
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, и в то же время, от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Если в начале 20 века их было 20 межправительственных и около 200 неправительственных, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.
По мнению одних первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (о нем упоминалось выше), он возник в 1875 году и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций; по мнению других первой международной организацией в ее классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1831г.*(4).
Таким образом, любая международная организация должна обладать следующими шестью признаками:
Создание в соответствии с международным правом. Т.Е. любая международная организация должна быть создана на правомерной основе, ее учреждение не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом; учредительный документ должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права (согласно Венской конвенции о праве договоров 1986г.)*(4).
Учреждение на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов и самой организации, сторонами учредительного акта являются суверенные государства, а также, межправительственные организации (в последние годы). Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.
Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская ассоциация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ), социальной (МОТ) и других областях.
Однако существуют и такие организации, которые уполномочены координировать деятельность государств практически во всех областях. (ООН, СНГ и др.). Международные организации фактически становятся посредниками между ООН и членами, однако любая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений.
Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, исполнительными органами являются советы, администрацию возглавляет исполнительный секретарь.
Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Государства вправе запретить организации предпринимать те или иные действия, организация не может превысить свои полномочия.
Самостоятельные международные права и обязанности организации. Международная организация обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов, т.е. международная организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения своих прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами.
Юридическая природа международных организаций заключается в следующем:
Международный договор основа создания и деятельности международной организации:
Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.*(5). В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…». Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.
Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.
Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.
Возникновение и деятельность международных организаций носят координационный характер:
Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств: при создании организации осуществляется ими самими.
В процессе же функционирования международной организации, координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.
Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что, во-первых, в том, что они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают. Во-вторых, они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.
Принцип суверенного равенства членов международных организаций:
Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН*(5), говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.
Что же касается особых прав или обязанностей одних государств по сравнению с другими, то здесь речь идет о другом – о различии статуса, который в силу различных причин и обстоятельств является индивидуальным у каждого государства.
Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами.
Наличие обособленных прав и обязанностей. Т.е., организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.
Участие в международном правотворчестве.
Виды, направление и объем нормотворческих полномочий любой международной организации фиксируются в ее уставе, либо в иных дополняющих документах.
Есть несколько классификаций международных организаций, которые исходят из разных критериев.
По кругу участников, например, организации подразделяются на универсальные (ООН), региональные (члены государства одного региона). По характеру полномочий выделяют организации: межгосударственные (цель – организация международного сотрудничества, к ним относится подавляющее большинство организаций) и надгосударственные (цель – интеграция, примером могут послужить Европейский Союз и создаваемый Союз Беларуси и России). Также можно рассматривать организации как открытые, т.е. любое государство может стать участником, и закрытые, в которых членство можно приобрести только с согласия учредителей.
По характеру членства организации подразделяются на межгосударственные (межправительственные), которые, в свою очередь, делятся на государства общей и специальной компетенции, и неправительственные, не основанные на международном договоре и объединяющие физических и юридических лиц (Ассоциация международного права). Они могут быть и смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.
Межгосударственным характерны все признаки международной организации:
- членство государств;
- наличие учредительного международного договора;
- постоянные органы;
- уважение суверенитета государств.
Такие организации являются субъектами международного права.
По кругу участников международные межправительственные организации подразделяются на универсальные, региональные и субрегиональные (данная классификация упоминалась выше); региональные организации по поддержанию международного мира и безопасности создаются и действуют в соответствии с Уставом ООН, с ее целями и принципами.
По характеру решаемых вопросов выделяют организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области. Международные межправительственные организации, вступившие в соглашения с Организацией Объединенных Наций через ее Экономический и Социальный Совет, именуются специализированными учреждениями ООН (о них речь ниже).
Полномочия и деятельность международных межправительственных организаций, как правило, не могут приобретать наднационального характера.
Главным признаком неправительственных организаций является то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Ассоциация международного права). В соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 27.11.1950г. Международной неправительственной организацией считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения» *(1:204). Союз международных организаций подготовил проект договора, который конкретизирует понятие Международная неправительственная организация, перечисляя ее следующие основные признаки:
отсутствие целей извлечения прибылей;
признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
получение денежных средств более чем из одной страны.
Членами международной неправительственной организации могут быть как национальные общественные организации, так и отдельные лица, а также города и научные учреждения; как члены такой организации не могут рассматриваться всякого рода тайные общества, закрытые клубы.
При создании международной неправительственной организации принимается ее устав, который по своей правовой природе не может иметь статуса международного договора. Такие организации не являются субъектами международного права, они субъекты национального права. В некоторых государствах принимаются специальные законы, определяющие правовое положение международных неправительственных организаций в стране пребывания (как в Бельгии)*(14:205). В других странах эти вопросы регламентируются общими законами о правовом положении национальных неправительственных организаций.
Значительная часть международных неправительственных организаций поддерживает тесные связи с международными межправительственными организациями. При ЭКОСОС и ряде специализированных учреждений ООН, неправительственные организации могут иметь консультативный статус. В соответствии с принятым ЭКОСОС документом, содержащим правовую регламентацию консультативных отношений, «Мероприятиями по консультации с неправительственными организациями» установлены две категории консультативного статуса: категория 1 (общий консультативный статус) и категория 2 (специальный консультативный статус), кроме того, есть перечень организаций, поддерживающих отношения с ЭКОСОС, но не имеющего консультативного статуса (т.н. «Список»). К категории 1 консультативного статуса относятся те международные неправительственные организации, которые связаны с большинством видов деятельности ЭКОСОС, могущие вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН… Консультативный статус категории 2 предоставляется тем международным неправительственным организациям, которые имеют специальную компетенцию лишь в отдельных областях деятельности ЭКОСОС.