Международные организации. ООН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.
Для реализации указанной цели необходимо, прежде всего, ответить на вопросы, что собой представляет международная организация, какие есть классификации таких организаций; рассмотреть структуру и функции ряда известных международных организаций, а также определить их место и роль в международной политике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Международные организации……………………………………………3
1.1 История развития международных организаций до создания ООН…3
1.2 Международные организации. Межправительственные и неправительственные международные организации………………..…….…...9
2. ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности……………………………………………..……26
2.1 Создание Организации Объединенных Наций…………………..…...26
2.2 ООН: международная организация по обеспечению мира и международной безопасности…………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………....49
Таблица……………………………………………………………………..50
Словарь……………………………………………………………………..51
Список использованной литературы……………………………………..56

Вложенные файлы: 1 файл

кр международное.docx

— 398.14 Кб (Скачать файл)

Функции и полномочия Совета Безопасности сводятся к следующему:

поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;

расследовать любые споры или ситуации, которые могут привести к международным трениям;

делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения;

вырабатывать планы относительно системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые необходимо принять;

призывать государства-члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или предотвращения агрессии;

предпринимать военные действия против агрессора;

делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками статута Международного суда;

осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке;

давать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно кандидатуры Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда;

предоставлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.

Роль Совета безопасности при урегулировании конфликтов сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий:

Превентивная дипломатия – действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. При проведении необходимых консультации следует соблюдать принципы тактичности, конфиденциальности, объективности и транспарентности.

Миротворчество – действия, направленные на то, чтобы склонить стороны к соглашению, с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе 6 Устава.

Поддержание мира – обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано развертыванием военного и/или полицейского персонала ООН, а также, гражданского персонала.

Миростроительство в конфликтный период – действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством.

Устав ООН наделяет Совет Безопасности правом на применение временных и принудительных мер. Временные меры направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Такие меры могут включать в себя требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций. Временные меры не носят принудительного характера, но Совет Безопасности «должным образом учитывает невыполнение этих временных мер».

Принудительные меры подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на их действия с применением вооруженных сил.

Принудительные меры не связанные с применением вооруженных сил, могут включать частичный или полный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подобного характера.

При недостаточности или неэффективности выше изложенных мер, Совет Безопасности на основании ст.42 (1:296) Устава имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.

Порядок работы.

Совет Безопасности проводит свои заседания практически ежедневно с целью рассмотрения вопросов своей повестки дня, предупреждения об угрозах миру, принятия мер. В целях обеспечения непрерывности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. В его заседаниях может участвовать без права голоса любой член Организации, чьи интересы будут затронуты при решении проблемы. На заседания Совета может быть приглашено государство-нечлен ООН, если оно является стороной в споре на условиях Совета Безопасности. Промежуток между заседаниями должен быть не менее 14 дней.

Случаи, которые могут служить поводом к собранию Совета Безопасности: какие-либо спор или ситуация доведены до сведения Совета Безопасности (ст35,п.3ст.11Устава); Генеральная Ассамблея делает какие-то рекомендации или передает вопрос Совету Безопасности (п.2ст.11); Генеральный секретарь обращает внимание Совета Безопасности на какой-либо вопрос (с.99Устава).

Председательствование в Совете Безопасности его членами происходит поочередно в соответствии с Английским алфавитом, каждый председатель занимает свой пост в течение одного календарного месяца. Каждый член Совета имеет один голос. Для решения вопросов требуется большинство в 9 голосов (1:298), но это количество должно включать в себя голоса всех 5 постоянных членов Совета Безопасности, в этом – суть принципа единогласия великих держав.

Вспомогательные органы.

Совет Безопасности может создавать такие вспомогательные органы, которые он сочтет необходимыми. Все эти органы делятся на две группы: постоянные и временные.

Постоянные – Военно-Штабной комитет, Комитет экспертов, Комитет по приему новых членов, Комитет по вопросу о заседаниях Совета Безопасности вне Центральных учреждений. Военно-штабной комитет является важнейшим, его Статут с определен ст.47 Устава. Он разрабатывает планы применения вооруженных сил, дает советы и оказывает помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, командованию ими, а также регулированию вооружений и возможному разоружению.

Временные органы создаются Советом Безопасности для расследования конкретной ситуации и подготовки всеобъемлющего доклада.

Миротворческие силы ООН.

Первой операцией ООН по поддержанию мира была миссия наблюдателей со штаб-квартирой в Иерусалиме – орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП), учрежденный в мае 1948г., он действует до сих пор (1:299). С 1948г. ООН осуществила около 40 операций по поддержанию мира на четырех континентах. Крупнейшие – операции в Конго (Заир), Камбодже, Сомали, Бывшей Югославии. УВ настоящее время осуществляется 16 операций с участием 70 тыс. человек из 77 стран – членов ООН.

Когда в 1991г. в Сомали развернулась гражданская война, в ходе которой погибло более 300 тыс. человек и нависла угроза голода, в 1992г. ООН учредила операцию в Сомали (ЮНОСОМ).

В 1992г. для содействия осуществлению мирного соглашения между правительством и Мозамбикским национальным сопротивлением Совет Безопасности учредил Операцию ООН в Мозамбике (ЮНОМОЗ). Эта миссия была прекращена в 1995г.

ООН содействовала прекращению 12 летнего конфликта в Камбодже. Здесь принимали участие более 21 тыс. миротворцев из 100 стран. В соответствии с соглашениями 1991г. ООН учредила в Камбодже временный орган ООН (ЮНТАК). Он занимался проведением наблюдения за прекращением огня, разоружением, репатриированием беженцев, организацией и проведением свободных и справедливых выборов. Задача была успешно выполнена и в 1993г. ЮНТАК была ликвидирована.

ООН сыграла важную роль в прекращении 8-ми летней войны между Ираном и Ираком. Организация выступала здесь в качестве посредника, она добилась признания обеими сторонами разработанного в 1987г. мирного плана. Здесь также были размещены наблюдатели ООН (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991г.

Организация сыграла аналогичную миротворческую роль в Афганистане. По завершении шестилетних переговоров, которые проводились личным представителем Генерального секретаря послом Ди Кордовесом, Афганистан, Пакистан, СССР и США в апреле 1988г. подписали соглашения, имевшие целью урегулирование конфликта. С завершением вывода Советских войск в 1989г. задача миссии была выполнена.

ООН приложила много усилий для урегулирования конфликтов в бывшей Югославии, имеющих многовековые корни. Организация в 1991г. ввела эмбарго на поставки оружия. Миротворческие силы, развернутые в 1992г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину, оберегали Македонию от втягивания в данный конфликт. В 1995г. СООНО были разделены на три операции, охватывающие три страны.

Также миссии ООН стремились внести свой вклад в обеспечение безопасности и достижения примирения в Руанде (МООНПР, учрежденная в 1993г.), установление мира в Анголе (КМООНА, 1989г.), наблюдение за референдумом в Западной Сахаре МООНРЗС, 1991г.) и восстановление нормальных условий на Кипре (ВСООНК, 1964г.).

ООН не имеет своих вооруженных сил. Совет Безопасности заключает с государствами соглашения о предоставлении в его распоряжение военных контингентов и соответствующих средств обслуживания.

Миротворческие контингенты необходимы для того, чтобы реагировать на прямую агрессию, будь она неминуемой или фактической. Однако нередко на практике имеет место ситуация, когда заключаются соглашения о прекращении огня, но они не соблюдаются. В этом случае Организация вынуждена направлять воинские контингенты для восстановления мира и прекращения огня.

 

Экономический и социальный совет ООН.

 

Компетенция:

ЭКОСОС является одним из главных органов ООН. Он координирует экономическую и гуманитарную деятельность ООН, основные направления которой закреплены в ст.55 Устава ООН. С целью создания условий стабильности и благополучия ООН содействует:

повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем;

международному сотрудничеству в области образования;

всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка, религии.

Ответственность за выполнение функций Организации в области международного экономического и социального сотрудничества Устав ООН возлагает на Генеральную Ассамблею и под ее руководством на ЭКОСОС, которому для этой цели предоставляются соответствующие полномочия.

ЭКОСОС наделен следующими функциями и полномочиями:

- служить центральным форумом для решения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов ООН и системы Организации Объединенных наций в целом;

- предпринимать и инициировать исследования, составлять доклады и давать рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и относящимся к ним вопросам;

- поощрять соблюдение и уважение прав человека и основных свобод;

созывать международные конференции и составлять проекты конвенций по вопросам, входящим в ее компетенцию;

- вести переговоры со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН;

- согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и дачи им рекомендаций, а также путем дачи рекомендаций Генеральной Ассамблее и членам Организации Объединенных наций;

- оказывать услуги, одобренные Генеральной Ассамблеей, членам ООН, а также специализированным учреждениям по просьбе последних;

- консультироваться с соответствующими неправительственными учреждениями по вопросам, которыми занимается Совет.

ЭКОСОС, как правило, проводит организационную сессию и две очередные сессии в год. Организационная сессия созывается во второй вторник в январе, первая очередная сессия – во второй вторник в апреле и вторая очередная сессия – в первую среду в июле. Сессии проводятся в Центральных учреждениях ООН.

Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения ЭКОСОС принимаются большинством голосов членов Совета, участвующих в голосовании.

ЭКОСОС уполномочена создавать (ст. 68 Устава ООН) комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций.

В состав вспомогательных органов Совета входят: 9 функциональных комиссий (см. выше); 5 региональных; 4 постоянных комитета; ряд экспертных органом и организаций, в частности, в области планирования развития, природных ресурсов, новых и возобновляющих источников энергии и использования энергии в интересах развития, экономических, социальных и культурных прав…

ЭКОСОС осуществляет также связь с другими организациями, он уполномочен вступить с любым из специализированных учреждений в соглашения. Таких специализированных учреждений насчитывается 14, и все они имеют соглашения с ООН.

Совет имеет право проводить консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию.

 

Секретариат.

Он обслуживает главные и другие органы ООН и осуществляет руководство их программами. Секретариат состоит из Генерального секретаря и сотрудников, работающих в центральных учреждениях и во всем мире, и занимается решением вопросов, связанных с повседневной деятельностью ООН.

Сфера ответственности Секретариата охватывает различные сферы деятельности: от организации операций по поддержанию мира до посредничества в разрешении международных споров. Секретариат также осуществляет обзор мировых экономических тенденций и проблем; проводит исследования в области прав человека и устойчивого развития; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами Организации; снабжает мировые СМИ сведениями о деятельности ООН.

Руководителем Секретариата является Генеральный секретарь, он является главным административным должностным лицом Организации. Круг его обязанностей и прав весьма широк: от осуществления общего директивного руководства всеми основными подразделениями секретариата, до доведения до сведения Совета Безопасности информации о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Кроме того, каждый Генеральный секретарь самостоятельно определяет основные приоритеты своей деятельности в общем контексте времени. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на 5-ти летний срок, по истечении которого он может быть назначен вновь.

Информация о работе Международные организации. ООН