Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 15:50, курсовая работа
Цель исследования состоит в комплексном анализе организационно-правового статуса ООН - как международной универсальной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные типы международных организаций и направления их деятельности;
- изучить международные экономические организации системы ООН;
- рассмотреть валютно-финансовые организации системы ООН;
- рассмотреть участие России в международных экономических организациях.
Введение 3
Глава 1. Понятие и основные типы международных организаций и направления их деятельности 5
Глава 2. Международные экономические организации системы ООН 9
2.1. Валютно-финансовые организации системы ООН 20
Глава 3. Участие России в международных экономических организациях 26
Заключение 32
Список литературы 33
Содержание
Актуальность. Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, которые придали ей статус международной организации. Так, в конвенции о физической защите ядерного материала говорится, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений». Полномочия организаций закрепляются уставом, но, так как это не всегда возможно сделать достаточно полно, в связи с многообразием международной жизни получила признание концепция “implied powers”.
Виды организаций можно определить по ряду критериев. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие (универсальные) организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями около 15 специализированных учреждений: Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, Международный банк реконструкции и развития и другие. Но тем не менее сегодня даже в ООН некоторые государства не участвуют по разным причинам.
В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Ярким примером служит Организация Объединённых наций, которая может рассматривать практически любую международную проблему, кроме тех конкретных вопросов, которые относятся к компетенции её специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который, во имя обеспечения мира, в определённых случаях может принимать юридически обязательные решения.
Организация Объединённых наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка. В связи с этим Устав ООН иногда называют конституцией международного сообщества. ООН является именно межправительственной организацией, что ограничивает её возможности в принятии далеко идущих решений. Следовательно, можно считать, что со временем в систему её органов будет включена Парламентская ассамблея. На сегодняшний же день её главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
Цель исследования состоит в комплексном анализе организационно-правового статуса ООН - как международной универсальной организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и основные типы международных организаций и направления их деятельности;
- изучить международные экономические организации системы ООН;
- рассмотреть валютно-финансовые организации системы ООН;
- рассмотреть участие России в международных экономических организациях.
Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники.
За последние два столетия истории были известны три основных типа международных организаций.
Первый тип — это учреждения административного характера, которые занимаются специальными техническими задачами, например регулированием деятельности международных средств коммуникации (Дунайская комиссия и др.).
Второй тип — организации, занимающиеся слушанием, разбирательством и вынесением решений по международным спорам либо примирением участвующих в них сторон (Гаагский суд)
Третий тип — это международные организации глобального или регионального уровня, задачей которых является обеспечение коллективной безопасности и содействие развитию сотрудничества по большому кругу вопросов, в том числе и в области экономики1
После окончания Второй мировой войны наблюдался большой рост числа международных организаций как межправительственных, так и неправительственных. При этом увеличение числа международных организаций происходило и на глобальном уровне, и на региональном. Своей деятельностью они охватывают все континенты земного шара, все аспекты политических интересов, особенно интересы безопасности, все сферы экономики, а также культурные, религиозные, этнические и идеологические проблемы, В целом в настоящее время насчитывается несколько тысяч международных организаций, работающих в интересах достижения политической, экономической стабильности и социального благосостояния во всем мире.
Международные организации в сфере экономики были созданы с целью выявления, изучения и принятия решений по наиболее важным проблемам МЭО. В центре их внимания находятся вопросы обеспечения стабилизации валют, устранения торговых барьеров и содействия широкому товарообмену между странами, выделение финансовых средств в дополнение к частному капиталу или оказание помощи технологическому и экономическому прогрессу в развивающихся государствах, а также стимулирование условий труда и трудовых отношений. Важным вопросом, которым занимаются некоторые международные экономические организации, является разработка и предоставление рекомендаций о предварительном принятии мер, связанных с экономическим кризисом и депрессией. Все эти вопросы не могли быть решены путем дипломатических усилий двух или трех стран, во всяком случае, их усилий было недостаточно, и тогда правительства приступили к консультациям по поводу совместного решения вставших проблем в рамках многосторонних международных организаций. Таким образом, возникновение международных экономических организаций стало закономерным результатом поиска эффективных мер для решения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни отдельных стран или их групп.
Становление международных экономических организаций — это процесс динамичный. По мере развития международного промышленного и сельскохозяйственного производства, расширения сферы трансграничных услуг во всех их проявлениях будут расти взаимозависимость между народами и сокращаться расстояния между ними. Будет происходить ускоренное развитие мировых рынков капитала и рабочей силы в сторону их интеграции, возникнут коренные изменения в структуре мировой экономики. Не исключено, что под воздействием этих факторов возникнет потребность в модификации некоторых существующих международных экономических организаций и создании новых, которые будут иметь ключевое значение для решения возникших проблем, как на национальном, так и на международном уровне.
Примером в этом отношении может служить согласованное преобразование Генерального соглашения по тарифам и торговле во Всемирную торговую организацию:
• Международные экономические организации — это только часть, хотя и очень важная, международных организаций вообще. Если последние имеют фи названных выше типа, то международные экономические организации выступают в многочисленных видах. Некоторые из них носят глобальный характер, другие — региональный. Они создаются по следующим направлениям:
• промышленное развитие и инвестиции;
• сельское хозяйство;
• регулирование процессов развития международной торговли;
• развитие международных валютно-финансовых отношений;
• налаживание взаимоотношений промышленно развитых стран с развивающимися государствами и т.д.
Изучение многочисленных видов международных экономических организаций имеет, прежде всего, значение с теоретической точки зрения выделения научных критериев их классификации, что, в общем, то является традиционной обязанностью каждой науки, в том числе и той, которая изучает МЭО. Но дело, конечно, не сводится только к этой задаче. Приобретение основательных знаний об объективных процессах возникновения международных экономических организаций, об объявленных целях и задачах, о масштабах деятельности и географической направленности, об их организационной структуре имеет также важное практическое значение. Глубокая осведомленность позволяет отдельным странам, их политикам и профессионалам экономистам квалифицированно реагировать на все более усложняющиеся явления в сфере международного экономического сотрудничества и изыскивать эффективные возможности участия в международной деятельности в интересах собственной страны, ее отдельных предприятий, корпораций, банков и других национальных экономических и финансовых структур.2
Прежде чем говорить о международных экономических организациях ООН, необходимо выяснить, что представляет собой сама Организация Объединенных Наций.
ООН — это международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности, развития дружественных отношений и обеспечения сотрудничества между государствами. Устав ООН был предварительно разработан на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 г. представителями США, СССР, Великобритании и Китая, а затем на учредительной конференции в Сан-Франциско был подписан 24 июня 1945 г 51-й страной. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. На конец 1999 г. членами ООН являлись 188 государств мира.
Главные органы ООН суть следующие:
• Генеральная Ассамблея (ГА);
• Совет Безопасности (СБ);
• Экономический и социальный совет (ЭКОСОС);
•Совет по опеке (СО);
• Международный суд;
• Секретариат, Генеральный секретарь, Верховный комиссар по правам человека.
Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке. Официальными языками ООН являются английский, испанский, китайский, русский и французский, а в Генеральной Ассамблее, Совете Безопасности, Экономическом и социальном совете официальным является также арабский язык.
Информационные центры ООН функционируют в 65 государствах Европы, Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимую информацию можно получить и непосредственно в Нью-Йорке.
Главным органом ООН является Генеральная Ассамблея, которая состоит из представителей государств-членов, каждое из которых имеет один голос. ГА уполномочена обсуждать и давать рекомендации в пределах Устава по вопросам международной безопасности и мира, международного сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной сферах, по правам человека и основным свободам. Кроме того, ГА определяет политику ООН, ее программу, утверждает бюджет, проводит конференции по важным вопросам.3
Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных членов (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) и 10 членов, избираемых ГА на два года. СБ является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для всех членов ООН. В случае обострения кризисов или вооруженных конфликтов СБ использует ряд мер по их урегулированию мирными средствами — дает рекомендации, назначает специального уполномоченного, определяет принципы мирного урегулирования и т.д. Когда же противоборствующие стороны не готовы к участию в мирном процессе переговоров, СБ может принимать меры принудительного характера, не связанные с использованием военной силы, — экономические санкции, Эмбарго, блокады и др. Если невоенные санкции оказываются недостаточными, то СБ принимает решения о введении военных санкций, и тогда члены ООН предоставляют свои вооруженные силы для проведения военных санкций под общим командованием. В район конфликта направляются группы наблюдателей ОРН и силы ООН по поддержанию мира, так называемые «голубые каски».
Экономический и социальный совет — главный орган по координации экономической и социальной деятельности ООН — также обладает функциями ц полномочиями в области прав человека. ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются на три года на основе географического представительства, причем ежегодное переизбрание составляет 18 человек. Для осуществления своих задач он располагает несколькими вспомогательными комитетами и рабочими группами. ЭКОСОС заседает дважды в год в Нью-Йорке и Женеве.
Совет по опеке был создан с целью содействия прогрессу населения подопечных территорий и его прогрессивному развитию в сторону самоуправления и независимости. Первоначально насчитывалось 11 подопечных территорий. Но процесс деколонизации с 1960х годов постепенно привел к сокращению их числа, а последняя из них — Палау (Тихоокеанские острова) — получила независимость в 1994 г. из рук США. Поэтому Генеральный секретарь в 1994 г. рекомендовал распустить данный орган, приостановивший свою деятельность.
Международный суй создан в 1945 г. и согласно Уставу ООН является главным юридическим органом Объединенных Наций. Располагается суд в Гааге, состоит из 15 членов, избираемых на девятилетний срок с правом быть повторно избранными; каждые три года проходят перевыборы трети состава суда. Международный суд открыт для всех государств и физических лиц. Этот орган ООН принимает решения, готовит по запросам консультационные заключения. Правовым основанием его деятельности является Устав ООН и международное право.
Секретариат насчитывает более 25 тыс. человек, работает под руководством Генерального секретаря и отвечает за внешние текущей работы. Он проводит исследования, готовит переговоры и конференции, информирует общественное мнение. Отделения секретариата находятся в Женеве, Вене и Найроби.
Генеральный секретарь — главное административное лицо ООН — назначается на эту должность Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Генеральный секретарь обладает полномочиями обратить внимание СБ на какое-либо обстоятельство, которое, по его мнению, угрожает обеспечению международного мира и безопасности. Генеральный секретарь принимает участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета и Совета по опеке и представляет годовые доклады ГА.
В 1993 г. в ООН был создан пост Верховного комиссара по правам человека. Этот комиссар назначается Генеральным секретарем с одобрения ГА и отвечает за деятельность ООН в области прав человека.
Цель деятельности ООН в экономической области — многостороннее сотрудничество в разрешении международных экономических проблем.
Информация о работе Международные экономические организации системы ООН