Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:54, курсовая работа
Сегодня Америка является одним из основных торговых партнёров РФ, но совершенно очевидно, что объемы и качество торговых отношений между Россией и США не отвечают масштабам экономик этих стран и тому потенциалу, который у них существует. При этом Россия рассматривает Соединенные Штаты Америки в качестве особого партнера в сфере внешнеэкономических отношений. Это определяется лидирующей ролью Соединенных Штатов в мировой экономике и торговле, масштабами ее научно-технического, управленческого и финансового потенциала. Целью данной контрольной работы является исследование динамики сотрудничества России и США в историческом плане, а также роль и место нетрадиционных факторов в системе международных отношений.
Рассмотрев понятие международных экономических отношений, его основные формы и компоненты, а также тенденции сегодняшнего мира, безусловно, становится понятно, что ни одна страна не может остаться в стороне от мирового рынка и международных отношений. Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала и миграция рабочей силы отражают объективное требование развития производительных сил в условиях НТР. Производство технологически сложной наукоемкой продукции передовых отраслей требует усилий и объединения капиталов и производств различных стран. Рамки внутренних рынков становятся узкими. Потребность эффективного ведения производства требует международной производственной кооперации и научно-технического обмена.
Таким образом, новые формы международных экономических отношений, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели партнёров, безусловно, различны. Для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.4
История взаимоотношений между Россией (СССР) и США насчитывает около 300 лет. Эти взаимоотношения никогда не были простыми, что не дает усомниться в изречении о том, что не бывает постоянных друзей, также как и не бывает постоянных врагов, бывают лишь постоянные интересы. Начало этим отношениям было положено в Лондоне в 1698 году, когда во время встречи царя Петра I с крупным землевладельцем, основателем Пенсильвании - Уильямом Пенном, видные представители России и Америки подписали первый документальный контакт.
В течение XVIII – XIX веков контакты между странами оставались сдержанно-дружескими. Необходимо отметить, что в 1840 – 1850е годы американцы принимали самое активное участие в строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Москва, а после Крымской войны 1853 – 1856 гг. при участии США проводилась модернизация русской армии и флота. Однако осведомленность русского общества о Соединенных Штатах Америки до второй половины XIX века оставалась очень слабой.
В мае 1878 года в газете «Нью-Йорк Таймс» была опубликована статья, в которой было отмечено: «Часто говорят, что американцы и русские являются естественными друзьями. Мы кажемся таковыми потому, что мало знаем друг о друге. Между нами практически нет ничего общего, а поскольку у нас нет ничего общего, наши интересы не вступают между собой в конфликт».
В XIX веке обе страны жили в атмосфере больших ожиданий и возлагали на будущее самые светлые надежды. В Европе это тоже не осталось не замеченным. Алексис де Токвиль в 1835 году предсказывал в своей знаменитой книге «Демократия в Америке», что судьбы человечества будут решаться именно на просторах США и России. Не менее известный Жюль Верн пророчил, что первооткрывателями космоса станут либо русские, либо американцы. Насчет первого предсказания конкретных выводов пока делать не стоит, а второе пророчество уже подтверждено фактами.
В XX столетии отношения между США и Россией стали одним из ключевых факторов международной политики. Но, уже сейчас можно сказать, что впереди, после октября 1917 года были шестнадцатилетнее отсутствие дипломатических отношений, затем взаимная борьба с фашизмом во времена Второй Мировой войны, после «холодная война», «атомная дипломатия», «политика с позиции силы», «балансирование на грани войны», «ядерный зонтик» и так далее.
Следующим шагом становится развал Советского союза и приход к власти первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Этот период принес значительные улучшения связей между Россией и США. Было принято большое количество взаимных договоров, а также решено огромное количество проблем между данными странами. Но, стоит отметить, что отношения между государствами были персонифицированы и основывались в большей степени на отношениях двух президентов.5
Российско-американские отношения сегодня переживают затяжной переходный период – относительно четкие рамки стратегической конфронтации времен холодной войны размылись, обе стороны находятся в болезненном поиске основы для партнерства. Однако, несмотря на отдельные успехи первого варианта «перезагрузки», очевидно, что для преодоления наследия прошлого требуется найти более прочные системные основы взаимодействия. Ситуация вокруг Сирии показала, что хотя стороны и придерживаются разных взглядов на решение данной проблемы, они способны находить компромиссы. Впрочем, отдельные успехи в развитии двустороннего партнерства сменяются периодическим похолоданием в отношениях, в итоге диалог между Россией и США развивается волнообразно. Возможно ли в будущем снизить амплитуду подобных колебаний? Ответ на этот вопрос зависит не только от воли правительств и усилий дипломатов, но и от того, удастся ли развить системные основы взаимодействия.
С обеих сторон все чаще звучат голоса, что таким системообразующим элементом могла бы стать экономика. Но данное направление, несмотря на кажущуюся простоту схемы «хорошие бизнес-отношения равны хорошим политическим отношениям», сталкивается с множеством трудностей. Во-первых, экономическая повестка, находясь на заднем плане двустороннего диалога, все еще подвержена чрезмерной политизации. Во-вторых, ей не хватает многоуровневости, т.е. более глубокой взаимной интеграции бизнес-сообществ.
Следовательно, необходимо обозначить те векторы экономической кооперации, которые способствовали бы не только наращиванию торгового оборота, но и решению стоящих перед Россией задач стратегического характера, таких как привлечение инвестиций и улучшение инвестиционного климата, модернизация промышленно-технической базы и качественный виток инновационного развития.
Несмотря на кажущуюся простоту схемы «хорошие бизнес-отношения равны хорошим политическим отношениям», сталкивается с множеством трудностей. Во-первых, экономическая повестка, находясь на заднем плане двустороннего диалога, все еще подвержена чрезмерной политизации. Во-вторых, ей не хватает многоуровневости.
В 2012 г. в российско-американских экономических отношениях произошли три знаковых события, которых ждали более двадцати лет. 22 августа Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО), в ноябре Конгресс отменил поправку Джексона–Вэника, после чего президент Барак Обама подписал Закон о предоставлении России статуса нормального торгового партнера.
Американское экспертное и бизнес-сообщество провозгласило это победой своих же лоббистов, представлявших, в первую очередь, интересы 700 компаний, входящих в Американскую торговую палату в России. Наиболее весомой группой давления, выступившей за придание России статуса нормального торгового партнера, стала расположенная в Вашингтоне Коалиция за американо-российскую торговлю, которая объединяет 22 компании («PepsiCo», «General Electric», «Caterpillar», «Boeing», «Procter & Gamble» и др.).
Накануне исторического события в Институте мировой экономики Петерсона подсчитали, что после вступления России в ВТО американский экспорт может увеличиться в 5 раз, т.е. примерно до 50 млрд долл. с нынешних 10,7 млрд долл., что составляет лишь 0,6% всего объема американского экспорта. Примечательно, что на сегодня российский экспорт в США, составивший в 2012 г. 29,3 млрд долл., превышает американский импорт в 3 раза, а отрицательное сальдо торгового баланса между США и Россией выросло за восемь лет с -4,4 млрд долл. до -18,6 млрд долл.
Членство России в ВТО Соединенные Штаты изначально рассматривали как возможность для своих производителей включиться в борьбу за быстрорастущий российский рынок, где первая экономика мира пока уступает по своим позициям странам Евросоюза и Китаю.6
Основу торговых отношений между двумя государствами составляют нескольких ключевых групп товаров: Россия поставляет нефть и нефтепродукты (74% от общей доли экспорта в США), металлы, изделия из них и драгоценные камни (15%), продукцию химической промышленности (8%), а закупает машины и оборудование (56% американского экспорта в Россию), продукты питания и сельскохозяйственное сырье (15%), химические товары (13%). Количественное превосходство данных товаров по сравнению с прочими категориями прослеживается на протяжении многих лет, однако общий объем товарооборота явно не соответствует экономическому потенциалу двух стран. Американские компании надеются, что принятие Россией правил ВТО позволит им значительно укрепить свои позиции и диверсифицировать экспорт на российский рынок. Международная торговая комиссия США отмечает, что в России наблюдается растущий спрос на американские товары.
Среди лидирующих отраслей особо выделяются компьютерная техника и программное обеспечение, продукция химической промышленности (экспорт последней вырос с 2009 по 2011 гг. на 700%). Производители также рассчитывают увеличить поставки технического оборудования и спецтехники за счет ожидаемого от России снижения импортных пошлин. Особые надежды с ВТО связывает американский сельскохозяйственный сектор. В частности, поставщики мяса и птицы из Америки ожидают перехода России к иным стандартам проверки качества, что позволит снизить возможность ограничения американского экспорта.
Тем не менее снижение пошлин после вступления России в ВТО будет происходить постепенно (в течение 2–7 лет), поэтому прямые выгоды для американских экспортеров имеют среднесрочный характер. Однако, по подсчетам Всемирного Банка, в России еще до вступления в ВТО произошло снижение тарифов со средних 14% до 8%, что весьма сдержанно отразилось на двусторонней торговле с США. В то же время даже высокие тарифы не мешали России в 2000-е годы активно наращивать торговлю со странами Евросоюза или Китаем. Следовательно, тарифная политика – не единственный стопор двусторонних торговых отношений.
Исходя из нынешней динамики, в ближайшие 2–3 года можно прогнозировать сдержанный рост торгового оборота, а предсказываемое пятикратное увеличение американского экспорта в Россию пока представляется маловероятным.
Впрочем, нет серьезных оснований и для благоприятных прогнозов относительно увеличения поставок российской продукции в США. Более того, «сланцевая революция» может привести к тому, что в ближайшем будущем американцы снизят свою зависимость от иностранной нефти – главной статьи импорта из России. Уже сегодня продажи российской нефти на Западное побережье Соединенных Штатов упали до показателей 2009 г. (174 тыс. баррелей за 2012 г.), все больше отдаляясь от рекордов середины 2000-х годов, когда поставки нефти приближались к отметке в 500 тыс. баррелей. Следовательно, для российских энергетических компаний нет оснований рассматривать США в качестве приоритетного рынка для диверсификации поставок энергоносителей.
Гораздо более перспективным представляется сотрудничество нефтегазовых компаний на месторождениях России и США, а также третьих стран. Прорывом на этом направлении стали соглашения между «Роснефтью» и «ExxonMobil» о совместном развитии арктического шельфа, разработке месторождений в Мексиканском заливе и Техасе. Предполагается, что «Роснефть» будет первой российской компанией, которая не только войдет на американский рынок, но и получит доступ к новейшим технологиям, касающимся, в частности, сланцевой добычи.7
Российско-американское инвестиционное сотрудничество нельзя оценить однозначно. За 2012 г. прямые инвестиции (ПИ) в российскую экономику составили 18,6 млрд долл., в то время как общий объем накопленных инвестиций – 353,3 млрд долл. При этом объем накопленных инвестиций из США с 2005 г. почти не меняется, варьируясь в границах 7–8,5 млрд долл., из них ПИ – 3–4,5 млрд долл. По этим показателям США не входят даже в десятку ведущих инвестиционных партнеров России.
Главными объектами интереса американских инвесторов остаются природные ресурсы и потребительский рынок. 50% прямых инвестиций из США приходятся на долю всего трех энергетических гигантов – «ExxonMobil», «ConocoPhillips» и «Chevron», которые проявляют интерес к масштабным проектам по добыче нефти («Сахалин-1», Каспийский трубопроводный консорциум, Нарьянмарнефтегаз и пр.). При этом активы ряда других крупных корпораций в российских секторах продуктов питания («PepsiCo», «Mars»), автомобильной промышленности («General Motors», «CAT», «Ford»), информационных технологий («IBM», «Microsoft»), авиационной промышленности («Boeing») стали для них одними из наиболее прибыльных в мире.
Однако сегодня большинство этих корпораций, крупномасштабные начальные инвестиции которых пришлись на 1990-е годы, переориентировались на стратегию поступательного роста. В региональном срезе большинство американских инвестиций (82%) приходится на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Архангельскую область и Краснодарский край. В последнее время расширилось экономическое сотрудничество с Тюменской и Самарской областями, республиками Татарстан и Коми.
Российскими инвесторами практически не используется сектор услуг, составляющий фундамент американской экономики. Потенциал ограничен еще и тем, что объектом инвестирования являются крупные стратегические отрасли, находящиеся под частичным протекционизмом со стороны государства.
Российский бизнес, в свою очередь, постепенно наращивает инвестиционную активность в США. Это касается, прежде всего, металлургического сектора, на который приходится 65% российских инвестиций со стороны трех ведущих компаний отрасли – «Северстали», «Норильского никеля» и «Евраза», начавших активную экспансию на американский рынок в 2007–2008 гг. Таким образом, двусторонняя инвестиционная деятельность завязана на промышленно-энергетический сектор и нескольких индустриальных гигантов.
Российскими инвесторами практически не используется сектор услуг, составляющий фундамент американской экономики. Потенциал ограничен еще и тем, что объектом инвестирования являются крупные стратегические отрасли, находящиеся под частичным протекционизмом со стороны государства (он выражается, в частности, в американском Законе «Об иностранных инвестициях и национальной безопасности» от 2007 г.). Американских же инвесторов в России останавливают строгие регулирующие нормы, непрозрачность инвестиционных процедур и отсутствие четкого механизма защиты инвестиций.8
Информация о работе Международные экономические отношения США и России