Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении особенностей разрешения межнациональных конфликтов в Северокавказском регионе.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо осуществить ряд задач:
Рассмотреть понятие межнационального конфликта;
Выявить основные виды и формы межнациональных конфликтов;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретико-методологические основы изучения межнациональных конфликтов…………………………………………………………………5
1.1 Понятие межнационального конфликта……………………….…..5
1.2 Виды и формы межнациональных конфликтов………………….9
1.3 Причины и динамика межнациональных конфликтов в России……………………………………………………………………………14
2. Особенности межнациональных конфликтов в современной России…………………………………………………………………….18
2.1 Последствия межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………………………18
2.2 Стратегия разрешения межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………..22
2.3 Способы управления межнациональными конфликтами в Северо-Кавказском регионе…………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список……………………………………………………30
Также можно выделить еще два принципа для классификации межнациональных конфликтов:
Именно Э. Паин и А.А. Попов первыми опубликовали статью по этническим конфликтам в СССР7. Их классификация:
Этнические
группы четко не осознают причины
противоречий, но в отношении оппонента
создают негативный образ «нежелательного
соседа». Как пример можно привести
армяно-азербайджанский
Выдвижение тех или иных притязаний. Обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики). Разрабатываются основные идеологемы, политическая мобилизация вокруг которых есть уже проявление конфликта.
Митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Эта
классификация скорее отражает стадии
и формы межэтнических
Предложена в 1992 – 1993 годах на основе оценки опыта конца 1980-х –начала 1990-х годов.
Суть таких конфликтов может быть не этнонациональной, но этнический параметр в них присутствует непременно. От требований реализации этнических интересов к требованиям государственной независимости.
Основная форма таких конфликтов была институциональной.
Характерно для части бывших союзных республик, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан, Татарстан). Сегодня в отношениях Москвы и Казани прослеживаются элементы как федеративных, так и конфедеративных отношений. Сейчас подобная борьба идёт между Грузией и Абхазией.
Как
правило, самые трудные для
Этнотерриториальные конфликты – споры, ведущиеся от имени этнических общностей, относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Любое притязание на территорию, если оно отрицается другой стороной, - уже конфликт (Стрелецкий).
Такие споры далеко не всегда захватывают большие группы населения. Кроме того, не всякий спор из-за территории является этнотерриториальным конфликтом (условие - этническая мобилизация населения).
Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты, напряжение существует в отношениях между чеченцами и казаками, ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, в Молодежных группах в Якутии, Тыве9, нынешние русско-эстонский, русско-латышский конфликты. Массовые межгрупповые насильственные столкновения имели место в Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Узбекистане.
Данная классификация приобретает всё большее распространение. Однако однозначно классифицировать конфликты не всегда удается, поскольку в одном конфликте может сочетаться множество факторов. Поэтому исследователи говорят о «кластерах» конфликтов.
По характеру происхождения межнациональные конфликты могут быть:
●
социально-экономическими (безработица,
задержки и невыплаты зарплаты, социальных
пособий, не позволяющие большинству
граждан удовлетворять
● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
●
этнодемографическими (сравнительно быстрое
изменение соотношения
● этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
● историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
●
межрелигиозными и
●
сепаратистскими (требование создать
собственную независимую
О
важности исследования и предотвращения
конфликтов на этнической, межнациональной
основе свидетельствуют и такие
цифры: по некоторым неофициальным
источникам, в период с 1991 по 1999 г. число
погибших в межнациональных конфликтах
на постсоветском пространстве составило
более одного миллиона человек.
В Конституции СССР, принятой
в 1977г., было декларировано, что
«на основе сближения всех
классов и социальных слоев,
юридического и практического
равенства всех наций и
Кавказ – важнейший регион, где сегодня проходят испытание на прочность не только межнациональные отношения, но и вся модель национально-государственного устройства России и система федеративных отношений.
Причинами обострения
а)
дезорганизация управления регионом.
Огромная работа, развернутая в регионе
в конце 1997 г. и в начале 1998 г. по выработке
конкретных программ действий в регионе,
была фактически провалена. Никто не занимался
Северным Кавказом вплоть до августа 1999
г. В результате произошел целый ряд трагедий
в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии.
Агрессия банд террористов с территории
Чечни в Дагестан была спровоцирована,
кроме того, бездействовали федеральные
органы власти. Десятки указаний Президента
и решений правительства по Дагестану,
Ингушетии, Осетии, Чечне, Карачаево-Черкесии
в эти годы попросту игнорировались. Федеральные
власти создали ситуацию, когда граждане
региона были отданы на откуп местным
«элитам» и бандитам. И только с началом
антитеррористической операции 1999 г. началась
относительно активная работа в регионе,
был достигнут успех в Дагестане, но его
не удалось закрепить в Чечне. На сегодняшний
день не развязан до конца ни
один из конфликтонесущих, дестабилизирующих
узлов на Кавказе;
б) необеспеченность методов управления соответствующими культурно-информационными, экономическими и этнополитическими мерами, диалогом с гражданским обществом. Основные неудачи государственной политики на Северном Кавказе вызваны методами управления. В целом кавказская политика характеризуется непоследовательностью и несогласованностью действий, попытками решить сложнейшие национальные вопросы отдельными поездками, путем заигрывания с «этнолидерами» в ущерб состоянию национальных отношений в стране;11
в)
религиозный фактор — неприкрытое
заигрывание властей с
г)
слияние этнополитического
д) самое деструктивное влияние оказывает фактор «воюющей» Чечни, провоцирующей взрывоопасность этнополитической обстановки как на Кавказе, так и в России в целом;12
е) сложная ситуация в Республике Дагестан (тяжелейший социально-экономический кризис, массовая безработица, отсутствие ресурсообеспеченных программ восстановления предприятий и создания рабочих мест, влияния криминалитета, постоянное давление этнополитического сепаратизма и экстремизма, непрекращающегося террора со стороны Чечни и др.)
ж)
социально-экономические
з)
настойчивое внедрение на бытовом
уровне и в средствах массовой
информации мнения о том, что криминогенность
— едва ли не
родовая черта некоторых народов Кавказа;
и)
миграция, усугубляющая ситуацию в
регионе. Она не только
обострила межэтнические конфликты, но
и усилила конкуренцию на
рынке труда.
Таким
образом, приведенные выше причины этнополитических
конфликтов убеждают в необходимости
принятия нестандартных шагов в поисках
путей, форм и методов разрешения обострившихся
межнациональных конфликтов Северо-Кавказского
региона.
2.1 Последствия
межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском
регионе
Разнообразные последствия
Внешние приводят к своеобразному переносу на территорию России последствий столкновений, распространенных во всем мире, и особенно на территории бывшего СССР. Здесь исследователи Центра демографии и экологии человека (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) зафиксировали влияние пяти войн, которые, по сути дела, велись на чисто этнической основе (карабахская, грузино-абхазская, таджикская, грузино-югоосетинская, приднестровская). На территории России к этническим следует отнести чеченский и осетино-ингушский конфликты. Их условно отнесем к внутренним.13