Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть этническую ситуацию, основные проблемы идентификации народов и наций в России.
анализировать и классифицировать национальный состав населения страны, а также провести анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества и пути их решения.
Задачами работы являются:
1) рассмотрение исторически сложившегося состава населения в России
2) анализирование государственной национальной политики;
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации…………………5
1.1 Нация, народ, этнос. Основания определения……………………………....5
1.2 Этническая идентичность.…………………………………..........................10
Раздел 2. Национальный состав населения в РФ……………………………..14
2.1 Национальная численность на территории РФ……………………………14
2.2 Языковые семьи и группы………………………………………………….16
Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ………………………………..19
3.1 Национальная политика РФ………………………………………………..19
3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях………………….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации…………………5
1.1 Нация, народ, этнос. Основания определения……………………………....5
1.2 Этническая идентичность.…………………………………....
Раздел 2. Национальный состав населения в РФ……………………………..14
2.1 Национальная численность на территории РФ……………………………14
2.2 Языковые семьи и группы………………………………………………….16
Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ………………………………..19
3.1 Национальная политика РФ………………………………………………..19
3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях………………….21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В России живут более 180 народов и народностей (с 44 религиозными конфессиями). Возникает вопрос: что представляет собой многонациональная общность людей, именуемая Россиянами? Почему мы охотно признаем наличие американской нации, представляющей сплав различных народов Запада и Востока, многие из которых сохраняют свой язык, национальные особенности и традиции, и в то же время не решаемся говорить о многонациональной российской нации? Ведь никто еще не доказал, что нации могут возникать только на основе сближения, смешения, слияния донациональных форм общности людей - родоплеменный образований и народностей. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что в рамках многонационального государства на основе объективных процессов возникает тенденция складывания “многонациональной нации”.
Проблема идентификации народов и наций рассмотрена множеством ученых. Изучением данной темы занимались такие выдающиеся отечественные ученые как Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилёв, Ю.Г. Волков, А.П. Садохин, С.В. Соколовский и т.д.
Актуальность данной темы состоит в том, что тема идентичностей – является одной из наиболее реагирующих на политические перемены в стране, да и в мире в целом. С изменением политической ситуации, исходя из социальной категоризации выбираются те концепты, которые политикам или политологам кажутся наиболее приемлемыми для их проектов. Не является исключением и проблема взаимодействия и акцентации этнической идентичности с государственной и гражданской.
Для изучения этноса, нации, народа и процессов происходящих с ними, необходимо дать их определения. Но даже при определении понятия этнос мы сталкиваемся с его вариативностью. "Этнос – явление, определяемое общностью происхождения"; "этнос – порождение культуры на базе общего языка"; "этнос – скопище людей, объединенное общим самосознанием"; "этнос – группа людей, похожих друг на друга"; "этнос – условная классификация, обобщающая людей в зависимости от той или иной формации"; "этнос-социальная категория"; "этнос-порождение природы" и т.д.
Цель работы:
Задачами работы являются:
1) рассмотрение исторически сложившегося состава населения в России
2) анализирование государственной национальной политики;
Объектом исследования выступают проблемы идентификации наций и народов, населяющих РФ, межнациональные отношения и национальная политика в РФ.
Предмет исследования: национальный состав населения в Российской Федерации.
Раздел 1. Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации
Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.
К общностям социально-
Весьма многозначен термин «народ». В обиходном языке народом обычно называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук, и прежде всего этнографии, народ – это общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский народ» или «узбекский народ», «польский народ», «венгерский народ» и т. д. В этом случае термин «народ» равнозначен термину «нация». Иногда термин «народ» употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств и др. Например, многонациональный народ Российской Федерации, народ Казахстана и т. п. Как видно, термин «народ» относится к очень различным типам общностей, а также выступает как собирательный по отношению к нескольким социально-этническим общностям.
Нация. Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов1.
Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное”. Главное в том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ибо у нас никогда не было гражданского общества - ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.
Не может удовлетворить нас и старое определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства, фаза развития этноса (по ступеням: род – племя – народность – народ – нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.
Нация - этническая категория более высокого ранга, чем народ, обычно включает несколько народов. Объединение людей на основе единых стандартов литературного языка, школы и средств массовой информации. Иногда рассматривается как сугубо политическая категория (объединение)
В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие «этнос». Правда, в западной социологической литературе оно употребляется издавна.
«Понятие «этнос» (слово греческого происхождения, обозначающее племя, народ) является исходным для характеристики социально-этнических общностей, поскольку дает возможность для однозначного выражения того общего, что имеется в понятиях «нация», «народность», «этническая группа» и др. Это общее – наличие определенной языковой и культурно-бытовой специфики, единого самосознания. Его принято называть этническим, а совокупности людей – «этносами». Понятие «этнос» охватывает все социально-этнические общности».
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, – язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.
В современной историко-
Это определение было подвергнуто
критике В.И. Козловым, который предложил
свою дефиницию этнической общности:
«Этническая общность – социальный
организм, сложившийся на определенной
территории из групп людей при
условии уже имевшейся или
достигнутой ими по мере развития
хозяйственных и социально-
Теория этноса наиболее обстоятельно была рассмотрена и разработана в труде Ю. В. Бромлея «Этнос и этнография». По Ю. В. Бромлею, «этнос в узком смысле слова в самой общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований». Ю. В. Бромлей полагает также, что «компоненты этноса... могут быть сопряжены в конечном счете с любой сферой человеческой деятельности. Поэтому оказывается возможным "пересечение" этнографии с любой наукой, занимающейся изучением того или иного аспекта жизни людей»4.
Не входя здесь в подробное рассмотрение приведенных определений этнической общности, сформулированных современными советскими этнографами, обратим внимание на то, что наиболее характерными для первобытнообщинного строя, в том числе и для позднейших его периодов, формами общностей являются род, племя, союз племен. В отношении рода Ф. Энгельс справедливо указывал в свое время, что, «встречая у какого-нибудь народа род как основную общественную ячейку, мы должны будем искать у него и племенную организацию»5. В то же время, очевидно, что обособленное племя, как форма этнической и социальной организации, в эпоху разложения первобытнообщинного строя перестало удовлетворять потребностям социального уровня эпохи и потому родился новый тип общностей – союз племен. Представляется необходимым добавить к этому, что образование союзов племен стимулировалось регулярными войнами, которые стали непременным общественным явлением. Именно война продиктовала консолидацию родственных племен как настоятельную жизненную необходимость – консолидация племен стала фактором, от которого зависело физическое существование конкретных этнических общностей.
Таким образом понятия «этнос», «нация» и «народ» не являются тождественными, являются самостоятельными понятийными единицами, но тесно переплетены и связаны между собой.
В многочисленных исследованиях, затрагивающих так или иначе данную тему, понятие этнической идентичности зачастую употребляется без какой-либо дефиниции, видимо, из-за кажущейся простоты. Действительно, для определения того, что есть этническая идентичность, достаточно ограничиться короткой формулой «ощущение принадлежности индивидуума к какому-либо этносу, отличному от других». Однако, помимо этого, представляется необходимым определить внутренние категории данного понятия, его структуру, поскольку этническая идентичность не является понятием монолитным.
В целом, обобщив литературу по данному вопросу, будем исходить из того, что этническая идентичность как многопризнаковая система состоит из следующих компонентов, некоторые из которых являются спорными:
1) антропологический тип;
2) язык и его диалекты, отношение к языку и разным формам его существования;
3) самоназвание;
4) общность материальной и духовной культуры;
5) общность религии;
6) формы, стереотипы поведения;
7) тип социальных связей;