Межнациональные отношения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
Рассмотреть этническую ситуацию, основные проблемы идентификации народов и наций в России.
анализировать и классифицировать национальный состав населения страны, а также провести анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества и пути их решения.
Задачами работы являются:
1) рассмотрение исторически сложившегося состава населения в России
2) анализирование государственной национальной политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Идентичность в парадигмах этноса, народа, нации…………………5
1.1 Нация, народ, этнос. Основания определения……………………………....5
1.2 Этническая идентичность.…………………………………..........................10
Раздел 2. Национальный состав населения в РФ……………………………..14
2.1 Национальная численность на территории РФ……………………………14
2.2 Языковые семьи и группы………………………………………………….16
Раздел 3. Межнациональные отношения в РФ………………………………..19
3.1 Национальная политика РФ………………………………………………..19
3.2 Основные проблемы в межнациональных отношениях………………….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Народы и Нации.docx

— 60.90 Кб (Скачать файл)

Советский режим просто на время законсервировал  болезнь национализма, и как только появились условия, «заморозка»  отошла. Перестройка и неподготовленный переход от плановой экономики к  рыночной принесли большинству населения  в основном невзгоды и проблемы. В регионах начались первые народные волнения. Чтобы заглушить их, политики, получившие власть в России в начале 90-х годов, предложили самый популистский способ. Регионам, особенно тем, где  компактно проживали представители  национальных меньшинств и уже появились  столкновения на национальной почве, было предложено «брать суверенитета сколько  угодно».

Региональные  элиты приветствовали этот дар: они  получили возможность увеличить  свою власть и благосостояние. Нувориши увидели реальную возможность обезопасить  себя лично и свой капитал от возможных  преследований со стороны федеральных  правоохранительных органов. Большинство  населения первоначально тоже восприняло такое предложение с восторгом, поверив лозунгам и посчитав, что  жизнь станет лучше, так как теперь   не нужно будет платить «дань» центру.

Но  «полный суверенитет» не привел к  повышению жизненного уровня большинства  населения этих регионов. Для местных  властей сложилась взрывоопасная  обстановка. И в этот трудный для  себя час местные элиты в ряде бывших автономных республик, чтобы  обезопасить себя от справедливого  народного недовольства, обратились к проблемам прошлого, подняв знамя  национализма.

В отдельных регионах с этнически  смешанным населением власти стали  «напоминать» представителям так называемых титульных национальностей, что  все беды и несчастья в их жизни  – результат «векового гнета» русских и несправедливости российских и советских властей по отношению  к национальным окраинам. В подтверждение  приводилась масса негативных фактов из истории Российской империи и  СССР.

В итоге в этих регионах началось притеснение, а затем и изгнание «чужаков», которыми в первую очередь оказались  русские, а потом и представители  других национальностей. Они потеряли кров и работу, а заодно и возможность  терпимого отношения к своим  бывшим соседям, которые подвергли  их насильственной депортации «в отместку за ошибки предков».

Последовавший кризис региональных экономик способствовал  ликвидации целых отраслей, возникновению  массовой безработицы, развалу социальной системы и резкому обнищанию  большей части местного населения. И оно ринулось на заработки в  центральные районы России, в те края, где уровень жизни был  выше, а условия проживания цивилизованнее.

В первую волну мигрантов из отдаленных регионов попала наиболее высококультурная часть населения, которая смогла успешно адаптироваться к обычаям  и культуре на новом месте жительства. Но следом за ними свою традиционную среду  обитания покидали и другие: безработные, люди, не имеющие специального образования, представители беднейших и наименее защищенных слоев. Им оказалось гораздо  труднее воспринять новую для  них культуру, новые формы общественных взаимоотношений, новые порядки  общежития и правила поведения. Именно эти люди привнесли в места  нового проживания определенные проблемы, на которые местные власти вначале  не обратили серьезного внимания. А  негативные последствия оказались  очень серьезными.

Местное население с настороженностью и  озабоченностью восприняло факт появления  мигрантов, особенно представителей других национальностей. Местные жители увидели  в них конкурентов на рынке  труда, готовых работать за меньшую  зарплату и без социальных гарантий. Раздражало и не всегда адекватное поведение мигрантов в местной  социальной среде. Мигрантов в свою очередь стали подвергать остракизму за особенности традиционной культуры, характера и обычаев, которые  они пытались сохранить.

Встречая  негативное отношение со стороны  местного населения и властей  и стремясь выжить на новой территории, мигранты были вынуждены держаться  сообща. Опираясь на свои этнические традиции и родственные связи, они создали  диаспоры на местах своего нового проживания. К сожалению, в ряде случаев эти  структуры не всегда защищают свои права в рамках закона.

Масло в огонь противостояния местных  жителей и приезжих подливало  поведение местных органов власти, которые, с одной стороны, за взятки решали многие вопросы в пользу мигрантов, а с другой – наоборот, притесняли мигрантов по малейшему поводу, тем  самым провоцируя их дальнейшее неадекватное поведение.

  Следующим ударом по системе  межнациональных отношений стала  спровоцированная политическими  авантюристами война в Чечне,  принесшая смерть и горе десяткам  тысяч ни в чем не повинных  российских граждан различных  национальностей. События в Чечне  вызвали волну негативного отношения  ко всем мигрантам из республик  Северного Кавказа. Это отношение  во многом формировалось средствами  массовой информации и местными  органами власти, которые используют  постыдный термин «лицо кавказской  национальности».

Кроме того, в 90-е годы федеральный центр  и региональные власти недооценили  внутреннего противостояния в республиках  Северного Кавказа. Не секрет, что  в каждой из них есть влиятельные  кланы и привилегированные группы, в разное время получившие от центра властные функции. Их роль в дестабилизации положения потенциально опасна, поскольку  они готовы пойти на все, чтобы  сохранить свое положение. Отсюда истоки кумовства, укрывательства преступлений, коррупции.

Кавказский  регион исторически был и сегодня  остается зоной повышенного внимания со стороны различных государств и международных военно-политических и экономических структур, всерьез  заинтересованных в дестабилизации политической и социально-экономической  ситуации в регионе. Для достижения своих целей они используют местные сепаратистские силы, вдохновляя, спонсируя и прикрывая их деятельность на международном уровне. Участившиеся теракты и атаки боевиков в Дагестане, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и ряде других республик – тревожные признаки того, что Северный Кавказ по-прежнему остается бомбой замедленного действия. Идеологическая среда и почва для взрыва подспудно кипящего кавказского котла – справедливое недовольство населения, оказавшегося в труднейших социально-экономических условиях. Молодежь, не получившая должного образования, не имеющая работы и лишенная жизненного опыта, попадает под влияние идеологов национализма и сепаратизма. Нельзя не отметить, что терроризм и национализм на Северном Кавказе приобрели одинаковую окраску. Как правило, все террористические акции проходят под лозунгами национализма и превратно понятых религиозных догм.

С момента зарождения цивилизации  большая часть человечества живет  согласно религиозным учениям. Дело ученых и теологов сравнивать основные постулаты разных конфессий. Важно, чтобы никто не оспаривал право  людей исповедовать любую веру или  не исповедовать никакой, и их равноправие, не зависящее от принадлежности к  той или иной конфессиональной или  этнической группе.

Но  последние события показали, что  есть силы, стремящиеся к переделу мира на основе борьбы конфессий и  утверждающие, что именно противостояние мировых религий может привести к новой мировой войне. До сих  пор вспышки межконфессионального насилия часто провоцировались  правящими группами, а простые  верующие оказывались орудием и  жертвой. В годы гонений и погромов простые люди, веками, несмотря на разную веру, жившие в дружбе с соседями-иноверцами, спасали их от смерти.

Еще недавно наша страна жила в условиях тоталитарного строя, принудительно  проповедовавшего атеизм. Но исторически  в России мирно уживались самые  разные религии. На улицах российских городов можно увидеть рядом православные храмы и мечети, католические соборы и синагоги. В современном российском обществе религиозные свободы стали реальностью. Нельзя не отметить вклад религиозных деятелей в нравственное воспитание населения, в сохранение культурных и исторических ценностей. Получив долгожданную свободу деятельности, конфессиональные объединения играют все более активную роль в общественно-политической жизни. Авторитет их лидеров возрос как никогда ранее. Но реальностью стали и межрелигиозные конфликты. Часто при попустительстве властей за них выдаются обычные бытовые противоречия. События последних лет показывают, что в нашей стране появляются реальные силы, разжигающие религиозную рознь. В основе идеологии новых религиозных фанатиков и экстремистов лежат те же опасные постулаты, что и у крайних националистов: расизм, превосходство одной религии над другой, возможность использования силы для достижения своих антигуманных целей. В результате религией оправдывается и прикрывается деятельность сепаратистских и террористических организаций.

Очевидно, что между людьми, исповедующими  разные религии, могут быть богословские или научные споры. Но распри на религиозной  основе быть не должно: тот, кто не уважает  другую нацию, другую религию, не уважает  и свой народ, и свою веру. Религия  никогда не разделяла жителей  России. Лидеры конфессий нашей страны должны сообща участвовать в формировании общественного сознания, демонстрируя взаимное уважение и не забывая о  таких важных инструментах, как телевидение  и Интернет. Одновременно власть и  религия должны совместно делать все возможное, чтобы не допустить  использования религиозных догматов экстремистами и террористами.

 

 

 

Заключение

Внутренняя политика любого развитого государства имеет много путей развития. Возможно, на этапе становления новой российской государственности и перехода к новым экономическим отношениям вопросы этнической и религиозной политики оказались на втором плане. Но в случае недооценки их важности или ошибочных решений последствия могут свести на нет любые политические и экономические успехи, и, в конечном счете, привести к катастрофе.

В своей работе, посвящённой теме народов и наций России, я попытался изучить национальный состав России. Проанализировать статистические данные по народам, живущим на территории нашей необъятной Родины.

Понять основные особенности  проживания различных народов на одной территории и выявить причины  конфликтов между различными нациями.

В Российской Федерации проживают  представители свыше 160 национальностей. При этом этнический состав населения  страны непрерывно меняется.

Этническая принадлежность характеризуется культурными обычаями и мировоззрением, объединяющая определенную группу людей. Для выделения этнических групп используются характеристики: язык, история, религия и пр.

Каждый народ  индивидуален, т. к. отличается укладом  жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и  родственные группы в языковые семьи.

Естественно, что в таком  многонациональном обществе существуют проблемы. Проблемы национальной идентификации  граждан стран со сложной этнической структурой населения требуют тщательного  критического анализа всех имеющихся данных. Этнологи этой проблематикой долгое время почти не интересовались, поскольку традиционно в большей мере были сосредоточены на изучении проблем меньшинств и архаических культур. Политологи и социологи, в свою очередь, считали: исследовать настроения и политические ориентации этнического большинства – то же самое, что изучать проблемы всего российского общества. Однако в постсоветский период «русский вопрос» все чаще становился предметом обсуждений – сначала только политиков и публицистов, а в последнее время и ученых.

      Вышеизложенное,  думается,  позволяет  не   только   понять   основные тенденции нашего национального  бытия, его вероятные  перспективы, но и делать некоторые общие выводы, сформулировать  конкретные  предложения, касающиеся межнациональной консолидации     россиян, недопущению межнациональных конфликтов и укрепления государственности и единства России.

 

Список Литературы

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  2. Волков Ю.Г. и др. Социология – М., 2003.
  3. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. СПб. 1992.
  4. Кравченко А.И. Социология – М.: Проспект, 2003.
  5. Лунев В.В. Межнациональные конфликты. // Социологические исследования. – 2003 г.
  6. Муштук О.З. ПОЛИТОЛОГИЯ: Учебно-методический ком- плекс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 384 с.
  7. Общественная география России: учебное пособие для вузов/ под редакцией В.П.Дропова, В.Г.Глушковой. Москва: Классик стиль, 2003.
  8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.
  9. Соколовский С.В. Подходы к изучению этнической идентификации – М., 2003.
  10. Фроянов И.Я. Начала русской истории. Избранное. М., 2001.
  11. Ященко З.И. Социология. Учебник для ВУЗов – СПб.: Питер, 2005.
  12. http://flogiston.ru/articles/social/etnic
  13. ru.wikipedia.org /информационный ресурс/
  14. www.perepis-2010.ru/ Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года»

1 Кравченко А.И. Социология – М.: Проспект, 2003. . –С.91

2 Соколовский С.В. Подходы к изучению этнической идентификации – М., 2003. –С.49-50

3 Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика – М.: Старый сад, 1999. –С.35-37

4 Соколовский С.В. Подходы к изучению этнической идентификации – М., 2003. –С.49-50

5 Ященко З.И. Социология. Учебник для ВУЗов – СПб.: Питер, 2005. –С.77

6 Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. СПб. 1992. –С.109

7 Википедия [Информационный ресурс] /ru.wikipedia.org/wiki/Российская_империя

8Википедия [Информационный ресурс]/ru.wikipedia.org/wiki/Союз_Советских_Социалистических _Республик

9 Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года» [Информационный ресурс]/ http://www.perepis-2010.ru/

10 Википедия [Информационный ресурс]/ru.wikipedia.org/wiki/Россия

11 Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года» [Информационный ресурс]/ http://www.perepis-2010.ru/

12 Портал «Всероссийская перепись населения 2010 года» [Информационный ресурс]/ http://www.perepis-2010.ru/

 


Информация о работе Межнациональные отношения в РФ