Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа
Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.
Рисунок 12 - Динамика импорта транспортных услуг [35]
Грузовые перевозки в интересах резидентов выросли на треть, их объем в стоимостном выражении в 2010 году составил 5,9 млрд. долларов США. Увеличение этого показателя обусловлено интенсивным ростом физических объемов импортируемых Российской Федерацией товаров.
Рисунок 13 - Структура импорта грузовых перевозок
по видам транспорта в 2010 году
В структуре грузоперевозок доминировали воздушные и водные (осуществленные резидентами стран дальнего зарубежья). Выручка иностранных авиакомпаний от перевозки грузов в интересах российских потребителей составила 2,9 млрд. долларов США, что на 32% выше показателя предыдущего года.
Также интенсивно прирастало
использование услуг
Как и в предыдущие годы, импорт грузовых перевозок преимущественно предоставлялись резидентами стран дальнего зарубежья, а их доля составила 90%. В 2010 году выручка иностранных компаний от проданных на территории Российской Федерации пассажирских билетов увеличилась более чем на четверть и равнялась 3,5 млрд. долларов США. Ведущим видом транспорта оставался воздушный, его доля в совокупном показателе составила 84%.
Рисунок 14 - Структура импорта пассажирских перевозок
по видам транспорта в 2010 году [34]
Традиционно при осуществлении поездок в страны СНГ предпочтение отдавалось более дешевому виду транспорта – железнодорожному. В структуре пассажирских услуг, оказанных странами Содружества, его доля составила более половины. Из полученных услуг на сумму 0,5 млрд. долларов США 57% пришлось на услуги, оказанные железнодорожной компанией Украины.
Вспомогательные и дополнительные услуги, предоставленные иностранной транспортной инфраструктурой, увеличились в 2010 году на 20% до 2,7 млрд. долларов США.
Расходы, связанные с обслуживанием воздушных судов российских авиакомпаний в портах иностранных государств, составили 1,5 млрд. долларов США, что выше показателя 2009 года на 0,3
млрд. долларов США.
Затраты российских судоходных компаний на вспомогательные и дополнительные услуги выросли с 0,8 млрд. долларов США до 0,9 млрд. долларов США, при этом их подавляющая часть (96%) пришлась на обслуживание в портах стран дальнего зарубежья.
Импорт услуг по данной статье составил 26,5 млрд. долларов США, что на 27% выше его значения в 2009 году, в том числе без учета приобретенных для личного пользования автомобилей – 26,4 млрд. долларов США (прирост на 27%). Это – новое максимальное значение в ряду наблюдений, превысившее прежний пиковый уровень 2008 года на 15%.
Наибольшие объемы импортируемых услуг, связанных с поездками, традиционно приходятся на страны дальнего зарубежья; их удельный вес в 2010 году составил 89% против 88% годом ранее.
Покупка гражданами Российской Федерации автомобилей за рубежом, не предполагающая их перепродажу внутри страны, является специфическим видом затрат, поэтому далее анализ импорта услуг по поездкам приводится с исключением стоимости ввезенных автомобилей.
В 2010 году сохранялось преобладание личных поездок. Их доля составила 93% для стран дальнего зарубежья и 94% для стран СНГ.
Количество иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в рассматриваемом периоде (включая въехавших с целью временного трудоустройства), снизилось по сравнению с 2009 годом на 2% и составило 27,6 млн. человек. При этом численность въезжающих из стран СНГ увеличилась на 1%, а из стран дальнего зарубежья - напротив сократилась на 6%.
Наибольшими темпами увеличивалось количество въезжающих граждан Киргизии (на 12%), Армении (на 8%) и Азербайджана (на 7%), главным образом, из-за повышения спроса на российском рынке труда. Из стран дальнего зарубежья за истекший период Россию посетило на 26% больше граждан Литвы, на 12% - Израиля, на 10% - Латвии, на 7% - Китая, на 4% - Франции, на 3% - Италии и Германии. В то же время на 11% сократился въезд граждан Соединенного Королевства, на 10% - Турции, на 9% - Польши, на 8% - США, на 5% - Испании, на 4% - граждан Финляндии.
Численность российских резидентов, находившихся в поездках за пределами страны (включая выехавших с целью временного трудоустройства), увеличилась на 18%, составив 36,3 млн. человек. Страны СНГ посетило 14,5 млн. россиян (на 9% больше). В страны дальнего зарубежья выехало 21,8 млн. человек (на 24% больше). За истекший период количество выездов россиян в Таиланд увеличилось почти вдвое, в Тунис – на 46%, на Кипр – на 44%, в Египет и Испанию - на 40%, Грецию – на 37%, Китай – на 36%, Болгарию – на 34%, Польшу – на 31%, Италию – на 30%, Чехию, ОАЭ, Хорватию и Австрию – на 29%, Израиль – на 25%, Турцию – на 23%, США – на 15%, Финляндию – на 14%, Германию – на 13%, Соединенное Королевство – на 11%, Францию – на 10%. Как и годом ранее,
лидирующими направлениями были - Финляндия (3,4 млн. человек), Турция (3,0 млн. человек), Египет (2,5 млн. человек) и Китай (2,3 млн. человек).
Средние расходы (отражающие изменение цен, географии и целей поездок) одного въехавшего на территорию Российской Федерации нерезидента уменьшились со 191 до 185 долларов США (на 3%). Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию увеличились с 204 до 223 долларов США (на 9%), а граждан СНГ - сократились со 181 до 159 долларов США (на 12%). Каждый выезжавший за границу в 2010 году резидент России тратил 726 долларов США против 676 долларов США годом ранее (на 7% больше), при этом в странах дальнего зарубежья такие затраты составили 1072 доллара США против 1043 долларов США (на 3% больше), а в странах СНГ – 203 против 189 долларов США (на 7% больше).
Структурные изменения поездок
в рассматриваемом периоде
Во въездном потоке на 1 процентный пункт увеличилась доля граждан СНГ, въезжавших на территорию России с целью временного трудоустройства. В то же время на динамике экспорта отрицательно сказалось снижение на 6 процентных пунктов доли въезжающих с частными целями из стран дальнего зарубежья. В выездном потоке на 1 процентный пункт увеличилась доля поездок в страны дальнего зарубежья, совершенных с туристической целью (до 97%), преимущественно за счет роста удельного веса выездов в страны Европейского союза, Израиль, ОАЭ, США и Швейцарию.
Импорт строительных услуг увеличился на 0,6 млрд. долларов США до 5,1 млрд. долларов США. На долю фирм из дальнего зарубежья пришлось 73% операций. Основные подрядчики – турецкие компании – получили выручку за выполненные работы в размере 1,3 млрд. долларов США, что равно показателю предыдущего года.
Значительно (почти в 9 раз) вырос объем строительных услуг, оказанных резидентами стран СНГ. Это произошло в основном за счет изменения методики формирования данного показателя.
В импорте были учтены операции физических лиц – нерезидентов, оказывавших строительные услуги в составе бригад. Объем таких работ в 2010 году был оценен в размере 1,2 млрд. долларов США, что составило 90% от показателя по странам СНГ.
Одним из наиболее перспективных направлений деятельности на мировом рынке услуг является предоставление прав на использование лицензионного объекта (товарного знака, торговой марки, «ноу-хау», технического опыта). Такие операции регистрируются в балансе услуг по статье «роялти и лицензионные платежи».
Российская экономика является нетто-импортером данных услуг, отрицательное сальдо составило в отчетном году 4,4 млрд. долларов США, в предшествующем году – 3,6 млрд. долларов США.
Импорт по статье «роялти и лицензионные платежи» увеличился на 23% до 5,1 млрд. долларов США, практически все операции осуществлялись с резидентами стран дальнего зарубежья.
Основные денежные потоки,
связанные с лицензионными
В импорте услуг операционного лизинга (2,8 млрд. долларов США в отчетном году) преобладали операции по аренде машин и оборудования, их удельный вес превысил 70%. Рост последних с 1,5 млрд. долларов США в 2009 году до 2,0 млрд. долларов США в 2010 году связан, главным образом, с арендой транспортных средств.
Удельный вес стран дальнего зарубежья – арендодателей транспортных средств в данном показателе составил 94%, а основная доля операций - это аренда воздушных и морских судов. Значительные объемы услуг были предоставлены Ирландией (30% в импорте из стран дальнего зарубежья), Кипром (21%) и США (10%).
Услуги, предоставленные странами СНГ, выросли до уровня 2008 года и составили 0,2 млрд. долларов США.
Оборот деловых, профессиональных и технических услуг в 2010 году составил 24 млрд. долларов США, увеличившись на 1,5 млрд. долларов США относительно предыдущего года при синхронном росте экспорта и импорта.
Импорт деловых, профессиональных и технических услуг в 2010 году составил 13 млрд. долларов США (12,2 млрд. долларов США годом ранее). Как и в предыдущие годы, значительный объем (порядка двух третьих в совокупности) в его структуре занимали услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях; услуги в области сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, переработка; консалтинговые услуги. По-прежнему значимой категорией оставались прочие услуги, что объясняется, в первую очередь, отнесением к этой статье, помимо не классифицированных операций, динамично развивающегося на международном рынке вида операций – аутсорсинга.
Услуги в области архитектуры, инженерные услуги и услуги в технических областях, формируемые за счет широкого спектра осуществленных нерезидентами операций (от сейсморазведочных работ и верификации исследований до разработки проектно-сметной документации при строительстве жилых или производственных комплексов), занимают одну из ключевых позиций в импорте деловых, профессиональных и технических услуг. Платежи по этой статье равнялись 4,1 млрд. долларов США, из них в пользу компаний стран дальнего зарубежья было перечислено 3,7 млрд. долларов США, стран Содружества - 0,5 млрд. долларов США, увеличение произошло соответственно на 7% и 24%.
Более половины совокупного импорта пришлось на пять стран, в число которых вошли США, Германия, Украина, Нидерланды, Франция и Италия. Следует отметить, что на фоне общего роста операций данного вида стоимостной показатель реализованных договоров с компаниями США снизился на 31%.
На долю оказания инжиниринговых
услуг и проектно-
Рисунок 16 - Структура импорта деловых, профессиональных
и технических услуг
Затраты российских компаний, связанные с привлечением иностранных фирм к управлению бизнесом, к разработке стратегии предпринимательства, а также к другим подобным видам деятельности, отражаемым по разделу консалтинговых услуг, увеличились с 2,2 млрд. долларов США в 2009 году до 2,3 млрд. долларов США в отчетном периоде. Практически весь их объем пришелся на страны дальнего зарубежья, где лидерами традиционно выступают Соединенное Королевство (16%), Нидерланды (15%) и США (10%).
Показатель потребленных услуг в области сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, переработки установился на уровне 2,5 млрд. долларов США, он стабильно связан со значительным привлечением иностранных компаний к выполнению работ на нефтяных и газовых месторождениях: на долю предприятий Панамы пришлось 0,9 млрд. долларов США (36%), США - 0,3 млрд. долларов США (13%), Кипра – 0,2 млрд. долларов США (9%).
Импорт услуг в 2011г. повысился на 22% - до 90,0 млрд. долларов США. Опережающие темпы прироста транспортных услуг (на 27%), в первую очередь наблюдавшиеся в грузовых перевозках авиационным и водным транспортом, были связаны с возросшими объемами доставки импортных товаров. Услуги пассажирских перевозок, оказанные иностранными авиакомпаниями, увеличились почти на треть. Расходы резидентов, связанные с поездками за границу, повысились на 22% и достигли 32,5 млрд. долларов США. Импорт деловых, профессиональных и технических услуг вырос на 20%, строительных - на 29%.
Таблица 4 - Внешняя торговля
Российской Федерации услугами
в структуре расширенной классификации
услуг (по методологии платежного баланса)
за 2011 год (млн. долл. США) [39]
2011 г. | |||
Всего |
С дальним зару- |
Со странами СНГ | |
Импорт услуг |
-89 972 |
-81 141 |
-8 831 |
Транспорт |
-15 303 |
-13 163 |
-2 140 |
Поездки |
-32 466 |
-29 422 |
-3 044 |
Услуги связи |
-2 530 |
-1 905 |
-625 |
Строительные услуги |
-5 655 |
-4 865 |
-790 |
Страховые услуги |
-1 293 |
-1 265 |
-28 |
Финансовые услуги |
-1 744 |
-1 739 |
-5 |
Компьютерные и информационные услуги |
-2 433 |
-2 372 |
-61 |
Роялти и лицензионные платежи |
-6 105 |
-6 040 |
-65 |
Прочие деловые услуги |
-19 278 |
-17 879 |
-1 399 |
Услуги в сфере культуры и отдыха |
-1 059 |
-1 019 |
-40 |
Государственные услуги |
-2 107 |
-1 472 |
-635 |