Мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Технический и технологический прогресс в транспортной, компьютерной и телекоммуникационных отраслях, включая развитие сети Интернет и электронной коммерции, особенно актуализирует участие национальных экономик в международной торговле услугами. Под воздействием ряда объективных факторов в последние десятилетия происходит увеличение её объемов, усиление конкуренции, борьба за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа мир.рынок (1) (2).docx

— 686.64 Кб (Скачать файл)

Позиции России на мировом  рынке услуг значительно уступают её позициям на рынке товаров. По данным Всемирной торговой организации, в 2011 г. Россия находилась на 23 месте в мире среди экспортеров услуг и на 12 месте среди экспортеров товаров. Доля России в мировом экспорте услуг в 2010 г. составляла 1,2%, что говорит о низкой степени вовлеченности российских компаний сферы услуг в международную торговлю, а также свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора в системе внешнеэкономических связей страны. При этом потенциал развития российского экспорта услуг значительно выше, чем для большинства готовых изделий. Рост поставок услуг может стать одним из важных направлений диверсификации экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей. [40]

Характерная для мировой экономики тенденция увеличения доли сферы услуг в ВВП наблюдается и в России. Так, доля доходов и занятость в этой сфере услуг возросла до 60%, однако, экспорт услуг составляет только 10% совокупного вывоза страны, что отражает диспропорции развития данного сектора экономики.

Стоимость импорта услуг постоянно и в растущих размерах опережает стоимость экспорта – соответственно, увеличивается сальдо по этому разделу платежного баланса. В 2011 г. отрицательное сальдо России в торговле услугами достигло своего исторического максимума, составив – 37 млрд долл. В последние годы происходил заметный рост коэффициента несбалансированности торговли услугами (отношение сальдо к обороту): этот показатель вырос с 19% в 2001г. до 25% в 2011 г. Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых и страховых, большинства видов прочих деловых, профессиональных и технических услуг, а также роялти и лицензионных платежей.

Импорт услуг в первом полугодии 2012г. равнялся 45,4 млрд. долларов США. Из них расходы, связанные с выездами граждан Российской Федерации за границу, составили 15,5 млрд. долларов США (или 34% от общей величины). В импорте услуг, связанных с посещением российскими гражданами иностранных государств, доминировали личные поездки в страны дальнего зарубежья.

Стоимость прочих деловых  услуг превысила 8,9 млрд. долларов США (или 20% общего импорта услуг). В том числе плата за услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом (FISIM)3, составила 0,4 млрд.долларов США.

Наиболее значимыми в  составе прочих деловых услуг  были технические, связанные с торговлей и прочие, стоимость которых в первом полугодии 2012 года оценивается в 6,3 млрд. долларов США. Преобладающая часть последних была оказана резидентами из стран дальнего зарубежья.

Импорт транспортных услуг  в 2012г. возрос по сравнению с январем-июнем 2011 года на 9% и составил 7,5 млрд. долларов США (или 17%). Половина международных услуг, предоставленных иностранными транспортными компаниями, - грузовые перевозки, около трети - пассажирские.

Рисунок 17 – Структура импорта услуг в первом полугодии 2012 года (в % к итогу)

Стоимость прочих деловых  услуг превысила 8,9 млрд. долларов США (или 20% общего импорта услуг). В том числе плата за услуги по финансовому посредничеству, измеряемые косвенным образом (FISIM)3, составила 0,4 млрд.долларов США.

Наиболее значимыми в  составе прочих деловых услуг  были технические, связанные с торговлей и прочие, стоимость которых в первом полугодии 2012 года оценивается в 6,3 млрд. долларов США. Преобладающая часть последних была оказана резидентами из стран дальнего зарубежья.

Импорт транспортных услуг  возрос по сравнению с январем-июнем 2011 года на 9% и составил 7,5 млрд. долларов США (или 17%). Половина международных услуг, предоставленных иностранными транспортными компаниями, - грузовые перевозки, около трети - пассажирские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития торговли услугами РФ на арене мирового рынка услуг

Ввиду несовершенной структуры  внешней торговли услугами в условиях глобального кризиса следует  ожидать дальнейшего усиления давления на Россию с целью открытия ее рынков. По заключению экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), «российская  экономика остается одной из самых  закрытых в мире и продолжает возводить  барьеры, препятствующие ее широкому участию  в мировой торговле услугами». Об этом говорится в докладе ВЭФ  о вовлеченности стран в международную  торговлю в 2009 году (The Global Enabling Trade Index 2009). В рейтинге открытости экономики Россия заняла 109 место из 121 возможного. По мнению экспертов ВЭФ,  хотя она занимает восьмое место в мире по объему экономики, но является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта услуг.

С учетом данных проблем  экономического развития России в Концепции  долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года поставлена задача перехода отечественной экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. К 2020 году страна может  занять значимое место (5–10 процентов) на рынках интеллектуальных, туристических  и транспортных услугах в 5–7 и  более секторах.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран - богатых, бедных, со средним уровнем  развития. Но доминирующее положение  на внешних рынках услуг, как и  в их производстве, занимает небольшая  группа высокоразвитых стран, причем в  торговле услугами  оно выражено сильнее, чем на товарных рынках.

Показатели трансграничной торговли не дают точного представления  о масштабах и темпах глобализации услуг, поскольку этот процесс более  интенсивно развивается в других формах. Услуги занимают   значительную долю на мировых рынках капитала, поскольку  производители при этом варианте экспансии могут обойти барьеры  в трансграничных операциях и  использовать к своей выгоде географическую близость  к  потребителям  и  другие  преимущества  непосредственного присутствия на рынках. Международные слияния и поглощения фирм в последние годы концентрируются в сфере услуг. [36]

В начале нового века активизируется такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Отрасли сферы услуг в процессе межстрановой динамики капитала становятся все более предпочтительными.  Стабильно высокими темпами растут потоки туристов и лиц, выезжающих за рубеж с деловыми целями. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования,  медицинской помощи,  и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет часть общего спроса на услуги. Привлекаются иностранные программисты, ученые, преподаватели, медики, а также не­квалифицированные работники.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных  связей. Открытию мировых рынков перед  услугами немало способствовали либерализация  экономики и научно-технический  прогресс, стимулируя их рыночную экспансию.  Особое значение для услуг имела  политика либерализации внешнеэкономических  отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных  экономических объединений и  организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Не менее сильным ускорителем  интеграции услуг в мировое хозяйственное  пространство послужила научно-техническая  революция и в первую очередь  информационно-коммуникационные технологии. С позиций глобализации услуг  принципиальное значение имеет такой  результат новых технологий, как  делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца прошлого века процесс  глобализации услуг получает новое  мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные  потоки реализации услуг.

Несмотря на явное ускорение  и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное  пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры  в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В будущем можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий  и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким  научным содержанием. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы  услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг социальной и гуманитарной  направленности, дальнейшее повышение действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. Усилится тенденция к интеграции компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях услуг.

Расширение позиций и  структурное усложнение сферы услуг  происходит как в результате возникновения  новых производств (таких как  компьютерные услуги, услуги электронных  информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства [37, с.25]. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Следующий виток в глобализации рынков привнесет кардинальные изменения  в мировое производство и потребление, структуру мировой торговли. Переход  на новые источники энергии и  создание материалов с заранее заданными  свойствами приведут к вытеснению минерального топлива и сырья из оборота  мировой торговли. В XX веке доля энергоносителей  и сырья уменьшилась с двух третей до одной четверти объема мирового экспорта. В нынешнем веке, возможно, произойдет дальнейший сдвиг: продукция  обрабатывающей промышленности уступит  лидирующее место услугам, которые  пока занимают лишь пятую часть оборота  мировой торговли. Такой сдвиг  соответствует общей тенденции  повышения роли услуг в экономике  и перехода все большего числа  стран на постиндустриальную стадию развития.

На среднесрочную перспективу  планируется, что основными участниками  мировой торговли будут страны, «похожие»  на США, Китай, Индию, Россию и Европейский  Союз.

Вопрос о составе участников глобального рынка представляется далеко не праздным. Дело в том, что  в среднесрочной перспективе  весьма вероятно наступление событий, коренным образом меняющих сложившуюся  картину мира. Ведь даже в пределах жизни одного поколения рушатся  казавшиеся незыблемыми политические режимы, создаются и распадаются  экономические союзы, недавние аутсайдеры претендуют на статус лидеров мирового рынка, наука и техника преподносят  сюрпризы, которые опрокидывают недавние прогнозы и закладывают основу для  возникновения новых отраслей и  типов производства.

Важным шагом на пути модернизации российской экономики стало решение  о присоединении страны к ВТО. Оно принесет расширение доступа  услуг на внешние рынки, повышение  инвестиционной привлекательности  экономики, возможность отстаивать свои интересы на переговорах о дальнейшей либерализации мировой торговли. С присоединением к ВТО Россия входит в единое правовое поле международной  торговли, что является условием гармоничного встраивания экономики страны в  глобальный воспроизводственный процесс. При удачном развитии событий  через сто лет Россия сможет претендовать на 3–5% мирового экспорта услуг.

Трезво оценивая возможности  увеличения российского высокотехнологичного экспорта услуг, основанного на прошлых  технологических заделах, можно  заключить, что, в принципе, наша страна располагает шансами уже к 2020 г. добиться некоторой диверсификации экономики и экспорта, изменить свою специализацию на мировых рынках. Вполне достижимой выглядит и одна из целей Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России на период до 2020 г. – довести долю нашей страны на мировых рынках высокотехнологичных  услуг, как минимум, до 5-10%, по 5-7 и  более позициям.

Гораздо лучшие перспективы  у российского экспорта услуг, особенно высокотехнологичных. В последние  годы российский экспорт услуг развивается  в два раза, а наукоемких –  в 2,3 раза быстрее мирового, что служит гарантией укрепления позиций нашей  страны на этом рынке. [37]

Таблица 3 - Доля России в мировом экспорте услуг в 2006-2030 гг. (%)

 

2006

2010

2020

2030

Услуги, всего

1,1

1,7

4,6

8,0

Транспорт

1,6

2,1

5,0

7,1

Поездки

1,0

1,3

2,6

4,9

Наукоемкие услуги

1,0

1,8

5,4

9,9

Прочие услуги

1,0

1,6

4,3

7,3


 

В результате более быстрого роста российского экспорта услуг  доля России в мировом экспорте услуг  значительно возрастет. Уже, к 2020 г. доля нашей страны на рынке транспортных услуг достигнет 5%, а наукоемких – 5,4%. К 2030 г. позиции России на мировом  рынке услуг еще более упрочатся. Особенно сильными они будут на рынке  наукоемких, транспортных и т.н. прочих услуг. Всего же к этому году определится  специализация России ( на уровне 5-10%) на 15-20 сегментах мирового рынка услуг (воздушный, морской, железнодорожный, трубопроводный транспорт, связь, телекоммуникации, компьютерные, информационные услуги, исследования и разработки, услуги в области аудит, учета, управления, консалтинга, маркетинга, изучения общественного мнения, финансовые и торговые услуги, инженерные и другие услуги в технических областях).

Информация о работе Мировой рынок услуг