Нациоальные особенности делового общения в странах Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Мораль всякий раз предстает перед нами в виде норм поведения определенной нации, принципов и идеалов определенного класса, ценностей той или иной социальной группы. Иногда их своеобразие столь велико, что мы с трудом узнаем в них фрагменты единой моральной истории человечества. Диалектика общечеловеческого и национального в морали дается особенно сложно. Чувство национальной принадлежности завладевает нами с особой силой потому, что в нем проявляются наиболее древние, родовые определения человека

Содержание

Введение
1. Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока
2. Особенности делового общения в Китае
3. Особенности делового общения в Японии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

nacionalnye_osobennosti_delovogo_obsheniya_v_stranah_vostoka.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

 

 

 

Контрольная работа №2

по дисциплине: «профессиональная этика и международный протокол»

на тему:

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

В СТРАНАХ ВОСТОКА

 

 

Выполнил: студент IIIкурса

заочного отделения

факультет УСС

специальность СКС

гр.31

Никулин А.В.

Проверил:

_________________

 

Саратов

2006 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Система моральных установок и иерархия ценностей народов Востока
  2. Особенности делового общения в Китае
  3. Особенности делового общения в Японии

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Мораль всякий раз предстает перед нами в виде норм поведения определенной нации, принципов и идеалов определенного класса, ценностей той или иной социальной группы. Иногда их своеобразие столь велико, что мы с трудом узнаем в них фрагменты единой моральной истории человечества. Диалектика общечеловеческого и национального в морали дается особенно сложно. Чувство национальной принадлежности завладевает нами с особой силой потому, что в нем проявляются наиболее древние, родовые определения человека. Это стихия этнического, по отношению к которой мы лишь агенты, "типичные представители". Даже высокоразвитое теоретическое сознание не всегда помогает взвешенности оценок в этой сфере. Потому важно хотя бы иногда отдавать себе отчет в той роли, которую играет национальный фактор в морали.

Существует национальная специфика делового общения, которую обязательно нужно учитывать как при поездке за рубеж, так и при приёме иностранных партнеров по бизнесу. Поступки и действия, связанные с их незнанием, могут вызвать отрицательную эмоциональную реакцию и, как следствие, негативно повлиять на результат делового взаимодействия. Поэтому в данной контрольной работе необходимо рассмотреть особенности деловой этики и делового этикета в странах Востока, что и является целью работы.

 

1. СИСТЕМА МОРАЛЬНЫХ  УСТАНОВОК И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ  НАРОДОВ ВОСТОКА

Меткое замечание известного киногероя о том, что "Восток - дело тонкое", имеет под собой серьезные основания. Специфические, "тонкие" черты народов Востока наиболее отчетливо проявляются в сфере общения. Как представляется, иначе быть и не может, так как слишком велики отличия в нравственной, религиозной и культурной ориентации народов Востока от понятных и близких нам европейских норм. Знакомство с культурой другого народа для многих людей, как правило, начинается, а часто и заканчивается, общением в деловой или неформальной обстановке с его представителями. При этом важное значение, а на Востоке особенно, приобретает знание и учет принятых правил и норм поведения, этики и этикета того или иного народа1.

Сошлемся на мнение востоковеда. "Система моральных установок, определяющих характер общения, включает универсальные, общечеловеческие ценности (почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, гостеприимство, понятие чести, достоинства, такие черты характера, как скромность, терпимость, благожелательность и др.). В принципе такой набор характерен для любого народа. Однако иерархия ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в том или ином обществе, как правило, имеет свою специфику. Принцип гостеприимства входит в моральные кодексы любого народа, но далеко не у всех он стоит впереди. Почитание старших и родителей занимает одно из первых мест в системе моральных ценностей большинства народов Азии, и весьма слабо выражено у европейцев ... Кроме того, этические системы ряда народов Востока содержат специфические нормы. В основе этики и эстетики индонезийцев лежит противопоставление "грубый-мягкий". Эталоном служит мягкость, которая должна проявляться во всем: в походке, в жестикуляции, в мимике, в танцах, в манере говорить"2.

Складывавшиеся веками специфические нормы этики и этикета у многих народов Востока закреплены в сводах правил, которые неукоснительно соблюдаются в общении с соотечественниками, а часто оказывают и значительное влияние на характер отношений с иностранцами. Так, кодекс чести афганцев "Пуштунвалай" предусматривает оказание гостеприимства и покровительства путникам любой национальности. Соблюдаются подробно разработанные этикетные правила, регулирующие проживание, угощение, развлечение и проводы гостей. Однако афганец никогда не примирится с присутствием на своей территории "непрошеных гостей" или оккупацией, о чем свидетельствует история, в том числе и недавняя3.

Этическая система японцев включает концепцию "амаэ", оправдывающую принцип подчинения, зависимости от родителей. Она, однако, распространяется только на ограниченный круг лиц, включающий родственников. В отношениях с знакомыми главными принципами для японца будут сдержанность и предусмотрительность. К чужим же японец относится вполне безразлично до тех пор, пока они не вторгаются в его мир. Таким образом, японец использует ту или иную модель поведения в зависимости от того, с кем имеет дело4.

"В каждом обществе формируется  и усиленно пропагандируется  образ идеального в нравственном  отношении человека. Каким должен  быть идеальный человек в Бирме, Иране или Индии? Естественно, ответы  на эти вопросы будут различными, и зависят они от веками складывавшихся этических ценностей. Если в Европе и еще больше в Америке ценятся такие качества, как инициативность, предприимчивость, нестандартность, то для японцев они скорее будут отрицательными. Идеальный японец - это тот человек, который прежде всего соблюдает установленные порядки, живет в мире с соседями и никак не проявляет своей индивидуальности. У одних народов больше всего ценится доброта (малайцы), а у других стойкость и терпимость ко всяческим невзгодам (кочевники-бедуины) ".

Разнообразие этнических типов, религий, этических систем и нравственных установок народов Востока, не позволяют выработать универсальные нормы делового и неформального общения с ними, т.к. учета требуют перечисленные особенности каждого из них.

Общими принципами, однако, могут быть такие: уважение к религиозным воззрениям и культуре; интерес и внимание к национальным особенностям; недопустимость проявления чувства национального, культурного или иного превосходства; корректность и такт в сложных ситуациях общения. Никогда не будет лишним предварительно ознакомиться с доступными материалами, рассказывающими о народе и его обычаях. Неоценимую помощь в подготовке к общению с иностранцами может оказать переводчик, который, как уже отмечалось, должен быть не только филологом, но и специалистом-страноведом.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ В КИТАЕ

Китай и страны с преобладанием китайского населения. Китайское население абсолютно преобладает в Китае, на Тайване, в Сингапуре и Гонконге. В ряде других стран Юго-Восточной Азии также проживают большие и экономически активные группы китайцев5.

Национально-психологические особенности китайцев заметно проявляются в области деловых отношений, в частности в переговорных процессах. В этих странах большое значение придается соблюдению правил делового этикета, поэтому знание особенностей местной культуры общения может быть положительно оценено китайскими партнерами.

Вот основные элементы китайского делового этикета6:

- необходимо избегать ситуации, в которой вы можете поставить китайца в неловкое положение в присутствии его соотечественников. Когда критика неизбежна, выскажите ее с глазу на глаз. Можно также воспользоваться услугами посредника, особенно если речь идет о человеке с высоким социальным статусом;

- нельзя подрывать авторитет  старшего по положению китайца, обращаясь в его присутствии  с вопросом к его же подчиненному;

- считается корректным как можно  быстрее отвечать на все запросы, предложения, переписку и приглашения. По меньшей мере немедленно  высылать сообщения о том, что вы ответите в ближайшее время. Одна из самых распространенных жалоб китайских партнеров - это медлительность, с которой западные компании отвечают на их просьбы и заявки;

- не рекомендуется пропускать  ритуалы и протокольные мероприятия. Совместные банкеты, приемы и прочее создают более тесные отношения, столь важные для китайской деловой практики. Рекомендуется на любое подобное мероприятие приходить с подарком (неплохим подарком для большинства ситуаций может быть корзина с фруктами или бутылка вина). Запакованные подарки не принято распаковывать до ухода гостей, что прямо противоположно принятому у нас обычаю. На свадьбу, день рождения или похороны принято дарить небольшую денежную сумму в конверте (в красном - для живущих, в белом - по случаю кончины);

- обязательный атрибут деловых  отношений в китайском обществе - обмен визитными карточками. Рекомендуется  иметь визитные карточки, отпечатанные  как на английском, так и на  китайском языке;

- китайцы при обращении ставят  фамилию на первое место. В западной практике, напротив, фамилию часто ставят на второе место, что может создать путаницу. Если вы только что познакомились с китайцем, зовите его (ее) по фамилии. Некоторые китайцы, постоянно имеющие дело с Западом, берут себе второе имя на западный манер, например Брюс Ли, Джекки Чан;

- одежда и внешность в китайском  обществе значат значительно  больше, чем на Западе, особенно  на деловых встречах и протокольных  мероприятиях. Традиционная деловая  одежда - консервативный серый или  темно синий костюм, строгий галстук, белая рубашка и черные или синие ботинки;

- на банкетах и приемах к  столу подается рисовое вино (шаосинь), которое полагается пить после  тоста. При этом бокал держат  в правой руке, поддерживая ее  левой. Согласно китайскому этикету, почетный гость первым пробует новое блюдо и встает из-за стола.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЯПОНИИ

Рассмотрим особенности общения с представителями деловых кругов Японии. Японцы предъявляют особо жесткие требования к этике делового общения. Как и китайцы, они тщательно придерживаются правила появляться на службе и протокольных мероприятиях в строгом деловом костюме. Главные требования к одежде - опрятность, аккуратность и даже некоторая педантичность. Во время переговоров, как правило, пиджаки не снимают и галстуки не распускают. Особое значение в Японии имеют чистые носки без дыр: в дом или традиционный японский ресторан принято входить без обуви.

Японцы ценят основательность и стремятся к более тесным, доверительным отношениям с партнерами. На них благоприятное впечатление производит внимание к делам их фирмы. Важным атрибутом установления доверительных отношений могут быть подарки и сувениры. Согласно японскому этикету, во время первой встречи подарки дарят хозяева, а не гости7.

Первые деловые контакты в Японии невозможны без обмена визитными карточками, которым придается важное значение. Как и при общении с китайскими партнерами, желательно, чтобы карточка была отпечатана на двух языках (английском и японском). При контактах в составе делегаций обмен визитными карточками идет строго по субординации. Нарушение субординации - равносильно оскорблению.

Японцев нужно всегда называть по фамилиям, добавляя неизменное "сан" (господин), например, Канэко-сан, Такэсита-сан. Обращение по именам и иная фамильярность в общении не приняты.

Особенность ведения переговорных процессов с японскими партнерами - детальное рассмотрение всех, в том числе и маловажных на первый взгляд вопросов. Дискуссии, как правило, проходят медленно и с паузами, которые устраивают японцы для устранения расхождения мнений в своем кругу. Любое проявление нетерпения или нервозности при этом расценивается японцами как признак слабости и несоблюдение этикета. Продолжением переговорного процесса можно считать достаточно откровенные и раскованные беседы во время совместного посещения увеселительных заведений. В ресторанах и барах обычно обсуждаются те же вопросы, что и за столом переговоров. Таковы общепринятые правила игры8.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной контрольной работе мы рассмотрели особенности делового общения в странах Востока, выделили характерные черты, принятые в деловых кругах Китая и Японии.

В результате анализа доступных источников, можно сказать, что существует довольно много национальных отличий, с которыми необходимо считаться в целях успешного делового сотрудничества.

Необходимо отметить тот факт, что деловые круги стран Востока намного более политизированы, чем американские и европейские предприниматели. В частности, в Японии связи бизнесменов с политиками, их секретарями, чиновниками и прочими людьми, близко стоящими к власти, развиты чрезвычайно. Эти реалии переносятся механически и на нашу почву. Таким образом, основное отличие деловой этики восточных бизнесменов заключается во влиянии специфической национальной культуры, которая проявляется как в особых традициях, так и в особой консервативности деловых процедур. В такой ситуации важные слагаемые успеха - четкое следование правилам делового этикета, подготовка документации на высоком уровне, оперативное реагирование на поставленные партнером вопросы. Многие бизнесмены признаются, что работа с восточными партнерами дисциплинирует.

С учетом принадлежности нашей страны к европейской культуре можно смело говорить о том, что по сравнению с Востоком между нашей страной и Западом имеется полное взаимопонимание. Это порождает определенный комфорт в общении деловых людей. Исторический опыт отношений представителей России и стран Востока намного более противоречив. И тем не менее есть один важный фактор, сближающий нас - в определённой мере элементы азиатской ментальности. Она проявляется в стабильном и искреннем интересе к культуре соседа в обеих странах, но и на уровне личного общения, в том числе и в деловых кругах. Также сближает наши два народа любовь к философским, абстрактным рассуждениям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Нациоальные особенности делового общения в странах Востока