Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем возникающих при межкультурной коммуникации, и найти пути их решения. Задачи исследования: 1. определения понятия межкультурной коммуникации
2. изучение методов культурных систем и межкультурных ситуаций
3. выявление уровней межкультурной коммуникации
4. анализ типов восприятия межкультурных различий и форм межкультурной коммуникации
5. исследования сущности этноцентризма и определение его роль в межкультурной коммуникации
6. описание лингвокультурологических аспектов межкультурной коммуникации и невербальных средств передачи информации.
Введение 3
1. Определения понятия межкультурной коммуникации 6
2. Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций
общения 8
3. Уровни межкультурной коммуникации 14
4. Типы восприятия межкультурных различий 17
5. Формы межкультурной коммуникации 21
6. Сущность этноцентризма и его роль в межкультурной коммуникации 27
7.Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации 29
8. Невербальные средства передачи информации в межкультурной
коммуникации 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Содержание
Введение
1. Определения понятия межкультурной
коммуникации
2. Методы изучения культурных
систем и межкультурных
общения
3. Уровни межкультурной
4. Типы восприятия межкультурных
различий
5. Формы межкультурной
6. Сущность этноцентризма и его
роль в межкультурной
7.Лингвокультурологические
8. Невербальные средства
коммуникации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В основе богатства человеческой цивилизации лежит многообразие культур и языков, которые находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. В современном мире проблема взаимопонимания становится очень важной с развитием политических, экономических, научно-технических и культурных связей. Все больше расширяется обмен между странами в области деловых отношений, туризма, науки и искусства, которые требуют адекватных основ общения и взаимопонимания.
До недавнего времени проблемы межкультурной коммуникации были предметом дискуссии преимущественно в сфере преподавания иностранных языков. Сегодня есть все основания рассматривать эти проблемы в более широком контексте. На современном этапе развития мирового сообщества большое внимание уделяется диалогу между культурами. По мнению дипломатов, работающих на межгосударственном уровне и представляющих культуры своих стран, важен процесс культурного обмена между народами, способствующий большому взаимопонимании. Существующие на современном этапе проблемы международных взаимоотношений требуют исследования в области межкультурного взаимопонимания. Диалог культур предполагает не только обмен достижениями материальной и духовной культуры стран и народов в области производства, торговли, науки, искусства, диалог культур реализуется и в виде взаимодействия этносов в различных областях культуры. Межкультурная коммуникация характеризуется многоаспектностью, которая охватывает разные стороны данного процесса, не только лингвистические, но и социокультурные основы межкультурного общения. Межкультурная коммуникация представляется не только как непосредственный разговор представителей различных культур и этносов. В процессе межкультурного контакта происходит диалог и взаимодействие культур посредством обмена культурной информацией между партнерами по коммуникации. Научное осмысление диалога и взаимодействия культур представляется актуальным с точки зрения прагматического аспекта межкультурной коммуникации.
Многосторонний характер межкультурной коммуникации определяет комплексность проблем изучения межкультурного общения с точки зрения культурологии, лингвистики, социологии, философии, этнологии, прагматики, теории речевой коммуникации. Исследование прагматического аспекта межкультурной коммуникации представляется актуальным с точки зрения комплексного подхода, способствующего выявлению картины мира народа, его образа жизни, а социокультурная обусловленность языка позволяет установить факты культуры народа, что в межкультурном диалоге способствует лучшему взаимопониманию и правильной интерпретации действий партнеров. В последнее время Россия расширила международные отношения со многими странами, и особый интерес стали представлять ряд вопросов межкультурной коммуникации. Овладение искусством коммуникации обретает в наше время всё большую значимость и актуальность. Владение основами межкультурного общения является необходимым условием конкурентоспособности на рынке труда. Эффективность межкультурного общения зависит от умения учитывать культурные особенности страны собеседника, от способности изменить тактику коммуникативного поведения в меняющихся условиях ситуации общения и использовать его для решения профессиональных задач.
Проблемы, возникающие в межкультурной коммуникации исследовали ученые: Василик М.А., Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П., Федоренко Г.Г., Качетков В.В.
Объектом исследования
Целью курсовой
работы является изучение
2. изучение методов культурных систем и межкультурных ситуаций
3. выявление уровней межкультурной коммуникации
4. анализ типов восприятия межкультурных различий и форм межкультурной коммуникации
5. исследования сущности этноцентризма и определение его роль в межкультурной коммуникации
6. описание лингвокультурологических аспектов межкультурной коммуникации и невербальных средств передачи информации.
1.Понятие межкультурной коммуникации
Межкультурная коммуникация - это общение, осуществляемое между различными культурно обусловленными участниками коммуникации. Под коммуникационной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а так же принципов коммуникационного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что её участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры.
Межкультурная коммуникация - это взаимодействие участников коммуникативного процесса, принадлежащих к разным национальным культурам[1,38]. Понятие «межкультурная коммуникация» является производным от понятия «культура». В свою очередь, понятие культура относится к числу фундаментальных в современных гуманитарных науках.
Культура - весьма сложное и многогранное явление, которое выражается с помощью человека. Сегодня учёные насчитывают более чем 1200 определений. Культура – система материальных и духовных ценностей, общая для определённой группы людей или социума в целом. Способ и мера развития человеческого в человеке. Культура выполняет познавательную, коммуникативную, аксиологическую, регулятивную, гедонистическую, знаковую, воспитательную функции, а также функции социальной интеграции, исторической преемственности. Главная задача культуры – человекотворчество [1, 35]. В иностранных языках слово культура, чаще трактуется как совокупность человеческих достижений, которые передаются из поколения в поколение.
Межкультурная коммуникация характеризуется как встреча представителей разных культур, где каждая из культур действует в соответствии со своими культурными нормами. При контакте с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия собственный этнос. Но человеком, в большинстве случаев, эти нормы не осознаются, поскольку они ему присущи и составляют часть его личности. Только при контакте с представителями иных культурных норм, человек осознаёт нормы поведения и мышления собственной культуры. Это взаимодействие может вызвать дискомфорт или привести к возникновению конфликтов.
Резюме: в каждой культуре существуют так же отступления от стандартов мышления и поведения присущих той или иной культуре. Чаще всего эти отступления уживаются в данной культуре, поскольку варьируются в допустимых пределах. Что приводит к возникновению субкультур.
2.Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций общения
История становления
Однако междисциплинарный
характер межкультурной
Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается на методах социологии и психологии [7,159]. Согласно этому подходу культуру любого народа можно описать с помощью различных методов. Любые изменения в культуре также могут быть измерены и описаны. Культура определяет поведение и общение человека, и поэтому они также поддаются описанию и могут быть предсказаны. Основная цель заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры на коммуникацию. Сравнение культурных различий взаимодействующих сторон позволяет предсказать успех или провал их коммуникации. Результатом функционального подхода стала теория коммуникационного приспособления, которая утверждает, что в ситуациях межкультурной коммуникации люди зачастую меняют модели своего коммуникативного поведения, приспосабливаясь к моделям партнеров по общению. При этом изменение стиля коммуникации происходит быстрее во время ненапряженного, спокойного общения или в случаях, когда партнеры не видят большой разницы между собой и собеседником. Даже из собственного опыта общения с представителями других культур можно сделать вывод, что мы предпочтем подстроиться к собеседнику, если оцениваем его положительно. Например, при общении с иностранцем мы можем говорить медленнее, яснее и отчетливее, использовать меньше жаргонной лексики, облегчая процесс общения для собеседника [22,152].
Функциональный подход позволяет изучать стили общения в разных культурах. Так, известный американский исследователь межкультурной коммуникации Дэн Бернланд с помощью этого подхода сравнил стили общения в Японии и США. Он установил довольно много различий, включая и различия в том, как представители японской и американской культур говорят комплименты и извиняются. Оказалось, что в обеих культурах люди предпочитают простые извинения, но американцы склонны значительно чаще извиняться и хвалить своего партнера. При возникновении одних и тех же неурядиц и проблем японцы предпочитают быстрые действия по их устранению, в то время как американцы склонны давать объяснения и приносить извинения [6,45].
Объяснительный (еще его называют интрапритирующий) подход также получил распространение в конце 1980-х годов [3,79]. Сторонники этого подхода полагают, что окружающий человека мир не является чуждым ему, поскольку создается человеком. В ходе деятельности человек получает субъективный опыт, в том числе и в общении с представителями других культур. В силу субъективности человеческого опыта поведение человека становится непредсказуемым, и на него невозможно каким-либо образом повлиять. Цель объяснительного подхода заключается в том, чтобы понять и описать, но не предсказать поведение человека. Сторонники объяснительного подхода рассматривают культуру как среду обитания человека, созданную и изменяемую через общение. В этом подходе используются методы антропологии и лингвистики: ролевые игры, включенное наблюдение и другие [7,26]. Основное внимание обычно акцентируется на понимании коммуникационных моделей внутри отдельной культурной группы. В процессе исследований межкультурного общения, основанных на объяснительном подходе, был сделан вывод, что коммуникационные правила той или иной общности людей основываются на культурных ценностях и представлениях этой конкретной группы.[5,48].
Критический подход включает многие положения объяснительного подхода. В исследованиях межкультурной коммуникации, проведенных на его основе, акцент делается на изучении условий общения: ситуаций, окружающей обстановки и т.п. [5,52]. Сторонники данного направления интересуются прежде всего историческим контекстом коммуникации. В своих исследованиях они исходят из того, что в общении всегда присутствуют силовые отношения. С этой точки зрения культура рассматривается ими как поле борьбы, место, где многочисленные объяснения и интерпретации культурных явлений собираются вместе и где всегда есть доминирующая сила, которая определяет культурные различия и характер общения. Целью изучения межкультурной коммуникации является объяснение человеческого поведения, а через него — изменение жизни людей. По убеждению сторонников критического подхода, изучение и описание доминирующей в культурных ситуациях силы научит людей ей противостоять и более эффективно организовывать свое общение с другими людьми и культурами. Основным методом критического подхода является анализ текстов. Поэтому ученые обычно анализируют средства массовой информации (телевизионные передачи, видеоматериалы, публикации в печати), которые, по их мнению, вносят основной вклад в формирование современной культуры. Однако они не вступают в прямые контакты с коммуникантами, не исследуют личностные межкультурные взаимодействия [8,64].
История возникновения
Информация о работе Определения понятия межкультурной коммуникации