Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение проблем возникающих при межкультурной коммуникации, и найти пути их решения. Задачи исследования: 1. определения понятия межкультурной коммуникации
2. изучение методов культурных систем и межкультурных ситуаций
3. выявление уровней межкультурной коммуникации
4. анализ типов восприятия межкультурных различий и форм межкультурной коммуникации
5. исследования сущности этноцентризма и определение его роль в межкультурной коммуникации
6. описание лингвокультурологических аспектов межкультурной коммуникации и невербальных средств передачи информации.
Введение 3
1. Определения понятия межкультурной коммуникации 6
2. Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций
общения 8
3. Уровни межкультурной коммуникации 14
4. Типы восприятия межкультурных различий 17
5. Формы межкультурной коммуникации 21
6. Сущность этноцентризма и его роль в межкультурной коммуникации 27
7.Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации 29
8. Невербальные средства передачи информации в межкультурной
коммуникации 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Такого рода ориентация стимулировала возникновение и разработку целой группы прикладных методов, применение которых в изучение межкультурной коммуникации сделало более эффективным и целенаправленным. К их числу относятся: биографическая рефлексия, полевое наблюдение, интерактивное моделирование, ролевые игры, самооценка, симуляции [5,56].
1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события, определившие формирование личности человека. Подобная работа над собственной биографией помогает рефлексировать различные стороны человеческой жизнедеятельности, определять природу ценностных ориентации и интересов и поэтому может применяться при различных методологических подходах [22,146]. Специфика метода биографической рефлексии заключается в том, что знания и опыт человека, события его жизни выделяются из всех социальных контекстов и подвергаются внимательной оценке. Значение этого метода состоит в том, что занятия по методу биографической рефлексии помогают получить объяснение собственной культурной принадлежности, идентифицировать личные культурные стандарты и раскрыть механизм культурного самовосприятия.
2. Метод интерактивного
3. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участниками ролей, которые воссоздают часто повторяющиеся ситуации межкультурного общения. Эти роли узнаются, смешиваются и изменяются при их воспроизведении и анализе. Основой метода ролевых игр является игровое переживание в ситуациях «как будто». В таких случаях происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры и которые отпечатываются в сознании [14,45]. В изучении межкультурных коммуникаций данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.
4. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов, структурированных наблюдений и тестов. Полученные результаты становятся темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного поведения и их результатах в межкультурном общении [3,87]. Речь может идти о различных точках зрения, способностях к коммуникационной деятельности или отдельных аспектах практического поведения.
5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и результатов исходя из различных точек зрения и аспектов. Симулятивные ситуации, как правило, являются обобщенным опытом межкультурного общения всех участников процесса межкультурного обучения [5,69].
Резюме: с помощью рассмотренных методов
могут сравниваться две или более культуры,
акцентировать внимание, как на общих
трудностях процесса коммуникации, так
и на частных случаях межкультурного общения.
Использование данных методов в процессе обучения межкультурной
коммуникации позволяет подготовить представителей
различных культур к эффективным контактам
с чужими культурами, научить их понимать
своих партнеров по коммуникации и добиваться
поставленных целей и результатов.
3.Уровни межкультурной коммуникации
Межкультурные коммуникационные процессы можно изучать между различными культурными группами, а также между отдельными людьми. Культурно - антропологические и социологические исследования рассматривают культурные группы как коллективное единство, пытаются целостно понять уровни групп.
Существует три уровня межкультурной коммуникации.
1. Коммуникация на межличностном уровне. Здесь люди выступают в непосредственном взаимодействии друг с другом. Эти люди входят в состав общественных групп обладающих своими культурными особенностями. Каждым участником группы определяется системой общественных отношений и культурой, а так же располагает собственной системой правил, которые обусловлены его социокультурной принадлежностью. В данном уровне представители различных культур должны преодолевать не только языковые барьеры, а так же барьеры, носящие отражающие этнонациональную и социокультурную специфику восприятия мира, национальные особенности мышления, невербальные коды различных лингвокультурологических общностей. Доверие играет большую роль в процессе коммуникации и от него зависит успех или неудача коммуникации. Факторы определяющие доверие (личность человека и его специальные знания) относительны в разных культурах. Например, в западных странах доверие к специальным знаниям важнее доверия к личности, а в восточных надежность важнее специальных знаний [16,56]. В межличностном общении в процессе межкультурной коммуникации помимо культурных различий существуют такие факторы, которые влияют на характер каждого конкретного акта коммуникации и уровень взаимопонимания его участников, как возраст, пол, социальный статус, профессия, уровень занятости коммуниканта.
2. Межкультурная коммуникация в малых группах. У межкультурной коммуникации в малых группах существуют разные формы: запланированные переговоры; незапланированного ощущения, например во время туристических поездок. В незапланированном общении представители одной культуры стараются держаться вместе, и приходится тратить много времени и усилий на установление гармонии отношений двух групп с разной культурной.
Коммуникация между представителями разных культур, будет успешной, если участники процесса могут адаптировать свои коммуникационные действия к конкретным условиям данной группы. Что же касается членов монокультурных групп придерживающихся общим групповым нормам, тогда как члены межкультурных групп действуют как представители своих культур и их специфические ценности оказывают существенное влияние на характер коммуникации [4,585]. Представители разных культур чувствуют себя уязвленными, если ход дискуссии или предложения идут вразрез с их культурными ценностями. Чтобы коммуникации в малых группах были эффективными коммуникатор должен адаптироваться к культурным ценностям и верованиям инокультурных участников группы. Очень часто участники дискуссии в межкультурной группе проявляют ценности собственной культуры не намеренно, а в силу привычки. Поэтому в ситуациях, когда культурные ценности влияют на сам характер дискуссии и обсуждаемых проблем, очень важно, чтобы партнеры по коммуникации осознавали и пытались убедить остальных, что проблемы эти культурно обусловлены, а не являются результатом чьего–то злого умысла [16,56]. Эту проблему лучше решить так, чтобы никто не выходил за рамки собственной культуры и не следует менять культурные ценности своих партнеров и свои.
3. Межкультурная коммуникация в больших группах. В больших группах выделяют два уровня межкультурной коммуникации: этнический и национальный.
Обычно, этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми, историко-этнографическими (по общности духовной культуры), этно-конфессиональными и другими общностями [4,586].
При наличии национального единства возможен национальный уровень межкультурной коммуникации. Такое национальное единство возможно на
моноэтической и полиэтической основе через государственно-политическое объединение и хозяйственную деятельность. На национальном уровне формируется национальная культура. Она представляет собой совокупность традиций, норм, правил поведения, ценностей общих только для одного государства или нации. Понятие национальной культуры так же охватывает субкультуры социальных групп. Так, в состав национальной могут входить этнические культуры и культуры представителей других наций. Например, гетерогенность русской культуры. От этнической национальная культура отличается тем, что она объединяет людей живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровнородственными отношениями.
На основе выше изложенного можно выделить два вида коммуникации: между субкультурами внутри единой национальной культуры и между собственно национальными культурами. Оба вида коммуникации являются двойственными, и приводит и к национальной консолидации и к межнациональным противоречиям в рамках одного государства или между государствами. Часто вызывают ограничение прав и изгнание инонациональных групп меры по укреплению территориального и национального единства. Пользуются этими мерами для ослабления конкуренции «титульного этноса» в доступе к местным ресурсам, и это нередко наносит значительный ущерб, по причине оттока активного населения и вражды с соседями.
4.Типы восприятия
В результате встречи с
незнакомой культурой
Выделено шесть типов реакции на другую культуру и её представителей на основе многочисленных исследований коммуникации культур западными учёными. Любой тип восприятия не может рассматриваться как однозначная и константная характеристика индивида. В зависимости от ситуации в поведении одного и того же человека, стоящих перед ним задач отмечаются разные поведенческие установки, изменяющиеся по мере накопления жизненного опыта и знаний.
Отрицание различных культур – тип восприятия, который основывается на разделение всех людей в мире на одни и те же убеждения, установки, нормы поведения, ценности. То есть, все должны думать и поступать так же как он. Однако, этот тип реакции со временем претерпевает изменения. По природе человек не может постоянно проявлять замкнутость и закрытость, избегать встреч и тесного, эмоционально окрашенного общения с представителями других культур. В этом случае отрицание переходит в защитную реакцию.
Защита собственного культурного превосходства. В основе данного типа восприятия лежит признания существования других культур, но параллельно складывается представление о том, что привычному порядку вещей, сложившемуся образу жизни представляют угрозу ценности и обычаи другой культуры. Складывается впечатление превосходства собственной культуры и пренебрежение к другим культурам.
Эти межкультурные различия как негативные стереотипы другой культуры. В этом случае, негативные характеристики приписываются всем членам инокультурной группы и каждому из них в отдельности. Формирование защитной реакции неизбежно: контакты представителей разных рас, разных вероисповеданий, физически и внешне отличающихся друг от друга; при контакте групп эмигрантов и коренного населения и т.д.
Минимизация культурных различий – этот способ восприятия других культу, по западным меркам достаточно продвинутый. Здесь происходит, признание существования ценностей, норм, форм поведения других культур и поиск общих объединяющих черт.
Принятие существования
Адаптация к новой культуре – при сохранении собственной культурной идентичности, индивид позитивно относится к другой культуре, воспринимает её нормы и ценности и умеет жить по их правилам.
Интеграция – и в родную, и в новую культуры – тип реакции поликультурной личности, интериоризующей инокультурные нормы и ценности в такой степени, в которой они начинают восприниматься как свои собственные, родные [4,607]. Культуры объединяются в единое целое и при этом сохраняют свою индивидуальность.
Для того чтобы человек положительно относился к межкультурным различиям, ему нужно преодолеть культурную замкнутость, которая порождает негативные реакции. Если человек имеет близких друзей в другой, отличной от родной, культуре или длительное время живёт в другой культуре, ему легче адаптироваться и интегрироваться в другой культуре. Поскольку, они основываются не столько на знание языка, сколько на личной
заинтересованности в понимании ценностей и установок иной культуры, тесном эмоциональном контакте с её представителями. Подлинное взаимопонимание требует неординарных личных качеств, способности чутко
и творчески воспринимать наследие не только своей культуры, но и чужой, поэтому крайне редки в межкультурном общении.
Попавшая в незнакомую среду эволюция человека проходит три этапа. Новая среда может привести не только к позитивным сдвигам в поведении , но и к негативным. Но, поскольку речь идёт и о личном восприятии, то можно выделить и нулевой этап восприятия, который связан с формированием первых представлений и планированием общей стратегии поведения в новой культуре.
Первый этап – Н. К. Иконников назвал данный этап «медовый месяц». Это период, когда происходит знакомство с новой культурой, её достижениями или представителями. При этом у человека рождается оптимизм, поднимается настроение, появляется уверенность в успешном взаимоотношении [16,25].
Второй этап – происходит «культурный шок». «Культурный шок»-это шок от нового, состояние испытываемого человеком при контакте с чужеродной культурой[4,600]. Опыт новой культуры является неприятным или шоковым потому, что он может привести к негативной оценки собственной культуры, а так же потому, что неожиданный. В последнее время многим русским пришлось испытать на себе воздействие этого шок. Это - коммерсанты-«челноки», студенты, ученые, спортсмены, бизнесмены, туристы. Особо ощущают его лица, выезжающие за рубеж на постоянное место жительство [12,45]. В этот период крушение надежд, положительные эмоции сменяются на смятение и враждебность. Важную роль здесь играют социальные факторы, а так же не приспособленность и неприятие новых обычаев, стиля поведения и общения, темпа жизни, в материальных условиях жизни измена, инфраструктуре жизни (интенсивность уличного движения, шум, яркая реклама и т.п.) и ценностях. Шок характеризуется преувеличением заботы о чистоте предметов быта, а так же психосоматическим расстройством, общей тревожностью, бессонницей, присутствием страха. Эти симптомы могут вылиться в депрессию, алкоголизм или наркоманию и даже привести к самоубийству. Но, помимо
Информация о работе Определения понятия межкультурной коммуникации