Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:36, доклад
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях (см. Таблицу 1). В развивающихся странах политика стимулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.
Бюро экономического анализа
Бюро экономического анализа
БЭА |
Фонд “Бюро экономического анализа” 103009 Москва, Малый Гнездниковский переулок, 4, тел. (095) 937-6750 факс (095) 937-6753 e-mail: bureau@beap.dol.ru |
1.02.99г.
Основные черты политики стимулирования экспорта
в развивающихся странах в 70-90 гг.
Причины и содержание стимулирования экспорта
Стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Стимулирование экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
Политика стимулирования
экспорта, как правило, является лишь
фазой торговой политики в определенных
социально-экономических и
Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта. Ряд мероприятий в области импортного регулирования может оказать прямое воздействие на цену и качество производимого на экспорт товара через снижение импортных пошлин, отмену количественных ограничений импорта.
Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов.
Важным направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Политика привлечения ПИИ предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия «экспортной» составляющей.
В начале 80-х годов Таиланд разрешал мажоритарное участие иностранцев в предприятиях с иностранным участием только в экспортных производствах, не позволяя его в производствах, ориентированных на внутренний рынок (при 100%-ом экспорте разрешалось создание полностью принадлежащих иностранцам производств). Таким фирмам также позволялось владеть землей, для них не существовал и целый ряд ограничений, действовавших для других фирм. В настоящее время значительная часть таиландского экспорта производится на предприятиях с иностранным участием. При этом также произошли заметные сдвиги в его структуре в сторону повышения доли промышленных изделий.
Степень остроты проблемы в отношении необходимости стимулировать экспорт во многом зависит от политики обменного курса. Установление реального эффективного обменного курса является крайне важным элементом политики стимулирования экспорта. В ряде случаев страны не считали нужным прибегать к поощрительным мерам в отношении экспорта на микроуровне, но активно и успешно использовали валютный курс как средство макроэкономического стимулирования. Опыт ряда стран показывает, что достижение реального эффективного обменного курса заметно снижает роль других схем стимулирования экспорта.
Не существует единой успешной политики стимулирования экспорта. Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.
Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.
В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершествование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.
Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).
Негативным следствием такого рода политики может явиться и отставание отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Так, та же Южная Корея вышла на мировые рынки с цветными телевизорами раньше, чем такое производство было создано для обслуживания внутреннего рынка.
Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта.
Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.
Формы и методы стимулирования экспорта
Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.
Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.
Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.
В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.
Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).
А. Стимулирование экспортного производства
Б. Стимулирование собственно экспорта
Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).
- Валютный курс крайне важен с точки зрения распределения ресурсов в экономике. Многие страны, успешно развивающие свой экспорт (Чили, Колумбия, Мексика, Тайвань, Китай, Южная Корея, Индонезия) для стимулирования экспорта прибегали к поддержанию искусственно заниженного курса своих валют. Они использовали в этих целях программы прогрессивного обесценения национальной валюты, иногда посредством «ползущей привязки» (система, при которой фиксируется уровень валютного курса с регулярным его изменением на определенную величину), либо проводили резкие девальвации своей валюты. Рост экспорта при этом являлся основным мерилом необходимой степени обесценения и одновременно эффективности такой политики.
Использование реального или заниженного курса национальной валюты в целях стимулирования экспорта, как правило, наталкивается на большое сопротивление различных социально-экономических сил в стране. Это связано с тем, что она наносит ущерб производителям, ориентированным на внутренний рынок, среднему классу и ряду других участников экономического процесса.
Значение различных мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле
Все из пречисленных выше мер стимулирования экспорта в той или иной степени используются в современной практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее значение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практике отдельных стран на различных этапах развития было далеко не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта.
Значение некоторых, ранее очень широко используемых мер стимулирования экспорта начинает постепенно снижаться под влиянием фискального давления, контрмер импортеров (антидемпинговые и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать «лазейки», не охваченные, к примеру международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности.