Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 01:23, курсовая работа
Цель данной работы – выявление особенностей внешней торговли Российской Федерации. Целью работы определены следующие задачи:
1. Выявить особенности внешнеэкономической деятельности в мировом масштабе.
2. Изучить способы регулирования внешнеэкономической деятельности.
3. Отметить особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта
4. Провести анализ условий торговли РФ.
5. Определить степень открытости экономики России.
6. Выявить влияние вступления России в ВТО на степень открытости её экономики.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Влияние внешней торговли на развитие стран мира 5
1.1. Характерные черты внешней торговли стран мира 5
1.2. Механизмы регулирования внешней торговли 9
Глава 2. Выявление основных аспектов внешней торговли РФ 15
2.1. Особенности внешней торговли РФ на основе анализа структуры экспорта и импорта 15
2.2. Анализ условий торговли РФ 20
Глава 3. Влияние степени открытости экономики на внешнюю торговлю РФ…………………………………………………………………………………24
3.1. Анализ степени открытости экономики РФ. 24
3.2. Вступление России в ВТО, как фактор, влияющий на степень открытости экономики России 29
Заключение 39
Список использованных источников 42
Таможенный тариф как инструмент государственного регулирования внешней торговли активно используется странами в «торговых войнах» для получения разнообразных торгово-экономических и торгово-политических уступок от торговых партнеров, причем как встречного снижения уровня таможенного обложения тех или иных товаров, так и ослабления нетарифных ограничений импорта.
Для защиты экономических интересов
к ввозимым на территорию страны товарам
временно могут применяться следующие
виды пошлин, не являющиеся, однако тарифными
мерами:
1. специальные пошлины;
2. антидемпинговые пошлины;
3. компенсационные пошлины.
Специальные пошлины применяются как защитная мера при ввозе в страну товара в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины используются при ввозе на таможенную территорию государства товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза; если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Особое внимание следует уделить нетарифным методам регулирования внешней торговли. Итак, нетарифные методы регулирования внешней торговли представляют собой применение различных инструментов внешнеторгового регулирования, не связанных с таможенной пошлиной. К таковым относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др. Данные методы являются весьма эффективным дополнением таможенно-тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности государства. Что же собой представляют вышеуказанные методы?
Квотирование внешнеторговых поставок есть ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты:
1) Общая квота – квота, определяемая для государственных нужд;
2) Естественная квота – квота, обусловленная ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;
3) Исключительная квота – квота, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.
4) Тарифная квота – квота, представляющая собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары же, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам.
5) Экспортная/импортная квота – квота, ограничивающая количество продукции, разрешенной для вывоза/ввоза4.
Распространённым инструментом нетарифного регулирования является лицензирование. Зачастую оно может выступать как в роли составной части квотирования, так и самостоятельно. Лицензирование - это ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Сама лицензия может содержать данные о порядке ввоза или вывоза товаров. Помимо этого лицензией может разрешаться ввоз/вывоз только определенного объема товара – в этом случае лицензирование непосредственно связано с квотированием. Государством запрещается нелицензированная торговля; количество выдаваемых лицензий также ограничено государством.
Нельзя оставить без внимания такой метод урегулирования внешнеэкономической деятельности, как субсидирование. Экспортная субсидия представляет собой не что иное, как финансовая поддержка экспортёра и содействие ему со стороны государства. Используется субсидирование государством с целью поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам. Посредством этого также достигается расширение экспорта и овладение внешними рынками. Экспортная субсидия создает более благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках.
В мировой практике экспортные субсидии, как правило, существуют в форме полного либо частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов, либо в виде прямого субсидирования экспорта.
И наконец, крайним методом регулирования ВЭД страны является торговое эмбарго, т.е. запрет, установленный государством, на ввоз/вывоз из страны какого-либо товара.5 Так в России, в связи с засухой 2010 года было установлено эмбарго на экспорт зерна, просуществовавшее вплоть до первого июля 2011 года.
Отдельно можно выделить защиту внутреннего рынка услуг, которая осуществляется с помощью специфических обязательств:
Глава 2. Выявление основных аспектов внешней торговли РФ
2.1. Структура экспорта и импорта РФ
Для выявления особенностей внешней торговли Российской Федерации необходимо рассмотреть структуру её импорта и экспорта. В дальнейшем, на основе полученных данных будут оценены условия внешней торговли РФ, а также степень открытости её экономики.
Внешнеторговый оборот за январь-июнь 2013 года составил 404620,17 млн. долларов. При этом импорт составил 150676,8 млн. долларов, а экспорт 253943,4 млн. долларов.
За аналогичный период 2012 года соответствующие показатели были равны: Внешнеторговый оборот = 406826,4 млн. долларов, Импорт был равен 145721 млн. долларов, экспорт составил 261105,3 млн. долларов.
Рисунок 1. Внешнеторговый оборот7
Таким образом, видно, что в первом полугодии 2013 году экспорт снизился, а импорт оказался выше на 4955,65 млн. долларов в стоимостном выражении.
Сальдо внешнеторгового оборота составило 103266,6 млн. рублей, что меньше показателя прошлого года на целых 10,5 %. Это довольно серьезный спад. На него оказали влияние два фактора:
1. Общемировые тенденции: экономика
стран после кризиса 2008 года развивается
медленно, что сказывается и на
объемах мировой торговли. Кризис
Еврозоны в 2012-2013 году также осложнил
ситуацию в темпах
2. Присоединение России к ВТО. Данный фактор скорее является «внутренней» причиной уменьшения объемов внешней торговли. Одни эксперты говорят, что ВТО лишь обнажила существующие проблемы, но в дальнейшем она послужит стимулом для развития производств, другие же, наоборот, считают, что механизмы ВТО носят дискриминационный характер и для производителей, и для государства с точки зрения бюджета, нормативно-правовой базы, методов государственного регулирования.
Однако факт остается фактом: за прошедший год спад производства наблюдается во многих отраслях, многие предприятия просто становятся нерентабельными, хотя и продолжают работать. Естественно, все это сказывается на их участии во внешнеэкономической деятельности: продажах и покупках товаров из-за рубежа.8
Данные о состоянии некоторых производств:
Рисунок 2. Состояние производств9
Как следствие снижения объемов производства, снижение объемов внешней торговли происходит на фоне уменьшения роста ВВП. В первой половине этого года он составил около 1,2% против ожидаемых 2,4%.
Некоторые исследователи не исключают, что Россия на пороге рецессии или уже в ней. Среди причин замедления - высокая зависимость от европейской экономики, находящейся в рецессии, и в меньшей степени зависимость от замедлившихся экономик Китая и стран СНГ. Все это непременно оказало влияние на внешнюю торговлю.
Для получения более полной картины необходимо рассмотреть товарную структуру импорта и экспорта Российской Федерации, которая будет представлена в следующих таблицах.
Таблица 2. Товарная структура импорта РФ10
Исходя из информации, представленной в таблице, можно смело говорить о том, что в основе импорта лежат продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) (12,9%) и готовая продукция, а именно: машины, оборудование, транспортные средства (50,3%); продукция химической промышленности (15,3%). Это означает, что в структуре российского импорта доля инвестиционных товаров невелика, тогда как доля потребительских товаров возросла, составляя около 16% всего объема импорта. Также видно, что Россия в большей степени импортирует у стран дальнего зарубежья.
Таблица 3.Товарная структура экспорта РФ11
При первом взгляде на таблицу, очевидно, что в основе экспорта Российской Федерации находится не что иное, как полезные ископаемые. Россия экспортирует минеральные продукты, топливно-энергетическое сырье, металлы и изделия из них и машины, оборудование и транспортные средства. Наименьшую же долю экспорта составляют такие товары как кожевенное сырье, пушнина и изделия из них, продовольственные товары и сельско-хозяйственное сырье (кроме текстильного), продукты химической промышленности, текстильные изделия.
Хотя структура внешней торговли России и ранее была не характерной для развитой страны, так и сейчас Россия демонстрирует преобладание в структуре экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ, уголь, сальной прокат некоторые цветные металлы) в первичных формах, которые отличаются низкой капиталоотдачей, хотя для России вполне реально углубление степени переработки сырья. Вместе с тем экспорт продукции обрабатывающей промышленности в большей степени чувствителен к колебаниям экономической конъюнктуры в промышленно развитых странах, чем экспорт сырьевых товаров.
Подводя итог, можно выделить главную особенность внешней торговли России. Заключается она, по мнению автора, в том, что из страны вывозится чрезмерно много сырья, ввозится же, чрезмерно много готовой продукции. Не впервые в средствах массовой информации муссируется вопрос о «сырьевой зависимости экономики» Российской Федерации, и что произойдет, когда доступные природные ресурсы будут исчерпаны. По сути, анализ представленных выше таблиц указывает нам на иррациональное использование природных ресурсов, заключающееся в том, что Россия продаёт сырьё за рубеж, покупая затем товары, сделанные из этого же сырья. Такой ход вещей делает из России некий «сырьевой придаток» стран Западной Европы, что подразумевает зависимость экономики РФ не только от экспорта природных ресурсов, но и от импорта готовой продукции, а также непосредственно от торговых партнёров. Так, на 2010 более 60% всего экспорта и около 48% всего импорта РФ приходится на страны Европейского Союза. Для стран ЕС, напротив, импортируемые из РФ товары составляют лишь 12,4% общего объема импорта стран ЕС из остальных стран мира. Вместе с тем, экспорт стран ЕС в страны СНГ составлял всего 9,0% общего объема экспорта стран ЕС в остальные страны мира, что наглядно иллюстрирует колоссальнейшую зависимость РФ от ЕС.
2.2. Анализ условий торговли РФ
Условия внешней торговли представляют собой соотношение индексов экспортных цен страны и индексов импортных цен. Они отражают соотношение взаимного спроса и взаимного предложения на экспорт и импорт каждой страны. Условия внешней торговли являются важнейшим ориентиром для каждой страны, их внешнеэкономической политики в целом и внешнеторговой политики в частности. ТоТ=100 означает равенство цен экспорта и импорта. Растущий индекс условий внешней торговли (ТоТ>100) показывает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все больше импортных товаров. Поскольку больший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны возрастает. Падающий индекс условий торговли (ТоТ<100) показывает, что при росте совокупной цены импорта страны по сравнению с совокупной ценой экспорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все меньше импортных товаров. Поскольку меньший объем импорта становится возможным взамен прежнего количества экспорта, благосостояние страны падает. Данное соотношение относительного спроса и предложения справедливо как для любого конкретного товара, так и для страны в целом.12 Для данной работы предлагается рассмотреть чистые бартерные условия торговли, представляющие собой соотношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен.
Информация о работе Особенности внешней торговли Российской Федерации