Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 07:26, контрольная работа
Для развития социальной работы в России огромное значение имеет изучение, осмысление и использование опыта, накопленного в странах мира.
Группировка различных видов социальной работы не является универсальной и может иметь в различных странах свои особенности.
В США основанием группировки различных видов социальной работы служит объект предпринимаемых усилий
1 Особенности системы социальной защиты населения в США.
2 Концепция "Государство всеобщего благосостояния", ее содержание и воплощение в странах Западной Европы.
3 Список использованной литературы
Таким образом, система социальной
защиты США формируется, приспосабливаясь
к современным условиям, опираясь
на прочные материальные
Государство Всеобщего Благосостояния - ( welfare state ) – общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан, которая не может быть возложена ни на самого индивида, ни на частную корпорацию или местную власть. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения, особенно в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, поддержания доходов посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов. Первой программой государства всеобщего благосостояния считается система национального социального обеспечения, введенная Бисмарком в Германии в 1880-е гг. Полную ответственность за благосостояние граждан возлагало на себя и социалистическое государство. Государство всеобщего благосостояния – это характеристика модерных обществ, для которых характерно значительное вмешательство государства в экономику, общественная собственность на важнейшие коммунальные предприятия и услуги. В политике постмодерных государств господствуют противоположные тенденции – поддерживается самостоятельность, конкурентоспособность, рыночное и частное предпринимательство. В результате многие компоненты государства всеобщего благосостояния ликвидируются, пособия и услуги предоставляются лишь наиболее нуждающимся, все остальные обеспечивают себя сами. Государство неохотно берет на себя управление экономикой. Отмечается движение от “организованного”, регулируемого государством монополистического капитализма, к его “дезорганизованной” форме, характеризующейся большей конкуренцией и меньшей регуляцией. В постсоциалистических странах наблюдаются подобные же тенденции.
С момента распада СССР в странах постсоветского пространства не угасает интерес к так называемой "шведской модели социализма", где экономические и социальные проблемы демократично разрешаются в условиях рыночной экономики. Социал-демократическая рабочая партия Швеции многие годы занимает ведущие позиции в политической жизни страны – имеет большинство в риксдаге (шведском парламенте) и формирует правительство. Успехи этой скандинавской страны в решении экономических и социальных проблем поражают. Это одно из немногих государств Евросоюза с профицитом госбюджета (около 2% ВВП). За послевоенные годы объем производства в Швеции увеличился более чем в 12 раз, в 2005 году прирост ВВП составил 3,7%, средняя зарплата - более 2000 евро в месяц, безработица удерживается на уровне 2%, образование и медицина - бесплатные.
Как шведам это удается? Попробуем разобраться!
В смешанной рыночной экономике (для которой характерны, с одной стороны, государственная поддержка конкуренции на рынке, с другой – ограничение монополизации, опять же государственное) выделяется несколько моделей: либеральная (США), социально ориентированная (Германия) и социал-демократическая, которая нашла самое яркое воплощение в Швеции. В этой модели сочетаются и взаимодействуют разные формы собственности: частная, государственная и кооперативная. Отличительный признак этой модели – ключевая роль государства, которое работает в первую очередь для развития общества, а потом уже - экономического роста (здесь не популярен лозунг "чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше").
Важной чертой шведской модели является то, что контрольный пакет акций крупных частных предприятий принадлежит не финансовым олигархам, не промышленным магнатам и даже не государству, а трудовым коллективам этих предприятий.
Суть шведской модели очень точно определил Ингвар Карлссон - известный политик и один из основателей социал-демократического движения: "Не изменяя форму собственности, мы стремимся ограничить право владельцев капитала на контроль и управление экономикой. С одной стороны, прямым законодательством, с другой — мерами, усиливающими влияние наемных работников".
При помощи налоговой и социальной политики государство перераспределяет значительную часть результатов производства с целью сокращения разрыва в доходах различных групп населения. В социальной политике страны явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов.
Регулирование трудовых отношений на национальном уровне вместе с организованной борьбой трудящихся за свои права привели к тому, что шведские профсоюзы реально влияют на экономическую политику не отдельных предприятий, а государства в целом.
Социальная политика Швеции в области оплаты труда пронизана идеей равенства. Основной лозунг здесь — “равная зарплата за равный труд" — означает, что для установления зарплаты нормой выступают тип и природа труда, а не различная прибыльность фирм и отраслей. Шведская модель отличается очень высокой степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, что отражает основные принципы идеологии всеобщего благосостояния в Швеции.
В соответствии со шведской моделью занятость населения является важнейшим приоритетом в экономической политике. Фактический уровень зарегистрированной открытой безработицы в Швеции по мировым стандартам чрезвычайно низок – около 2%.
Один из важнейших элементов шведской социальной политики всеобщего благосостояния - социальное страхование, цель которого - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости, в связи с несчастными случаями и профессиональными болезнями.
Наверное, наибольшим достижением социал-демократов, которые находятся у власти уже не один десяток лет, является то ощущение защищенности, которое есть у каждого шведа. И это один из основных столпов "шведского социализма". Кстати, скандинавы часто говорят не "шведская модель" и не "шведский социализм", а "страна благосостояния", что вполне отвечает реальности.
Уровень образования в стране весьма высок – 25% населения имеют высшее или среднее специальное образование, что заметно выше, чем в Германии или Франции. Швеция не скупится на науку, выделяя на нее 3-4% ВВП, а это почти вдвое больше, чем в среднем по ЕС. Около 30% населения считают, что государственное (бесплатное) здравоохранение работает хорошо, – такого высокого процента нет больше нигде в мире.
В Швеции очень высокие налоги, однако это компенсируется качеством и прозрачностью работы государства. К тому же при этом получается, что богатые делятся с бедными.
В политике здесь представлены все слои общества (а не только бизнесмены, как у нас), и нардепы передвигаются без охраны и без служебного автотранспорта (возможно, экономия на льготах народных избранников и госчиновников, о которой у нас только кричат, в Швеции тоже служит наполнению госбюджета и увеличению социальных расходов?).
Несмотря на то, что Швеция добилась в разрешении экономических и социальных проблем общества большего, чем многие бывшие соцстраны, шведские социал-демократы называют свою страну не социалистической, а обществом социальной демократии. Приоритетом этого общества является создание нормальных условий для самой незащищенной его части. С остальными слоями общества правительство социал-демократов строит свои отношения на принципах социального партнерства.
Подытоживая все сказанное, можно составить рецепт шведской модели: политическая демократия плюс ведущая роль государства в регулировании экономики плюс сильная социальная политика.
Список использованной литературы:
1. Антропов В.В. Модели социальной
защиты в странах ЕС/ В.В.Антропов//
Мировая экономика и
2. Булатов А.С. Экономика: Учебник/ А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ,2003. – 896 с.
3. Гарбузов В. Социально-экономическая модель США/В.Гарбузов// Общество и экономика.- 2004.- №11-12.- с.228-277
4. Глазьев С. Бюджет 2007: все тот же социально-экономический смысл/С.Глазьев//Российский экономический журнал.-2006.- №9-10. – с.3-28
5. Кочетков А.А. Основы экономической
теории: Курс лекций/А.А.Кочетков.-2-е
изд.- М.: Издательско-торговая
6. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики/В.В.Куликов, В.Д.Роик// Российский экономический журнал.- 2005.-№1.- с.3-17
7. Мадиевский С. Социальная помощь в Германии/ С.Мадиевский// Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№10.-с.42-44
8. Миронов С. Социальная политика:
уточнение задач, отладка механизмов/
С.Миронов// Общество и экономика.-2005.-№
9. Моисеев В.Е.Экономические
10. Николаева И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов/ И.П.Николаева.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.-510 с.
11.Сажина М.А.Экономическая
12. Сидорина Т.Ю. Социальная политика- между экономикой и социологией/Т.Ю.Сидорина//
13. Стрежнева М.В.Проблемы
14. Якобсон Л.И.Социальная политика: коридоры
возможностей/Л.И.Якобсон//
Информация о работе Особенности системы социальной защиты населения в США