Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:40, курсовая работа
Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны).
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика Парижского и Лондонского клубов кредиторов.
1.1 Лондонский клуб кредиторов
1.2 Парижский клуб кредиторов
1.3 Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов
2. Отношения России и Парижского и Лондонского клубов
2.1 Отношения России и Лондонского клуба
2.2 Отношения России и Парижского клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга |
Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации задолженности, и банки становятся владельцами новых евробондов |
Договоренности прошлых периодов могут быть пересмотрены |
Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями |
Не является обязательной |
Реструктуризация |
Таким образом, очевидно, что наряду с общими чертами, такими как цели деятельности, неформальность организации, отсутствие четких регламентов, клубы имеют ряд существенных различий. Если в Лондонском клубе происходит реструктуризация задолженностей кредитным организациям, то в Парижском клубе рассматриваются долговые обязательства государственным кредиторам. В связи с этим также различаются условия и параметры реструктуризации долга.
Итак, Парижский и Лондонский клубы – это неформальные организации кредиторов, деятельность которых направлена на урегулирование проблемных вопросов, возникающих при международных кредитных отношениях. Парижский клуб объединяет правительства стран-кредиторов, а Лондонский клуб – банки-кредиторы. Обе организации, являясь неформальными, не имеют жестких регламентов, постоянной организационной структуры или управляющего органа. Основным вариантом урегулирования проблем, возникающих у должника с выплатами задолженности, является пересмотр различных условий кредита.
Россия, являясь равноправным участником международных кредитных отношений, также вступала в тесные взаимоотношения с Лондонским и Парижским клубами кредиторов.
Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков – крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась донельзя просто: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет – БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Bank AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.
При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть и с отсрочкой, должна выплатить все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается только как кредит, предоставленный России на сверхльготных условиях.
Следует отметить, что вплоть до 1993 года в российском правительстве вообще плохо представляли размеры внешней задолженности бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление платежей практически не представлялось возможным.
В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.
После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг – добился реструктуризации на 25 лет[3].
Далее у российского правительства существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что следует идти по пути реструктуризации долга.
Необходимо отметить, что в случае списания также существовали свои «подводные камни». Во-первых, списание возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику. Во-вторых, новые бумаги, в которые переоформляются в этом случае долги клубу, по своему статусу соответствуют еврооблигациям, любая просрочка по которым влечет объявление кросс-дефолта, резкое падение кредитного рейтинга страны, а также ее изоляцию на мировых финансовых рынках.
В итоге 17 ноября 1995 года состоялось подписание предварительного соглашения по реструктуризации долга бывшего СССР – на 25 лет и с отсрочкой на 7 лет. Решено было переоформить весь долг вне зависимости от даты погашения и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997. При этом на невыплаченные проценты за 1991-1995 гг. Внешэкономбанк выпустит процентные облигации, а проценты за 1996 и 1997 годы Россия должна выплатить живыми деньгами – около 380 млн. долл. и 700 млн. долл. соответственно.
Оставалось провести главную работу – полную выверку всего долга, поскольку все подписанные соглашения могли вступить в силу, по правилам Лондонского клуба, лишь после 90% долга. Пик этой работы пришелся на лето 1997 года, когда в среднем в месяц выверяли порядка 7 млрд. долга. Одновременно стало ясно, сколько точно кредиторов из числа западных банков было у СССР. Оказалось, что по состоянию на декабрь 1991 года их число достигло 422.
11 февраля 2000г. было
подписано соглашение о
Соглашение распространилось и на просроченные платежи в размере 2,8 млрд.долл.США, на которые также выпущены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получили 9,5% номинала в момент эмиссии, а затем предусматривались выплаты по купонам в размере 8,25% при 6-летнем льготном периоде.
В 2001 г. обмен российских долгов Лондонскому клубу на новые еврооблигации был завершен.
Осуществленный в 2000-2001 годах обмен обязательств перед Лондонским клубом в сумме 31,7 млрд. долл. США (включая проценты) на еврооблигации явился крупнейшим финансовым событием. Проведенная операция стала уникальной как по своему масштабу – объему эмиссии высоко ликвидных рыночных инструментов (21,2 млрд. долл. США), числу участников (более 400 финансовых институтов), количеству долговых позиций (около 27 тысяч), так и степени льготности для Российской Федерации (списание 36,5% – 10,5 млрд. долл. США основной суммы долга). Всего Минфин России, действуя от имени Российской Федерации, сделал четыре предложения об обмене, которые были приняты подавляющим большинством (99,9%) кредиторов.
В августе 2009г. правительство одобрило инициативу Минфина по урегулированию обязательств по внешнему долгу бывшего СССР Лондонскому клубу. Сообщалось, что государство должно было заплатить около 34 миллионов долларов. При этом держатели долговых обязательств на девять миллионов долларов не заявили требований по урегулированию задолженности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1047-р Минфин России предложил всем кредиторам-держателям так называемых “долговых инструментов Лондонского клуба”, не принявшим участие в предыдущих операциях обмена, урегулировать остаток обязательств по этим инструментам на условиях указанного распоряжения Правительства Российской Федерации.
С осуществлением указанных расчетов в 2009 году завершен процесс урегулирования долга по инструментам PRINs и IANs в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. № 478 “Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов”.
В дальнейшем проведение переговоров с держателями, не предъявившими требования по принадлежащим им инструментам Лондонского клуба либо не принявшими сделанное в 2009 году предложение об урегулировании задолженности, не планируется.
Таким образом, Минфин России завершил выплату коммерческой задолженности бывшего СССР, обменяв 405,8 миллиона долларов долга на еврооблигации сроком погашения в 2010 и 2030 годах. Об этом сообщается в пресс-релизе министерства. Общее число требований на замену превысило 1900. Держателями долга оказались организации из 24 стран[9].
Коммерческие обязательства СССР уже дважды обменивались на российские облигации: в 2002 и 2006 годах. В 2002 году к обмену были допущены требования кредиторов на общую сумму $1,28 млрд. Обмен второго транша был проведен в конце 2006 года на сумму $1,075 млрд. Кредиторы получили российские еврооблигации с предельными сроками погашения в 2010 и 2030 годах. Сейчас для обмена будут использованы те же самые бумаги. Минфин отмечает, что они были выпущены РФ и затем приобретены на вторичном рынке и являются аналогичными всем остальным обращающимся облигациям 2010 и 2030 годов (новые еврооблигации в связи с обменом выпускаться не будут). Однако часть кредиторов успела обанкротиться и уйти с рынка, а часть не смогла предоставить необходимые документы. Задолженность перед ними гаситься не будет.
Итак, Россия и Лондонский
клуб имеют богатую историю
25.01.2010 минфин объявил об окончательном урегулировании остатков долга бывшего СССР перед участниками Лондонского клуба кредиторов на сумму около $1 млн. Таким образом, окончательно погашены одни из самых скандальных долговых обязательств России перед частными банками стран Западной Европы, США и Японии по кредитам, полученным Внешэкономбанком СССР до 31 декабря 1991 года. На эту дату объем обязательств России перед более чем 430 банками составлял $32,3 млрд — $24 млрд основного долга и $8,3 млрд процентов по нему сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом[9].
После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
Переговорный процесс между Российской Федерацией и сообществом кредиторов (сначала советских, а затем и российских) начался сразу же после распада СССР в конце 1991 г. Можно условно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР[1]:
Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ (1 млрд. долл.).
В течение второго этапа - с 1993 по 1995г. - Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. Так, и в апреле 1993 правительство России заключило первый договор о реструктуризации задолженности перед официальными кредиторами, входящими и Парижский клуб. За этим последовали еще два подобных соглашения в 1994 и 1995гг., в соответствии, с которыми Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995г.
Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности (включая предварительные договоренности) выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд. долл. Из них -15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года. При этом реструктурированный номинал долга должен погашаться нарастающими платежами начиная с 2002 г.
Информация о работе Отношения России и Парижского и Лондонского клубов