Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:40, курсовая работа
Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны).
ВВЕДЕНИЕ
1. Характеристика Парижского и Лондонского клубов кредиторов.
1.1 Лондонский клуб кредиторов
1.2 Парижский клуб кредиторов
1.3 Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов
2. Отношения России и Парижского и Лондонского клубов
2.1 Отношения России и Лондонского клуба
2.2 Отношения России и Парижского клуба
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17 сентября 1997г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба[7].
Россия и Парижский клуб 30 июня 2006г. подписали многосторонний протокол, которым предусматривалось досрочное погашение долга, сумма которого составляла 21,6 млрд. долларов. Данная задолженность была реструктурирована в 1996 и в 1999 годах, все это время Россия обслуживала эти обязательства и погашала их. Протокол о досрочном погашении предусматривал выплату части долга по его номинальной стоимости, а части - по рыночной цене. Так, по рыночной цене выкупались долги с фиксированными процентными ставками, которые Россия имела перед Францией, Германией, Великобританией и Нидерландами. Эти страны получали премию за досрочное погашение в размере почти 1 млрд. долларов. США же получали долг по номиналу, хотя и кредитовали Россию также по фиксированной ставке.
До этого времени Россия являлась крупнейшим должником Парижского клуба, основная часть деятельности которого была сосредоточена именно на взаимоотношениях с Москвой. После того, как долг был погашен, многие аналитики заговорили о целесообразности дальнейшего существования этой международной организации. Помимо России досрочно возвращают долги такие страны как Алжир, Бразилия и Перу. Еще десять лет назад никто и предположить не мог, что они когда-нибудь вылезут из долговой ямы.
Сразу после июньских соглашений Алексей Кудрин заявил, что Внешэкономбанк погасит весь долг до 21 августа, поскольку именно в этот день Россия традиционно платила Парижскому клубу проценты по долгу. Обещание свое глава Минфина сдержал - уже в середине дня 21 августа на официальном сайте Внешэкономбанка появилась информация о том, что последние деньги переведены на счета стран-кредиторов. Итоги таковы: 1,27 миллиарда долларов составили плановые платежи, а еще 22,47 миллиарда долларов - в счет досрочного погашения. Выплаты заняли у правительства почти неделю. О первом транше более чем на миллиард долларов объявил замминистра финансов Сергей Сторчак 15 августа[5].
Одними из первых у себя на счетах российские деньги обнаружили в Австралии. Вице-премьер страны Марк Вэйл (Mark Vaile) заявил, что досрочные выплаты свидетельствуют об укреплении экономической системы России и являются важным элементом двусторонних отношений.
Внешэкономбанк выплачивал долг Парижскому клубу в 9 валютах. Для этого Минфин заблаговременно обменял 600 миллиардов рублей в доллары и евро, из чего следует, что основные платежи проходили именно в этих валютах.
По расчетам экспертов, общая экономия от долгосрочного погашения долга составит 7,7 миллиарда $, в т. ч. в 2007 году — 1,2 миллиарда $, в 2008 — 1,1 миллиарда $, в 2009 году — 1 миллиард $ и, далее по убывающей, в 2020 году — порядка 10-20 млн. $. Сэкономленные платежи намечается направлять на инвестиционную деятельность, в т. ч. в инвестиционный фонд.
Сразу после выплаты всего долга Россия получила возможность стать из должника Парижского клуба кредитором.
Сейчас Россия уже выдает кредиты по многосторонним соглашениям в рамках Парижского клуба. На сайте организации, в которую на постоянной основе входят всего 19 государств, опубликованы все соглашения, где Россия выступала одним из кредиторов. Первое из них датировано 20 ноября 1997 года. Тогда должником выступил Йемен. Последнее из соглашений подписано с Афганистаном 19 июля 2006 года. Всего же Россия поучаствовала ровно в 50 кредитах, из которых полностью оплачены только 11.
Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на Россию приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает хоть маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%[2].
Таким образом, Россия из одного из самых крупных должников Парижского клуба, рассчитавшись с основной массой долгов в 2006 году, превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Досрочное погашение долга укрепило позиции России в мире как порядочного заемщика, а так же позволило избавиться от возможного политического давления на страну от стран-кредиторов.
Итак, к концу первого десятилетия нового века Россия практически рассчиталась по долгам Лондонскому и Парижскому клубам. Основная часть долга перешла России от СССР, как его правопреемнице. Тяжёлая экономическая ситуация в стране в 90-е годы приводила к неоднократному использованию процедур реструктуризации долга; проводились различные встречи государственных структур РФ, в частности Минфина РФ, с полномочными органами Лондонского и Парижского клубов. Погашение основной части внешнего долга укрепило авторитет России на мировой арене.
Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. Зачастую, у стран возникают проблемы с выплатами по взятым кредитам. В этом случае сталкиваются интересы заемщиков, стремящихся уменьшить кредитное бремя, и кредиторов, желающих сохранить вложенные средства. Для урегулирования подобных проблем и были образованы Лондонский и Парижский клубы кредиторов.
Таким образом, Лондонский и Парижский клубы являются важным звеном между заёмщиками и кредиторами. Клубы стремятся облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга, но в то же время преследуют свои цели сохранения в долгосрочном периоде платежеспособности страны-заемщика.
Несмотря на большое сходство, Парижский и Лондонский клубы существенно отличаются касательно сферы деятельности, состава участников, условий предоставления реструктуризации кредита.
Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 90-х стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Россия показала свою состоятельность и способность брать на себя и исполнять серьезные международные обязательства. В кризисный период сегодняшней экономики высокий кредитный рейтинг особенно важен.
Теперь крупных долгов, доставшихся России в наследство от СССР, фактически не осталось. Впрочем, внешние долги новой России уже не идут ни в какое сравнение с обязательствами СССР. Разница лишь в том, что по большой их части отвечать предстоит не государству, а госкомпаниям.
Следует отметить, что
государственный долг как проблема,
порождаемая бюджетным
Электронный ресурс:
Информация о работе Отношения России и Парижского и Лондонского клубов