Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской Республики;
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны
Таким образом, в 2002г. по сравнению с 2001г. число перевезенных туристов в Республике увеличилось на 3,9 процента. Как видно из Таблицы 2.11, наибольшее количество туристов прибывают в Кыргызстан железнодорожным транспортом.
Важное значение для развития туризма в республике имеет реконструкция автомагистралей Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Бишкек-Балыкчи-Каракол, Ош-Иркештам, а также автомобильных дорог, ведущих к историко-архитектурным и историческим достопримечательностям страны. Указанные направления дорожных магистралей полностью совпадают с основными нитками маршрутов Великого Шелкового пути. Организация путешествий туристов по этим автотрассам может стать одним из основных доходных видов туризма на Великом Шелковом пути.
Для обеспечения высокого качества обслуживания туристов, необходимо соответствующим образом обустроить указанные автотрассы, улучшить качество дорожного полотна, повысить безопасность автотрасс, оборудовать трассы указателями и информационными табло на иностранных языках и т.д. Важное значение имеет строительство объектов дорожного сервиса первой необходимости (придорожных гостиниц, платных стоянок, пунктов общественного питания и других объектов отдыха и развлечений).
Доходы от перевозок туристов всеми видами транспорта в 2002 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 8,9% и составили 1,272,6 миллионов сом. (Таблица 2.12)
Таблица 2.12 | |||||
Доходы, полученные от перевозок туристов (миллионов сомов) | |||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Все доходы |
702,2 |
791,5 |
1233,4 |
1168,2 |
1272,6 |
в том числе, полученные от |
|||||
перевозок: |
|||||
воздушным транспортом |
598,4 |
684,5 |
1064,1 |
969,7 |
1032,8 |
железнодорожным транспортом |
99,7 |
103,0 |
165,5 |
195,1 |
236,1 |
автомобильным транспортом |
4,1 |
4,0 |
3,8 |
3,4 |
3,7 |
Источник: Нацстатком КР |
Гостиничное хозяйство является главным составляющим туристской индустрии, без которой невозможно развитие отрасли. Индустрия гостеприимства выступает одной из важнейших отраслей экономики в большинстве стран мира, поскольку она является одной из наиболее высокодоходных. Все государства проявляют большую заинтересованность в развитии этой отрасли.
Гостиничная индустрия представлена такими средствами размещения, как гостиницы, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, а также специализированные средства размещения. Специализированные средства размещения представляют собой заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Например, оздоровительные заведения или конгресс-центры.
В Кыргызстане гостиничная индустрия представлена 83 гостиницами, общий гостиничный фонд которых составляет 1974 номеров. В 2002 году численность размещенных лиц составила 123,7 тысячи человек. Единовременная вместимость составляет 3498 койко-мест17.(Таблица 2.13)
Таблица 2.13 | |||||
Основные показатели работы гостиниц | |||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Число гостиниц, единиц |
88 |
78 |
95 |
91 |
83 |
Численность размещенных лиц, тыс. человек |
182,1 |
136,2 |
131,9 |
103,7 |
123,7 |
Число всех номеров, единиц |
2339 |
2247 |
2367 |
2172 |
1974 |
Единовременная вместимость, койко-мест |
4125 |
3777 |
4192 |
3505 |
3498 |
Предоставлено койко-суток,
тыс. |
313,9 |
242,6 |
313,3 |
209,7 |
278,4 |
Коэффициент использования
гостиничного фонда (наличных мест)18 |
0,21 |
0,18 |
0,20 |
0,16 |
0,22 |
Источник: Нацстатком КР |
Индустрия питания в Кыргызстане, в последнее время развивается быстрыми темпами. Данная индустрия представлена ресторанами, кафе, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи. Данные Нацстаткома, показывают, что объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи за период с 1998 по 2002 год увеличился больше чем в два раза. Таким образом, в 2002 году объем услуг, произведенных индустрией питания составил 1,14 млрд. сом (Таблица 2.14).
Среднегодовой темп рост за последние пять лет составляет 106,58 %. Это говорит о довольно стабильном развитии индустрии питания в Кыргызстане.
Таблица 2.14 | |||
Объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи | |||
Годы |
Млн. сомов |
В процентах | |
к предыдущему году |
к 1997 | ||
1998 |
540,9 |
116,6 |
116,6 |
1999 |
742,5 |
97,4 |
113,6 |
2000 |
918,8 |
102,6 |
116,5 |
2001 |
995,7 |
101,9 |
118,7 |
2002 |
1143,8 |
114,4 |
135,8 |
Источник: Нацстатком КР |
Индустрия развлечений Кыргызстана представлена парками, театрами, цирками, музеями и другими развлекательными заведениями. Сюда также включается посещения заповедников и природных парков. Особенностью Кыргызстана, в этом плане, являются 8 природных национальных парков, 6 заповедников и 69 заказников и памятников природы.
На начало 2003г. в республике функционировало 15 театров, 41 музей, 1035 библиотек, 651 учреждение клубного типа.
Профессиональные театры в республике имеют государственную форму собственности. Наиболее развита их сеть в г.Бишкеке (8) и Ошской области (3). В 2002г. театральными коллективами показан 1561 спектакль и представление, из которых 463 - гастрольные и выездные за пределы своего города. Число зрителей составило около 201 тыс.
Наиболее посещаемыми
театрами являлись Государственный
Академический русский
Музеи республики располагают фондами в размере более 180 тыс. экспонатов. Число экспонатов, требующих реставрации, в 2002г. составило 6,9 тыс. Наибольшим числом экспонатов располагают музеи г. Бишкека (90,5 тыс.) и музеи Ошской области (33,1 тыс.)
В музеях, открытых для посещений, доля выставленных экспонатов составила 27,2 процента, а в отдельных областях этот показатель значительно выше, чем по республике в целом. Так, в Таласской области он составил 97,7 процента, Баткенской -72, Иссык-Кульской области - 57,9 процента. Во всех музеях республики не экспонировалось 131,6 тыс. экспонатов (72,8 процента). Так, в музеях г.Бишкек удельный вес выставленных экспонатов составил всего лишь 9,5 процента, Ошской области - 10,4 процента от наличных фондов.
В 2002г. музеи посетило около 555 тыс. человек. Наибольшее число посетителей отмечено в г.Бишкек (261,6 тыс., или 47,1 процента) и Таласской области (97,7 тыс., или 17,6 процента). Однако, в отдельных областях посещаемость остаётся низкой: в Баткенской она составила 9,4 тыс. человек (1,7 процента), Нарынской - 18 тыс., (3,2 процента) за год. В истекшем году музеями проведено 8,2 тыс. экскурсий с экскурсоводом. Наибольшее количество экскурсий проведено в Таласской (2,8 тыс.) и Ошской (0,9 тыс.) областях. Доля посетителей, принявших участие в экскурсиях с экскурсоводом, в целом по республике составила 37,7 процента. Сотрудниками музеев прочитано 748 лекций. Доля лекций, организованных сотрудниками музеев Чуйской области, составила 16,2 процента, Баткенской - 14,4, Ошской - 13,9, Иссык-Кульской - 6,9 процента.
Из сведений о техническом состоянии музеев видно, что более трети их требуют капитального ремонта.
Поскольку на практике прием туристов сосредоточен в руках частных фирм, проблемы и трудности, стоящие перед частными фирмами, являются проблемами туризма в целом. Какие же это проблемы? Можно выделить несколько блоков:
Государство должно взять на себя функции органа, координирующего развитие туристической отрасли экономики с точки зрения отрасли, доход приносящей.
Необходимо партнерство - Государство/частный сектор: необходима реформа государственного управления, которая должна быть нацелена на сокращение бюрократии, также должна создать инструменты, противодействующие взяточничеству и коррупции. Необходимо заручиться влиянием и поддержкой правительства (например, в области национального продвижения продукта и образования). Следовательно, где возможно, частные организации должны взять на себя функции и задачи в плане усиления институтов, с Правительством, сохраняющим стратегический контроль там, где это необходимо.
До 1991 года туристическая система СССР, руководимая профсоюзами, развивалась в направлении предоставления дешевого отдыха для трудящихся и не была интегрирована в мировую систему туризма. Естественно, что после распада СССР огромное туристическое хозяйство оказалось совершенно не пригодным к работе в новых условиях. Начало 90-х годов было периодом поиска новой модели развития туризма.
К нормативным и управляющим отраслью институтам относятся: 1) Президент КР и его Администрация; 2) Жогорку Кенеш и его комитеты; 3) Премьер-министр и Правительство КР. Что же представляет собой эта важнейшая часть государственных институтов применительно к отрасли сегодня?
В Администрации Президента КР имеется отдел социальной политики, который, в соответствии с положением об этом отделе, выполняет следующие функции; «разработка предложений по определению государственной политики и реформированию в области образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения, медицинского страхования, межнациональных отношений, государственного языка, социальной защиты, пенсионного обеспечения, туризма и спорта, миграции и беженцев, общественно-политических организаций и религиозных конфессий». Туризмом занимается структура, ориентированная на социальные вопросы, несмотря на то, что в Администрации имеется отдел экономической политики, ведающий вопросами производственных отраслей.19
В Совете народных представителей (СНП) Жогорку Кенеша имеется Комитет по делам молодежи, спорта, туризма, связям с общественными объединениями и СМИ. Как можно видеть, отрасль туризма, приносящая доход и являющаяся частью экономики, отнесена к социальной сфере, несмотря на то, что в структуре СНП имеется Комитет по промышленности и предпринимательству.
В структуре Правительства имеется Государственный комитет по туризму, спорту и молодежной политике (Госкомтурспорт). Это центральный орган государственного управления проводящий единую государственную политику в области международного и внутреннего туризма, физической культуры и спорта, молодежной политики и развития инфраструктуры туризма в Кыргызской Республике.
Что мы видим сегодня в Госкомтурспорте? Три различных направления деятельности государства; туризм, спорт и молодежная политика. Туризм - отрасль, приносящая материальный доход. Законодательно - это приоритетная отрасль экономики. Далее спорт - дотационная отрасль, которая гораздо ближе стоит к молодежной политике, чем к туризму. И, наконец, молодежная политика — многогранное направление, где большую долю занимают образование, культура (в том числе и физическая), наука, религия. И спорт, и молодежная политика относятся к социальным вопросам. Легко ли работать, разрываясь по трем совершенно различным направлениям? Наверное, не очень. Учитывая приоритетность туризма в государственной политике, закрепленной законодательно, госорган должен иметь достаточно высокий статус и быть сконцентрированным на решении задач, присущих отрасли. От этого зависит и качество решаемых задач. Если посмотреть на статус госоргана по туризму в ретроспективе, то можно увидеть, что за последние одиннадцать лет он менялся шесть раз между Госкомитетом, Министерством и Госагентством, а руководство госоргана сменялось девять раз. Подобные метаморфозы не придают стабильности в работе и говорят об отсутствии четкой экономической политики государства и затянувшемся процессе ее становления.
Согласно Положению о Координационном совете, он призван обеспечивать слаженную и скоординированную работу государственных органов исполнительной власти и представителей частного сектора по развитию туризма в КР и осуществлению мониторинга и контроля над исполнением принятых решений. Совет был создан в начале 2001г., Года поддержки и развития туризма. В тот год Совет работал очень активно и много сделал для отрасли. Уже в 2002 г. активность Совета резко снизилась. Если в 2001 г. состоялось шесть заседаний Совета, то в 2002 г. – только одно. Сегодня трудно объяснить причины этого. Впечатление такое, что интерес к туризму у правительства резко упал, и кампания в поддержку туризма за кончилась.
Информация о работе Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане