Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:08, дипломная работа
Целью выпускной работы является исследование современного состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской Республики;
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны
До недавнего времени в аппарате Премьер-министра существовал отдел туризма и предпринимательства, который курировал вопросы туристической отрасли. После очередной структурной реорганизации в Правительстве осенью 2002 г. этот отдел был упразднен, и туризм был передан в отдел социально-культурного развития, куда в числе других секторов входит и сектор науки, образования, культуры, туризма и спорта.20 Туризмом, этой производственной отраслью стало заниматься в Правительстве подразделение социальных вопросов. Как говорится, комментарии излишни.
Из анализа структуры законодательных и управляющих отраслью институтов видно, что отношение у государства к туристическом отрасли не как к производственной отрасли экономики, а как к отрасли социальной направленности. Если бы это было иначе, туризмом бы занимались подразделения и специалисты отраслей материального производства. Это одна из причин пробуксовки отраслевых планов и программ. В свое время мы много иронизировали по поводу того, что в Казахстане, например, туризм находился в министерстве, ведающем нефтью. Представляется, что напрасно иронизировали - «в чужом глазу соринку видно ...». Отношение к туризму у нас в республике, по-видимому, опять меняется в худшую сторону.
Другой важной доставляющей структуры отрасли являются общеобразовательные институты. Сюда относятся предприятия и организации по подготовке кадров для отрасли. Сегодня в республике их более 15. Ежегодная потребность отрасли составляет около 350 специалистов различного уровня в год. Из них до 10 человек высшего управленческого персонала, около 40 человек среднего управленческого персонала, около 100 человек низового управленческого персонала и около 200 человек исполнительского уровня. Ежегодный выпуск специалистов по республике, составляет около 150 человек. В основном - это средний управленческий персонал. Подавляющая часть выпускников остается невостребованной отраслью из-за несоответствия потребностям производителей турпродукта. Подготовка или переподготовка высшего управленческого персонала не проводится. Низовой управленческий персонал готовится в недостаточном количестве и в ограниченном ассортименте. Исполнительский персонал готовится только для гостиничного хозяйства и не удовлетворяет потребности других отраслей по производству туруслуг. На сегодня система подготовки кадров для отрасли неудовлетворительная. Адаптация деятельности образовательных институтов к потребностям отрасли не осуществляется.
Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро, проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на развитии туристических услуг среди сельского населения21. Практически все донорские организации концентрируют свою деятельность на кооперации с предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию работы государственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии государственными институтами тех новшеств и идей, которые идут от донорских организаций, как, например, это было в случае с работой Макса Хаберштро. В то же время именно от качества работы государственных институтов, формирующих нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в целом.
Существует несколько
ассоциаций, объединяющих в своих
рядах предпринимательские
Что отличает их сегодняшнее состояние? На сколько представители бизнеса готовы участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма, неважно существующей, или той, которая будет написана?
Небольшие ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке туристических услуг, предпринимают попытки консолидироваться … с целью?
Создание различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма, консолидированные выступления по защите прав туристических операторов на свободную предпринимательскую деятельность обнадеживают, но этого явно недостаточно и не конструктивно.
Складывается впечатление,
что представители
В высказываниях многих представителей туристических ассоциаций так и слышно – дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны.
Необходим новый подход к формированию позиции предпринимательства в туризме.
Ассоциации туризма должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития туристической отрасли в Кыргызской Республике.
Бизнес должен участвовать в формировании нормативной правовой базы, осуществлять инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что только с их подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить благо государству в целом.
Инициатива должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса в реализации Концепции является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ, которые должны быть выработаны с их непосредственным участием.
Создание действенной ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников, финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они готовы.
В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая была зарегистрирована в январе 2003 года.22 КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма, основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на основе сообществ.
Своей основной
целью Ассоциация ставит повышение жизненного
уровня в отдаленных горных регионах посредством
развития инфраструктуры и объектов туризма
без ущерба для окружающей среды и культуры
местных жителей. Ассоциация предоставляет
поддержку своим членам - организациям
посредством разработки и реализации
маркетинговых стратегий, продвижения
товаров и услуг, обучения основам туризма
и бизнеса, помощи в организационном развитии
своих членов, а также путем представления
интересов своих членов в разработке политики
отрасли на национальном уровне и в переговорах
с представителями базовой индустрии
туризма.
КАТОС также проводит активную обучающую
и просветительную политику, направленную
прежде всего на приобретение практического
опыта туритической деятельности членами
Ассоциации. Среди методов обучения широко
применяются разнопрофильные тренинги,
семинары и ознакомительные мероприятия
для сельских сервис-провайдеров и партнеров
организации. КАТОС содействует созданию
дополнительных рабочих мест внутри
Ассоциации через прием новых членов (в
настоящее время в Ассоциацию входят 10
НПО - общественные объединения, что составляет
более 170 человек), и путем привлечения
средств в регионы через туризм, что повышает
уровень доходов и самих сельских сервис-провайдеров,
и местного населения этих районов.
2.2 Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли
Кыргызстан издревле входил в зону среднеазиатской цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада.
В настоящее
время Кыргызстан становится все
более привлекательным для
Кыргызстан обладает
уникальными природными ресурсами,
историко-культурными
Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней и внутренней торговли.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
В мировой практике въездной
туризм считается основным генератором
поступлений иностранной
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма в Кыргызстане с 1999 по 2003 г.
Таблица 2.21
Год |
Число прибытий, человек |
Среднегодовые изменения, % |
Поступления, мл. долл. |
Среднегодовые изменения, % |
1999 |
48272 |
- |
14,1 |
- |
2000 |
58756 |
21,7 |
15,3 |
8,5 |
2001 |
98558 |
67,7 |
24,4 |
59,4 |
2002 |
139589 |
41,6 |
35,7 |
46,3 |
2003 |
144100 |
3,2 |
30,8 |
-13,7 |
Источник: Нацстатком КР |
Согласно данным, представленным в Таблице 2.21, число прибытий за пять лет возросло почти в 3 раза, и достигло 144100 человек (График 2.21). Поступления за этот же период, возросли более чем в два раза и составили 30,8 миллионов долларов, что составляет примерно 213 долларов за одно туристское прибытие23 (График 2.22). Вышеизложенные данные свидетельствуют о росте, как числа прибытий в Кыргызскую Республику, так и о росте денежных поступлений от туризма.
В 2002 году удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта услуг составил 25,8 процента (в 1998г. – 13,4 процентов).24
Прибывающих в Кыргызстан туристов можно разделить на туристов из стран СНГ и туристов из стран вне СНГ. Так в 2002 году Кыргызскую Республику посетило 80,5 тыс. граждан из 11 стран СНГ и 59,1 тыс. граждан из 118 стран мира. Таким образом, в 2002 году число прибытий составило 139589 человек.25
Диаграмма 2.21 Диаграмма 2.22
Поступления от экспорта туристических услуг также делятся на поступления из стран СНГ и из стран вне СНГ. В 2002 году поступления из стран СНГ составили 16,9 миллионов долларов США, а из стран вне СНГ – 18,8 миллионов долларов США. Динамика поступления доходов, как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ имеет положительную тенденцию.26
Итак, объединив вышеназванные два показателя, то есть число прибытий и доход от экспорта туристских услуг можно получить такой показатель, как средние расходы одного туриста за время пребывания в Кыргызской Республике. Проанализируем средние расходы одного туриста из стран СНГ (Таблица 2.22).
Средние расходы одного туриста из СНГ за время пребывания в КР | |||
Таблица 2.22 | |||
Годы |
Количество прибывших из стран СНГ, чел. |
Доход, млн. долл. США |
Средние расходы одного туриста за время пребывания в КР, долл. США |
1998 1999 2000 2001 2002 |
42027 31180 40355 68279 80457 |
2,4 6,0 8,8 14,5 16,9 |
57,10 192,43 218,06 212,36 210,05 |
Источник: Нацстатком КР |
Таким образом, средние расходы одного туриста из стран СНГ за период с 1998 года по 2002 год возросли более чем в 3,5 раза, с 57,1 до 210,05 доллара США.
Рассмотрим средние расходы одного туриста из стран вне СНГ (Таблица 2.23).
Средние расходы одного туриста из стран вне СНГ за время пребывания в КР | |||
Таблица 2.23 | |||
Годы |
Количество прибывших из стран вне СНГ, чел. |
Доход, млн. долл. США |
Средние расходы одного туриста за время пребывания в КР, долл. США |
1998 1999 2000 2001 2002 |
17336 17092 18401 30279 59132 |
6,0 8,1 6,5 9,9 18,8 |
346,10 473,90 353,24 326,95 317,93 |
Источник: Нацстатком КР |
Информация о работе Потенциальные возможности развития международного туризма в Кыргызстане