Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключ

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
1.1 Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов
1.2 Теория экстерриториальности
1.3 Теория представительского характера посла
1.4 Теория дипломатических функций
Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.
2.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
2.2 Личные привилегии и иммунитеты
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
3.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
3.2 Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему "Привилегии и  иммунитеты дипломатических представительств и их персонала"

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование  дипломатических привилегий и иммунитетов

1.1 Понятие дипломатических  привилегий и иммунитетов

1.2 Теория экстерриториальности

1.3       Теория  представительского характера посла

1.4 Теория дипломатических  функций

Глава 2. Дипломатические  привилегии и иммунитеты в свете  положений Венской Конвенции  о дипломатических сношениях 1961г.

2.1 Привилегии и иммунитеты  дипломатических представительств

2.2 Личные привилегии и  иммунитеты

Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов  в Республике Беларусь

3.1 Привилегии и иммунитеты  дипломатических представительств

3.2 Ответственность за  нарушения дипломатических привилегий  и иммунитетов

Заключение

 

Введение

Привилегированное положение  дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся  уважении к их профессии, но и в  том, что представители государства  смогут выполнить свои дипломатические  функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в  котором они работают. В большинстве  миролюбивых правовых государств, предоставленные  дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование  жителей принимающей страны, но в  исключительных обстоятельствах и  в отдельных странах только официальное  признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов дает возможность  поддерживать дипломатические отношения.

Привилегии и иммунитеты применяются как к дипломатической  миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.

Привилегии и иммунитеты, предоставленные дипломатическим  миссиям, также применяются и  к ООН и ее функциям в соответствии с Конвенцией о привилегиях и  иммунитетах ООН от 1964 года, хотя применение Конвенции варьируется  в различных государствах.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование  дипломатических привилегий и иммунитетов

1.1 Понятие дипломатических  привилегий и иммунитетов

Термин "иммунитет" можно  понимать как льготное положение  или льготы, предоставляемые дипломату  или консулу. [19, c.76]

Иммунитет – это совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, осуществляющего  внешние сношения, и как следствие  этого - совокупность особых личных прав и преимуществ, облегчающих работу зарубежных представителей.

А также, иммунитет- это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикций государства пребывания. [c.232]

Сюда включается: право  на неприкосновенность служебных помещений, право на беспрепятственную связь  со своим правительством, представительствами  и консульствами, личную неприкосновенность представителей государств, изъятие  от юрисдикции, неприкосновенность жилища.

Сюда же входят и "привилегии вежливости", т. е. право на прием  с определенными почестями, на пользование  флагом на своих зданиях и экипажах, на выставление герба или щита с эмблемой своей страны на дверях здания, где представитель выполняет  свои служебные функции.

Под термином "дипломатический  иммунитет" следует понимать совокупность привилегий и иммунитетов в строгом  смысле этих слов. [19, c.77]

Дипломатический иммунитет  распространяется прежде всего на совокупность привилегий и иммунитетов субъекта международного права, глав государств, глав и членов правительств, членов парламентов, дипломатических агентов государств или нации в период становления в стране пребывания, глав и членов постоянных представительств при международных организациях, международных должностных лиц, глав и членов делегаций на встрече и конференции.

Следует различать привилегии и иммунитет.

Под привилегиями следует  понимать особые правовые преимущества некоторых иностранцев как представителей государств. Наиболее существенным их них является – право на усиленную  защиту от посягательств и оскорблений; право пользоваться в определенных случаях знаками и эмблемами; право на специальные средства связи  с заграницей; право на почетные встречи. [19, c.77]

Под иммунитетами разумеется принцип изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов парламента и представителей иностранных  государств, имущества иностранных  государств и лиц, а также иностранных  военных сил и государственных  кораблей за границей из принудительного  воздействия со стороны суда, финансового  аппарата и совета безопасности страны, где такие иностранные лица и  имущества находятся, изъятия в  частности и из исков, арестов, обысков, эмбарго и ревизий. [19, c.78]

Д.Б. Левин писал, что "дипломатический  иммунитет - одна из наиболее важных и  в теоретическом и в практическом отношении проблем международного права, касающихся регламентации деятельности дипломатии" [23, c.153], К.К. Сандровский утверждает, что "дипломатический иммунитет- это основной элемент, центральный институт всего дипломатического права".[27, c.127]

Охрана, как дипломатического иммунитета, так и дипломатических  привилегий является нормой международного права, обеспечиваемой как добровольным соблюдением, так и принуждением государствами в целях поддержания  и развития мирных отношений.

Одним из актуальнейших и  сложных вопросов, связанных с  иммунитетами и привилегиями дипломатических  представительств и их персонала, является теоретическое обоснование необходимости  их предоставления.

На данный момент существует практическая необходимость в более  полной кодификации норм дипломатического права, возникает потребность в  теории, раскрывающей юридическую природу  иммунитетов и привилегий. Такая  теория имеет также практическое значение для толкования действующих  иммунитетов и привилегий, при  разрешении спорных ситуаций, в случае если отсутствует договорное урегулирование и необходимо установить наличие  и конкретный объем того или иного  иммунитета. Теоретическое обоснование  в большой мере отражается на статусе  дипломатических представительств в той или иной стране, поскольку  оно существенным образом влияет на государственно-правовое регулирование  этого статуса, на реализацию иммунитетов  и привилегий.

Многие писатели древности  и средних веков обосновывали неприкосновенность послов и уважительное обращение с ними их важным значением для поддержания мира и дружественных отношений между государями и народами. Особенностью дипломатической деятельности эпохи феодализма является так называемая привилегия квартала: городские кварталы были изъяты из юрисдикции государства пребывания в пользу иностранных послов. Правда, это было главным образом в тех государствах, где местная власть была недостаточна сильна, и имели место частые смуты (Рим, Мадрид и другие). [17, c.6]

Однако в первой половине XVII века "привилегия посольского  квартала" была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида (там она  была отменена в 1684 году) и Рима (1693 год, когда Людовик XIV формально отказался  от этой привилегии).

Итак, к началу XVIII века в  литературе признается, что право  убежища и в помещении представительства  не должно предоставляться. К 70-м годам XIX века в Европе сформулировалась обычная норма, запрещающая предоставлять убежище в помещении дипломатического представительства. Некоторое время это сохранялось только в Испании и очень длительное время в странах Востока, например в Китае [17, c.6-7].

В новое время, когда появились  постоянные посольства, нужда в юридическом  обосновании возникла с большей  силой. Постоянные послы требовали  не только личной неприкосновенности, но и целого ряда других привилегий: неприкосновенности своих помещений, неподсудности местным судам  и т.д.

С конца XVI и на протяжении XVII и XVIII веков сложились три основные теории дипломатического иммунитета, которые нередко переплетались  друг с другом, это теория:

- экстерриториальности;

- теория представительного  характера посла;

- теория дипломатических  функций.

Все три теории были обусловлены  новыми историческими особенностями  государственной и международной  жизни, которые с одной стороны  порождали новые международно-правовые нормы, а с другой стороны по-новому определяли общий характер теоретических  воззрений на государство, право  и международные отношения.

1.2 Теория экстерриториальности

Первой из этих теорий следует  рассмотреть теорию экстерриториальности. Эта теория возникла на почве роста  абсолютизма, объединившего всю  территорию государства под эгидой единой королевской власти, и укрепления начала суверенитета монарха во внутригосударственных  и международных отношениях. Внутри государства из начала суверенитета вытекало неограниченное господство территориального принципа – исключительная власть монарха, его судов и администрации  над всеми людьми, проживающих  в пределах государственной территории. Одним из следствий начала суверенитета было притязание абсолютных монархов на почетное и привилегированное  положение своих послов как представителей особы суверена, на неподчинение их какой бы то ни было власти, кроме  власти пославшего. Дипломатическая  практика, шедшая по пути расширения посольских привилегий, нуждалась в придании им правового обоснования, но для  этого требовалось примирение территориальных  и экстерриториальных прав суверенитета.

Впоследствии же понятие  экстерриториальности превратилось из вспомогательной юридической формулы  в самостоятельный юридический  принцип.

Расширение первоначального  смысла теории экстерриториальности было связано с тем же обстоятельством, которое способствовало ее возникновению  и быстрому признанию – с тенденцией к прочному закреплению широких  дипломатических привилегий. Поскольку  фикция нахождения в собственной  стране относилась не только к личности посла, но и к занимаемому им помещению, эта теория в своей абсолютной форме служила оправданием и  для права убежища в дипломатических  помещениях и для права посла  на юрисдикцию над своим персоналом. Опираясь на теорию экстерриториальности, дипломатические представители  не раз требовали изъятия из местной  юрисдикции любых действий, совершенных  в помещении посольства, даже если они совершались обычными лицами.

Однако со второй половины XIX века, когда тенденция к росту  дипломатических привилегий уступила место противоположной тенденции  – к их сокращению, когда расширилась  законодательная регламентация  личных и имущественных прав граждан, а в науке международного права  возобладало позитивное направление, теория экстерриториальности стала  утрачивать прежний авторитет и  все больше обнаруживала свою несостоятельность  на практике.

1.3 Теория представительского  характера посла

Наряду с теорией экстерриториальности пользовалась непререкаемым авторитетом  и широко применялась на практике теория представительного характера  посла. Генетически эта теория предшествует теории экстерриториальности. Еще в период императорского Рима и в средние века почести, оказывавшиеся чрезвычайным послам, ставились в зависимость от могущества и титула их государей. Считалось, что в лице послов эти почести оказываются тем, кто их послал.

В период абсолютизма идея международной иерархии государей  отошла в прошлое, и ее заменило господствующее начало нового международного права  – начало суверенитета, в силу которого суверенный государь не имел никакой  стоящей над ним власти, и, следовательно, не подчинялся власти, и юрисдикции какого бы то ни было иностранного государства.

Но вместе с тем, еще  больше укрепилось представление о  том, что посол несет в себе честь и престиж своего государя; считалось, что посол – это  alter ego (второе я) направившего его главы государства. Всякое оскорбление посла рассматривалось как личное оскорбление государя. [20, c.31]

Из сочетания этих двух представлений и сложилась так  называемая "представительская теория" дипломатического иммунитета, точнее – теория представительского характера  посла, которая, в условиях существования  постоянных посольств, должна была обосновывать не только церемониальные привилегии послов, но и их иммунитет от действия местной власти и юрисдикции.

Теория представительского характера посла в своем чистом виде была вполне достаточна для обоснования  церемониальных привилегий посла, но для  обоснования иммунитета от юрисдикции она требовала дополнительной юридической  аргументации, которая превратила бы теоретический принцип в инструмент, пригодный для применения на практике. Поэтому эта теория развивалась  в юридической литературе чаще всего  в сочетании с формулой экстерриториальности посольства или с рассуждениями  о необходимости дипломатических  привилегий для выполнения послами  своих функций.

В таком же сочетании применялась  теория представительского характера  посла в дипломатической и  судебной практике.

Современные сторонники теории представительства рассматривают  дипломатический иммунитет не как  следствие того, что посол является alter ego суверенного монарха, а как право, вытекающее из суверенитета государства.

Если следовать теории представительства, то мы увидим противоречия существующей ныне практике, ибо в  ней дается обоснование иммунитетам  и привилегиям лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной, особенно не дипломатический персонал, а также  члены семей сотрудников представительства  на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами. Кроме того, согласно теории, иммунитеты распространяются лишь на официальные действия дипломатического представителя, в то время как  иммунитеты в отношении его частных  действий не согласуются с этой теорией, а ведь на практике наиболее спорными являются вопросы, связанные с распространением иммунитета именно на неофициальные  действия. Не объясняет она и иммунитеты дипломатического курьера, а также  существующий объем иммунитетов  дипломатических средств передвижения.

Информация о работе Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала