Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:11, курсовая работа
Привилегированное положение дипломатов в обществе традиционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их профессии, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлетворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств, предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодование жителей принимающей страны, но в исключ
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование дипломатических привилегий и иммунитетов
1.1 Понятие дипломатических привилегий и иммунитетов
1.2 Теория экстерриториальности
1.3 Теория представительского характера посла
1.4 Теория дипломатических функций
Глава 2. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961г.
2.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
2.2 Личные привилегии и иммунитеты
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
3.1 Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств
3.2 Ответственность за нарушения дипломатических привилегий и иммунитетов
Заключение
Вопрос о существовании
и юридической силе права на получение
убежища от политического преследования
(как правило, не применимого в
отношении обычных уголовных
дел) долгое время остается нерешенным,
являясь лишь темой для ожесточенных
споров. В Европе, данная практика почти
прекратилась. Сложившуюся ситуацию
можно решить только путем переговоров,
потому что Венская Конвенция, хотя
и обеспечивает неприкосновенность
помещений дипломатической
Исключение из этого правила
составляют латиноамериканские страны,
которые заключили между собой
специальные конвенции, позволяющие
использовать помещения дипломатического
представительства для
Договорное оформление этот институт получил в Гаванской конвенции об убежище от 20 февраля 1928г.
Налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
Предоставляемые дипломатам привилегии и иммунитеты, в том числе и налоговые, необходимы им в первую очередь для успешного выполнения возложенных на них дипломатических функций.
Конвенция подтверждает установившуюся
международную практику освобождения
дипломатических
Однако фискальные изъятия,
о которых говорится в п.1, статьи
23 Венской Конвенции о
Вознаграждения и сборы,
взимаемые представительством при
выполнении своих официальных
Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.
Иногда происходили случаи
злоупотребления
Как пример можно привести случай описанный в книге И.П. Блищенко "Дипломатическое право". Им является "дело Росаля".
Посол Гватемалы в Бельгии и Нидерландах Морисио Росаль в октябре 1960 г. был задержан полицией в Нью-Йорке. При нем оказалось 116 фунтов наркотика героина на сумму 4 миллиона долларов. Полиция сообщала, что этот дипломат давно занимается тайной спекуляцией наркотиками и его частые за последнее время поездки в США связаны не с его дипломатической миссией, а со спекуляцией. На следующий день правительство Гватемалы поспешило объявить о снятии его с дипломатического поста, отказавшись от его иммунитета. [17, c.87]
Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (статья 44 Конвенции 1961г.).
2.2 Личные привилегии и иммунитеты
Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Этот освященный тысячелетними традициями обычай приобретает с точки зрения международного права нормативный характер. "Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой- бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство" (статья 29).
Одновременно Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает, что частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Понятие "частная резиденция дипломатического агента" охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице). [17, c.83]
Его бумаги, корреспонденция,
имущество равным образом пользуется
неприкосновенностью за исключением,
исков, относящихся к любой
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (статья 31).
Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29—36 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. закрепляют общепринятую практику в области привилегий и иммунитетов и аккумулируют ряд положений, содержащихся в аналогичных документах.
Глава 3. Практика применения дипломатически привилегий и иммунитетов в Республике Беларусь
По состоянию на 1 марта
2000 года Республика Беларусь признана
144 государствами мира, со 133 из них
установлены дипломатические
Одним из важнейших условий эффективной деятельности дипломатических представительств на территории Республики Беларусь является их изъятие из юрисдикции государства пребывания и пользование льготами и преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются, т.е. так называемыми привилегиями и иммунитетами.
Основным международно-правовым
документом, определяющим статус и
функции дипломатических
На данный момент в Республике
Беларусь действует Положение о
дипломатических и консульских
представительствах иностранных государств
на территории Союза Советских
3.1 Привилегии и иммунитеты
дипломатических
К привилегиям и иммунитетам
дипломатического представительства
относятся: неприкосновенность помещений
представительства, фискальный иммунитет,
неприкосновенность архивов и документов
представительства, право свободного
сношения представительства для
всех официальных целей, неприкосновенность
официальной корреспонденции
В соответствии с положениями статьи 1 конвенции сотрудниками дипломатического представительства являются глава представительства, члены дипломатического, административно- технического и обслуживающего персонала представительства. Дипломатическими агентами называются глава представительства и члены дипломатического персонала представительства, то есть те члены персонала, которые имеют дипломатический ранг.
К личным привилегиям и иммунитетам дипломатического агента относятся:
1. Личная неприкосновенность;
Личная неприкосновенность гарантирована дипломатическому агенту ст. 29 конвенции, где говорится, что он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Наиболее часто встречающиеся факты несоблюдения личных привилегий и иммунитетов дипломатических агентов, аккредитованных в Республике Беларусь, относятся именно к их личной неприкосновенности.
2. Полный иммунитет от
уголовной юрисдикции
Иммунитет от уголовной юрисдикции нашел свое отражение в Уголовном кодексе Республики Беларусь [4], в ст. 4, п. 4, в Уголовно- процессуальном кодексе Республики Беларусь [6] в ст. 4 п. 2.
3. Иммунитет от административной и гражданской юрисдикции с изъятиями;
В ст. 16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [5] говорится:
"Вопрос об ответственности
за административные
4. Фискальный иммунитет;
Налоговые привилегии дипломатических агентов и консульских служащих являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.
5. Таможенный иммунитет;
В Таможенном кодексе Республики
[7] ст. 202, отражены положения о том,
что дипломатические
6. Освобождение от личных повинностей;
Государство пребывания обязано
освобождать дипломатических
3.2 Ответственность за
нарушения дипломатических
Д.Б. Левин разделял все уголовные законы о преступлениях против дипломатических представителей на три группы. Большинство из них (Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Турция, Япония, Мексика, Аргентина, Бразилия) назначают определенные наказания за конкретно указанные действия против дипломатических представителей или вообще за нарушение их иммунитета.
Другие законы (Дания, Швеция,
Норвегия, Чили, Парагвай) повышают обычные
наказания за преступления против личности,
если эти преступления направлены против
личности дипломатических
Третья группа законов (Куба, Перу), устанавливая определенное наказание за преступления против дипломатических представителей, повышают наказание, если эти преступления нанесли ущерб внешнеполитическим интересам государства.
В некоторых государствах
(США, Швейцария, Аргентина, Чили), преступления
против дипломатических представителей
рассматриваются в более
В частности, в статье 1 конвенции говорится:
1. Лицо, пользующееся международной защитой, есть:
а) глава государства, глава
правительства или министр
б) любой представитель или должностное лицо государства;
2. "Предполагаемый преступник", есть лицо, в отношении которого имеются доказательства, достаточные для установления prima facie, что оно совершило одно или более преступлений, указанных в ст. 2, или участвовало в их совершении.
Вопросу определения состава преступления, влекущего специальную международно-правовую защиту, посвящена вторая ст.2 конвенции, которая говорит, что:
Информация о работе Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и их персонала