Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотрение экономической сущности и факторов воздействия на рынок услуг;
2) Проанализировать динамику и отраслевую структуру рынка услуг;
3) Выявить и изучить современные тенденции развития рынка услуг;
4) Проанализировать воздействие на сферу услуг НТП;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА
УСЛУГ……………………………………………………………………………..5
Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг…………5
Динамика и отраслевая структура рынка услуг……………………………11
1.3 Современная тенденция развития рынка услуг……………………………13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ………………………..18
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг…………………18
2.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП………………………………….19
2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг………………..20
2.4 Анализ глобализации услуг…………………………………………………24
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
РЫНКА УСЛУГ………………………………………………………………….30
3.1 Step и swot анализ международного рынка услуг…………………………30
3.2 Направленное совершенствование развития международного рынка
услуг………………………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.
Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.
Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», науко-интенсивные виды услуг.
В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.
В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.
Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.
Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).
По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».
Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.
Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.
Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ
2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг
Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.
Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.
Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.
Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям9
Доля от общего объема услуг, % |
Абсолютное отклонение | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Экспорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Транспортные услуги |
22,9 |
23,7 |
20,9 |
20,8 |
21,1 |
-2,5 |
Поездки |
25,7 |
25,1 |
26,0 |
25,9 |
26,0 |
-6,1 |
Другие коммерческие услуги |
51,1 |
51,1 |
53,1 |
53,2 |
54,2 |
+8,6 |
Импорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Транспортные услуги |
30,0 |
30,0 |
26,6 |
27,1 |
26,6 |
-2,1 |
Поездки |
24,4 |
24,4 |
25,1 |
25,9 |
25,1 |
-4,7 |
Другие коммерческие услуги |
45,5 |
45,5 |
48,3 |
49,4 |
48,3 |
+6,8 |
Из таблицы видно, что в 2008 году произошел спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг, этот факт можно связать с мировым экономическим кризисом 2008 года. Но к 2009 году показатели роста стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый период, то можно сказать, что ситуация на 2009 год прослеживается негативная по сравнению с 2005 годом. Только статья «Другие коммерческие услуги» имеют положительную тенденцию как по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%).
Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки.
Подводя итоги можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Все это связано с глобализационными процессами в экономике. Данный факт подтверждается рядом факторов.
В целом, рынок услуг развивается весьма динамично и толчком к этому является НТП, Интернет и глобализация.
2.2 Анализ воздействия
на сферу услуг НТП (научно-
Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Рис. 5. Темпы роста мирового рынка ИТ-услуг в 2007-2011 годах, %
По регионам темпы развития рынка ИТ-услуг заметно различаются. В Западной Европе рынок стабильно растет приблизительно на 5% в год и будет расти примерно так же до 2010 года (данные компании Europe Intelligence Wire). В Японии темпы еще ниже — от 3,3 до 3,5%. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рынок расширяется в 2 раза быстрее (темпы — 10%), и ожидается, что к 2010 году объем его составит 48,4 млрд. долл. (для сравнения: в 2005 году — 29,6 млрд. долл.).
Однако
есть страны, где ИТ-рынок растет
еще быстрее — в первую
Принципиально важен для многих услуг такой результат ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой - совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововведения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса.
Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности10.
2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг
Поистине революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет.
На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная.
Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.
Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры в таблице 3.
Таблица 3 - Численность пользователей Интернет, человек11
Страна |
2006 |
2007
|
2008 |
2009 |
2010 |
Абсолютное отклонение, % |
Пользователей в стране, % |
Мальта |
301,000 |
356,980 |
403,878 |
455,287 |
584,000 |
+283,000 |
78.3 % |
Новая Зеландия |
3,200,000 |
3,702,567 |
4,011,400 |
4,738,948 |
5,622,092 |
+2,422,092 |
77.6 % |
Исландия |
225,600 |
309,049 |
348,000 |
431,090 |
467,000 |
+241,400 |
76.5 % |
Швеция |
6,800,000 |
8,333,000 |
908,677,000 |
11,119,000 |
12,374,009 |
+5,574,009 |
75.2 % |
Гонг Конг |
4,878,713 |
5,676,898 |
6,110,209 |
8,764,036 |
9,572,001 |
+4,63,288 |
70.7 % |
Дания |
3,762,500 |
5,290,390 |
5,309,820 |
5,498,000 |
5,572,000 |
+1,809,500 |
69.5 % |
США |
203,276,810 |
289,900,999 |
345,232,100 |
392,198,000 |
397,990,000 |
+194,713,190 |
68.7 % |
Сингапур |
2,421,800 |
3,129,465 |
3,857,390 |
4,298,860 |
4,711,920 |
+2,290,120 |
68.3 % |
Австралия |
13,991,612 |
17,284,039 |
19,398,000 |
24,933,222 |
28,900,038 |
+14,908,426 |
68.2 % |
Норвегия |
3,140,000 |
5,199,200 |
5,820,948 |
6,000,298 |
6,109,200 |
2,969,200 |
68.2 % |
Гренландия |
38,000 |
48,900 |
55,120 |
62,765 |
66,992 |
+28,992 |
66.6 % |
Нидерланды |
10,806,328 |
13,298,489 |
16,283,012 |
18,294,000 |
20,350,990 |
+9,544,662 |
66.2 % |
Южная Корея |
32,570,000 |
44,381,000 |
51,209,382 |
59,000,000 |
63,909,293 |
+31,339,293 |
65.2 % |
Швейцария |
4,836,671 |
6,233,199 |
7,320,109 |
9,310,000 |
10,122,809 |
+5,286,138 |
64.9 % |
Канада |
20,450,000 |
32,594,480 |
38,019,000 |
39,000,140 |
40,900,000 |
+20,450,000 |
63.8 % |
Великобритания |
37,800,000 |
47,800,290 |
58,927,880 |
66,711,291 |
75,399,000 |
+37,599,000 |
63.1 % |
Фарерские о-ва |
39,000 |
45,000 |
55,000 |
67,000 |
78,000 |
+39,000 |
62.8 % |
Финляндия |
3,286,000 |
5,489,200 |
5,924,100 |
6,100,200 |
6,577,028 |
+3,291028 |
62.6 % |
Бермудские о-ва |
39,000 |
46,192,323 |
57,455,660 |
63,211,023 |
76,900 |
+37,900 |
61.1 % |
Япония |
78,050,000 |
99,000,000 |
115,234,710 |
133,900,700 |
157,010,300 |
+78,960,300 |
60.9 % |
Тайвань |
13,800,000 |
18,205,902 |
24,399,000 |
25,784,000 |
26,789,300 |
+12,989,300 |
60.5 % |
Люксенбург |
270,800 |
350,190 |
381,233 |
403,477 |
450,200 |
+179,400 |
59.4 % |
Португалия |
6,090,000 |
7,937,177 |
8,937,176 |
10,288,000 |
12,120,000 |
+6,030,000 |
58.2 % |
Лихтенштейн |
20,000 |
25,000 |
30,000 |
35,000 |
40,000 |
+20,000 |
57.3 % |
Германия |
47,127,725 |
56,780,300 |
65,900,222 |
78,566,388 |
95,900,000 |
+48,772,275 |
57.0 % |
Россия |
22,300,000 |
26,898,000 |
34,900,390 |
39,000,000 |
45,000,000 |
+22,700,000 |
35.5 % |
Всего |
972,828,001 |
1,299,301,232 |
1,675,322,009 |
1,890,003,223 |
2,000,000,000 |
+1,028,172,999 |
Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг