Пути совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть состав и структуру международного рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, проследить современную тенденцию рынка услуг.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотрение экономической сущности и факторов воздействия на рынок услуг;
2) Проанализировать динамику и отраслевую структуру рынка услуг;
3) Выявить и изучить современные тенденции развития рынка услуг;
4) Проанализировать воздействие на сферу услуг НТП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА
УСЛУГ……………………………………………………………………………..5

Экономическая сущность, факторы воздействия на рынок услуг…………5
Динамика и отраслевая структура рынка услуг……………………………11
1.3 Современная тенденция развития рынка услуг……………………………13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ………………………..18

2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг…………………18
2.2 Анализ воздействия на сферу услуг НТП………………………………….19
2.3 Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг………………..20
2.4 Анализ глобализации услуг…………………………………………………24

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
РЫНКА УСЛУГ………………………………………………………………….30

3.1 Step и swot анализ международного рынка услуг…………………………30
3.2 Направленное совершенствование развития международного рынка
услуг………………………………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МЭ и ВЭД.doc

— 732.50 Кб (Скачать файл)

Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.

Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.

Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).

Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», науко-интенсивные виды услуг.

В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, -сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов.

Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».

Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.

Этот факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.

Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг. Международный рынок услуг значительно влияет на рынок товаров и на международные экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

2.1 Анализ динамики и отраслевой структуры сферы услуг

    

     Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

     Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.

     Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

     Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 2.

 

              Таблица 2 - Мировая торговля услугами по категориям9

 

Доля от общего объема услуг, %

Абсолютное  отклонение

 

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

Всего коммерческие услуги

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Транспортные  услуги

22,9

23,7

20,9

20,8

21,1

 

-2,5

Поездки

25,7

25,1

26,0

25,9

26,0

-6,1

Другие коммерческие услуги

51,1

51,1

53,1

53,2

54,2

 

 

+8,6

Импорт

Всего коммерческие услуги

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Транспортные  услуги

30,0

30,0

26,6

27,1

26,6

 

-2,1

Поездки

24,4

24,4

25,1

25,9

25,1

-4,7

Другие коммерческие услуги

45,5

45,5

48,3

49,4

48,3

+6,8


 

Из таблицы видно, что в 2008 году произошел спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг, этот факт можно связать с мировым экономическим кризисом 2008 года. Но к 2009 году показатели роста стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый период, то можно сказать, что ситуация на 2009 год прослеживается негативная по сравнению с 2005 годом. Только статья «Другие коммерческие услуги» имеют положительную тенденцию как по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%).

Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки.

Подводя итоги можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Все это связано с глобализационными процессами в экономике. Данный факт подтверждается рядом факторов.

В целом, рынок услуг развивается весьма динамично и толчком к этому является НТП, Интернет и глобализация.

 

2.2 Анализ воздействия  на сферу услуг НТП (научно-технический  прогресс)

    

     Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Рис. 5. Темпы роста мирового рынка ИТ-услуг в 2007-2011 годах, %

    

     По регионам темпы развития рынка ИТ-услуг заметно различаются. В Западной Европе рынок стабильно растет приблизительно на 5% в год и будет расти примерно так же до 2010 года (данные компании Europe Intelligence Wire). В Японии темпы еще ниже — от 3,3 до 3,5%. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе, рынок расширяется в 2 раза быстрее (темпы — 10%), и ожидается, что к 2010 году объем его составит 48,4 млрд. долл. (для сравнения: в 2005 году — 29,6 млрд. долл.).

     Однако  есть страны, где ИТ-рынок растет  еще быстрее — в первую очередь  это Китай и Индия, на долю которых приходится 65% от совокупного дохода региона в сфере ИТ-услуг. Например, в Китае объем рынка увеличивается на 5,7% каждый квартал, а среднегодовые темы роста составляют 46,2% (данные Analysys International). Высоки темпы развития сегмента ИТ-услуг и в странах Восточной Европы, например в Польше, Чехии, Словакии и др., — здесь рынок растет примерно на 15-17% в год.

     Принципиально важен для многих услуг такой результат ИКТ, как делокализация производства, возможность накопления и хранения, что подрывает довольно сильные ограничения роста услуг, обусловленные родовой спецификой - совпадением производства и потребления во времени и пространстве, нетранспортабельностью продукта. Новые Технологии позволяют передавать услуги на любое расстояние и в любое время, накапливать их и хранить в закодированном виде на материальных носителях или в электронной форме. При этом значительно улучшаются качественные характеристики: потребители получают доступ к огромному массиву информации и услугам высокого класса в режиме реального времени, пользуются преимуществами более широкого выбора услуг, иными словами, получают более высокую полезность в расчете на единицу затрат. На основе новых технологий становятся реальностью непосредственные контакты на расстоянии потребителей и производителей таких прежде территориально фиксированных услуг, как образование, медицина, культурно-развлекательные, юридические, страховые, консалтинг т. д. Интенсивным технологическим изменениям подвержены не только новые, но и традиционные отрасли - транспорт, торговля; буквально преображаются в прошлом крайне далекие от техники сферы - медицина, финансовые услуги, а также библиотеки, музеи, театры, эстрада, Развлекательные парки и т. д. Для этой сферы особенно важно применение научных подходов и решений в организационно-управленческой области вследствие особо сильного влияния этого фактора на эффективность в высокотрудоемких отраслях, да и технологические нововведения зачастую не дают здесь должного эффекта без сопутствующей организационно-структурной перестройки бизнеса.

     Рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности10.

 

2.3 Анализ взаимосвязи  Интернета с развитием сферы  услуг

 Поистине революционные преобразования в сфере научно-информационных услуг в мировой экономической системе несет с собой Интернет.

     На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, экономически более эффективная.

     Новый многоцелевой технологический механизм проходит начальную стадию развития, но уже определились его основные хозяйственные функции. Это - удовлетворение потребительского спроса на услуги торговли и многих других отраслей. Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

     Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры в таблице 3.

 

Таблица 3 - Численность пользователей Интернет, человек11

 

Страна

2006

2007

 

 

2008

 

2009

 

2010

Абсолютное  отклонение, %

Пользователей в стране, %

Мальта

301,000

356,980

403,878

455,287

584,000

+283,000

78.3 %

Новая Зеландия

3,200,000

3,702,567

4,011,400

4,738,948

5,622,092

+2,422,092

77.6 %

Исландия

225,600

309,049

348,000

431,090

467,000

+241,400

76.5 %

Швеция

6,800,000

8,333,000

908,677,000

11,119,000

12,374,009

+5,574,009

75.2 %

Гонг Конг

4,878,713

5,676,898

6,110,209

8,764,036

9,572,001

+4,63,288

70.7 %

Дания

3,762,500

5,290,390

5,309,820

5,498,000

5,572,000

+1,809,500

69.5 %

США

203,276,810

289,900,999

345,232,100

392,198,000

397,990,000

+194,713,190

68.7 %

Сингапур

2,421,800

3,129,465

3,857,390

4,298,860

4,711,920

+2,290,120

68.3 %

Австралия

13,991,612

17,284,039

19,398,000

24,933,222

28,900,038

+14,908,426

68.2 %

Норвегия

3,140,000

5,199,200

5,820,948

6,000,298

6,109,200

2,969,200

68.2 %

Гренландия

38,000

48,900

55,120

62,765

66,992

+28,992

66.6 %

Нидерланды

10,806,328

13,298,489

16,283,012

18,294,000

20,350,990

+9,544,662

66.2 %

Южная Корея

32,570,000

44,381,000

51,209,382

59,000,000

63,909,293

+31,339,293

65.2 %

Швейцария

4,836,671

6,233,199

7,320,109

9,310,000

10,122,809

+5,286,138

64.9 %

Канада

20,450,000

32,594,480

38,019,000

39,000,140

40,900,000

+20,450,000

63.8 %

Великобритания

37,800,000

47,800,290

58,927,880

66,711,291

75,399,000

+37,599,000

63.1 %

Фарерские о-ва

39,000

45,000

55,000

67,000

78,000

+39,000

62.8 %

Финляндия

3,286,000

5,489,200

5,924,100

6,100,200

6,577,028

+3,291028

62.6 %

Бермудские о-ва

39,000

46,192,323

57,455,660

63,211,023

76,900

+37,900

61.1 %

Япония

78,050,000

99,000,000

115,234,710

133,900,700

157,010,300

+78,960,300

60.9 %

Тайвань

13,800,000

18,205,902

24,399,000

25,784,000

26,789,300

+12,989,300

60.5 %

Люксенбург

270,800

350,190

381,233

403,477

450,200

+179,400

59.4 %

Португалия

6,090,000

7,937,177

8,937,176

10,288,000

12,120,000

+6,030,000

58.2 %

Лихтенштейн

20,000

25,000

30,000

35,000

40,000

+20,000

57.3 %

Германия

47,127,725

56,780,300

65,900,222

78,566,388

95,900,000

+48,772,275

57.0 %

Россия

22,300,000

26,898,000

34,900,390

39,000,000

45,000,000

+22,700,000

35.5 %

Всего

972,828,001

1,299,301,232

1,675,322,009

1,890,003,223

2,000,000,000

+1,028,172,999

 

Информация о работе Пути совершенствования международного рынка услуг