Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы мер регулирования валютно-кредитных отношений международными организациями.

Содержание

Введение 3
1.Мировая финансовая система: понятие и структура. 6
1.1.Государственная финансовая система ведущих зарубежных стран и России. 7
Государственный бюджет 8
Территориальные финансы 9
Государственный кредит 10
Внебюджетные специальные фонды. 11
Государственные предприятия 12
2.Международные финансовые организации: механизм их функционирования 13
Международный банк реконструкции и развития. 14
Международная ассоциация развития. 16
Международная финансовая корпорация. 17
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. 17
Европейский Банк Реконструкции и Развития 18
Банк Международных Расчетов 20
2.1. Международный Валютный Фонд 21
2.2.Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС3.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования 

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 

Факультет экономики

Специальность «Мировая экономика»

Кафедра «Международных экономических отношений»

Дисциплина  «Международные валютно-кредитные отношения» 

Курсовая  работа

на тему:

«Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странами» 
 

Выполнила:

Севикян К.Ц.

Студент(ка) 3 курса 534 группы

Проверила:

Дудакова Л. Г. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2012г.

 

Введение

    В системе международных экономических  отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они  создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

    В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей  увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

    Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать  международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая  цель — развитие сотрудничества и  обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН—МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую организацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3—4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).

    Международные финансовые институты возникли в  основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных  расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты  странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

    1. Усиление интернационализации хозяйственной  жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

    2. Развитие межгосударственного регулирования  мирохозяйственных связей, в том  числе валютно-кредитных и финансовых  отношений.

    3.Необходимость  совместного решения проблем  нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов. ценных бумаг, золота.

    4.  Завоевание политической независимости  этими странами; повышение их  роли в мировом развитии: тенденция  к региональному сотрудничеству  и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики.

    Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрения системы мер регулирования  валютно-кредитных отношений международными организациями.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • дать характеристику мировой финансовой системе;
    • дать характеристику международным финансовым организациям;
    • рассмотреть механизм  функционирования международных организаций

   Объектами исследования является мировой финансовый рынок и международные организации.

 

  1.Мировая финансовая система: понятие и структура.

    Понятие финансовой системы является развитием  более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей  природе они тесно связаны  с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

    На  современном этапе государственная  финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный  бюджет; местные финансы; специальные  внебюджетные фонды и финансы  государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.1

      Государственный бюджет - основное  средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

    Финансы выражают экономические общественные  отношения, которые по-разному проявляются, и в каждом звене финансовой системы  имеют свою специфику. Каждое звено  финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. Они участвуют в создании валового внутреннего продукта (ВВП), распределяемого внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию — для выплат застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

         Таким образом, каждое звено  финансовой системы представляет  собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

    1. Государственная финансовая система  ведущих зарубежных стран и России.

    В развитых зарубежных странах государственная  финансовая система включает следующие  звенья финансовых отношений:

    1) государственную бюджетную систему;

    2) государственный кредит и кредиты  местных органов власти, а в  федеративных государствах —  и кредиты членов федерации;

    3) специальные внебюджетные фонды;

    4) финансы государственных корпораций.

    Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная  система включает два звена:

    • государственный бюджет;

    • многочисленные местные бюджеты (бюджеты  городов, округов, сельских округов  и т.д.).

    Местные бюджеты в унитарных государствах своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет.

    В федеративных  государствах бюджетная  система состоит из трех звеньев:

    • государственного бюджета, или федерального бюджета, или бюджета центрального правительства;

    • бюджетов членов федерации (штатов в  США, провинций в Канаде, ландов —  земель в ФРГ, кантонов в Швейцарии  и т.д.);

      • местных бюджетов.2

Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Государственный бюджет

    Ведущим звеном финансовой системы выступает  государственный бюджет, который  представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и территориального (регионального и местного) самоуправления.

    Государственный бюджет — основной финансовый план страны на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.3

    При чрезвычайных обстоятельствах (в периоды  войн, экономических кризисов) правительства  опираются на средства государственного бюджета и покрывают ими возрастающие государственные расходы.

    Государственный бюджет — главный инструмент перераспределения  национального дохода. Через это  звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

    Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

    Из  государственного бюджета производятся и основные расходы на военные  цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты  развивающимся странам.

    Государственный бюджет оказывает воздействие на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям.

    Государственные бюджеты большинства ведущих  капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами4. Выпуск государственных займов влечет за собой рост государственного долга, представляющего собой всю сумму ранее выпущенных и до настоящего момента не погашенных государственных займов вместе с процентами.

Территориальные финансы

    Территориальные финансы — второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации  в федеративных государствах и финансы  местных бюджетов, предприятий, принадлежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов федерации и местных органов власти.

    Вопрос  о доходах членов федерации в  отдельных странах решается по-разному. Так, в США за бюджетами штатов закреплена основная часть косвенных  налогов и прежде всего налог с продаж, в ФРГ — поступления по основным прямым налогам — подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций делятся в пропорции 50%:50% между федеральным бюджетом и бюджетами земель.

Государственный кредит

    Государственный кредит — третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

    На  протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.

    Так, в США с 1983 по 1992 гг. бюджетный  дефицит федерального бюджета в  среднем за год составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит бюджета стал ежегодно снижаться, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл., в 1996 г. — 146 млрд. долл. В 1997 г. фактический дефицит составил 22 млрд. долл., в 1998 г., по предварительным данным, он должен сократиться до 10 млрд. долл. и, по предварительной оценке, в 1999 г. превышение доходов над расходами достигло 10 млрд. долл., а к 2003 г. -— 83 млрд. долл. И это в условиях постоянного роста расходов и доходов федерального бюджета.

Информация о работе Роль международных организаций в регулировании валютно-кредитных отношений между странам