Роль международных организаций в урегулировании конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Примером, доказывающим возможность постановки такого вопроса, служит то, что с 1994 года возник вопрос о том, «обладают ли государства безусловным суверенитетом во внутренних делах, и имеет ли международное сообщество право на военное вмешательство в какой-либо стране в гуманитарных целях», и появилось такое понятие как «гуманитарная интервенция». Гуманитарная интервенция, в соответствие с нормой, выработанной группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданной бывшим Генеральным секретарем Кофи Аннаном, рассматривается как применение силы и возможна «в случае, когда речь идет о геноциде и других массовых убийствах, этнической чистке или серьезных нарушениях международного гуманитарного права, Особо также было оговорено, что такая мера является крайней и требует санкции Совета Безопасности ООН.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….……….3
1. Способы урегулирования международных конфликтов………………….…5
1.1. Превентивная дипломатия…………………………………………….……6
1.2. Операции ООН в пользу мира…………………………………………….10
1.3. Принуждение к «миру»?..............................................................................11
Заключение………………………………………………………………..…..….18
Список использованных источников и литературы………………………..….20

Вложенные файлы: 1 файл

Роль международных организаций в урегулировании конфликтов.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

 


 

 

 

 

Кафедра Международного Права

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Международные конфликты в XXI веке.

 

 

Тема:

Роль международных организаций в урегулировании конфликтов.

 

 

Выполнил: Ягудин Р.И.

студент 3 курса заочное отделение

Направление 031900 Международные отношения

Срок обучения: 5 лет

группа: П2/Б7111 № зачетной книжки

Подпись: __________________________________________________

Преподаватель: Рогачевский А. Л.

Оценка: _____________ Дата: _________________________________

Подпись:  __________________________________________________

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

Введение……………………………………………………………….….……….3

1. Способы урегулирования международных конфликтов………………….…5

  1.1. Превентивная дипломатия…………………………………………….……6

  1.2. Операции ООН в пользу мира…………………………………………….10

  1.3. Принуждение к «миру»?..............................................................................11

Заключение………………………………………………………………..…..….18

Список использованных источников и литературы………………………..….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международное посредничество является одним из способов добиться мирного урегулирования кризисной ситуации. Ему посвящено множество положений, созданных в рамках международного права при участии и всестороннем содействии Организации Объединенных Наций.

Декларации ООН направлены на обеспечение и поддержание мира, урегулирование конфликтов без применения силы и угрозы применения силы. Устав ООН, Декларация о принципах международного права (1970 г.), Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) формируют основные принципы международного права: принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип разрешения международных споров мирными средствами; принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип суверенного равенства государств; принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип уважения прав человека и основных свобод. И каждый раз, когда возникает конфликт, акторы, посредники должны решать его в соответствии с этими принципами.

ООН также определила форматы возможных действий по восстановлению мира: разоружение, миротворчество, миростроительство и поддержание мира. Однако в современных международных отношениях (т.е. при наличии единого центра силы) и при нарастающей угрозе возникновения все новых кризисов, встает вопрос об эффективности международного посредничества.

Примером, доказывающим возможность постановки такого вопроса, служит то, что с 1994 года возник вопрос о том, «обладают ли государства безусловным суверенитетом во внутренних делах, и имеет ли международное сообщество право на военное вмешательство в какой-либо стране в гуманитарных целях», и появилось такое понятие как «гуманитарная интервенция». Гуманитарная интервенция, в соответствие с нормой, выработанной группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, созданной бывшим Генеральным секретарем Кофи Аннаном, рассматривается как применение силы и возможна «в случае, когда речь идет о геноциде и других массовых убийствах, этнической чистке или серьезных нарушениях международного гуманитарного права,  Особо также было оговорено, что такая мера является крайней и требует санкции Совета Безопасности ООН.

Таким образом, смысл гуманитарной интервенции сводится к спасению мирного населения, руководствуясь принципами ООН, но средствами, которые могут быть восприняты третьими лицами или акторами конфликта скорее как интервенция, чем помощь. Кроме того, как показывает историческая реальность, не смотря на строгие критерии ООН, необходимые для введения или вмешательства миротворцев, часто страны просто называют свои действия вынужденной гуманитарной интервенцией, не имея на то санкции Совета Безопасности.

Также очевидно, что, не смотря на действия миротворцев и достигнутые между конфликтующими сторонами соглашения, конфликт возобновляется после ухода или затягивается, не смотря на присутствие миротворцев.

Нельзя также исключать тот факт, что, несмотря на то, что в соответствии с декларациями ООН посредник должен обеспечивать баланс сил в конфликте, есть вероятность, что он примет сторону того, чья победа обещает ему больше дивидендов.

В таком случае встает вопрос об эффективности роли международного посредничества в решении конфликта: будет ли присутствие посредника восприниматься как агрессивные, насильственные действия и насаждение мира любыми средствами, невзирая на интересы самих конфликтующих сторон; как долго навязанные договоренности будут сдерживать стороны от повторения конфликта; не приведет ли силовое вмешательство третьей стороны в урегулирование только к эскалации конфликта и т.д..

 

1. Способы урегулирования международных конфликтов.

Осуществляемое в рамках ООН поддержание мира трансформировалось из традиционной, преимущественно военном модели обеспечения соблюдения прекращения огня и разъединения сил после межгосударственных войн в комплексную модель, состоящую из многочисленных военных и гражданских компонентов, которые взаимодействуют между собой в целях установления мира в опасных условиях после гражданских вой. Эта модель включила в себя: предотвращение конфликтов, миротворчество, поддержание мира, миростроительство – и получила название «операции ООН в пользу мира». Необходимо ответить, что Устав ООН формулирует общие начала миротворческой деятельности и перечисляет некоторые из способов миротворческой деятельности, в то время, как некоторые способы, например «превентивная дипломатия» и «миростроительство», основываются на «духе» Устава, но не зафиксированы в отдельных статьях.

В Уставе ООН подробно перечислены средства мирного разрешения споров (глава 4). В нем также имеются исходные предпосылки для создания механизма по осуществлению операций по поддержанию мира, однако проработанный механизм проведения данных операций отсутствует, что вызывает большое количество проблем и нареканий. Предпринятые в 1947 г. Попытки разработать конкретный механизм такого рода, осуществленные Военно-Штабным Комитетом (ВШК, а затем и Советом Безопасности, не привели к успеху. Решения по поводу каждой операции, как правило, нарушали уставные положения, прежде всего касающиеся разграничения полномочий Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН, роли Генерального секретаря и т.д.

Хотелось бы отметить, что в Уставе ООН также нет упоминания о «санкциях», об «эмбарго», об «операциях по поддержанию и принуждения к миру, которые за годы деятельности ООН прочно вошли в её практику. Можно констатировать, что создатели Устава лишь сформулировали исходные предпосылки для создания механизма по урегулированию межгосударственных споров, сохранению мира и борьбе с агрессией.

Видный исследователь деятельности ООН Г.И. Морозов отмечает, что «создатели Устава ООН не имели исторических прецедентов. Только в связи с агрессией Италии против Абиссинии (1935-1936 гг.). Лига Наций создала координационный комитет, ограничивающий свою деятельность общими и притом нереализованными рекомендациями о принятии экономических принудительных мер в отношении агрессора». Уже вскоре после создания ООН стала ясна необходимость проведения на базе принципов Устава ООН операций по поддержанию мира. Негативные процессы в международных отношениях обусловили эволюцию миротворчества и появление более жестких форм взаимодействия в целях ликвидации вооруженных конфликтов и умиротворения сторон в острых конфликтах межэтнического, религиозного и территориального характера, порой переходящих в гражданские войны.

 

1.1. Превентивная дипломатия.

 

Некоторые исследователи отмечают, что зачастую наблюдается путаница между определениями понятий «превентивные меры» и «превентивная дипломатия». Под превентивными мерами подразумеваются действия, направленные на предупреждение возможных разногласий между сторонами, а также предотвращение перерастания уже существующих споров в серьезные широкомасштабные конфликты. Из этого можно сделать вывод о том, что превентивная дипломатия подразумевает применение превентивных мер, которые имеют юридическое обоснование в Уставе ООН. Превентивная дипломатия имеет большее отношение к спорам и политическому урегулированию. Таким образом, существует разница между превентивными мерами с использованием вооруженных сил и без использования вооруженных сил.

Эффективные превентивные стратегии основываются на следующих принципах:

    • своевременном реагировании при первых признаках появления опасности;
    • внедрение мер по ликвидации давления или факторов риска;
    • применение мер, направленных на устранение причин конфликта.

В рамках общей стратегии предотвращения наибольшего внимания заслуживают технологии раннего предупреждения. В конце 1950 г. Д. Хаммаршельд впервые внедрил практическую инновацию – присутствие ООН, что подразумевало направление представителей ООН в зоны потенциального конфликта. В этом действии Генерального секретаря усматривается осуществление превентивных мер, предусмотренных Уставом ООН в рамках операций по поддержанию мира (ОПМ) ООН и обеспечения безопасности с использованием вооруженных сил и без них. Действия обязательно подразумевают оперативный компонент и, следовательно, не могут быть отнесены к превентивной дипломатии.

Создание в рамках ООН офиса по исследованию и сбору информации в марте 1987 г. Способствовало централизации общего процесса предотвращения. Затем было принято решение о распределении исследовательской и аналитической информации для дипломатического принятия решений по географическому признаку. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан утверждает, что, «в какой бы форме ни осуществлялась превентивная дипломатия – в форме ли посредничества, примирения или переговоров, - она обычно использует благоразумный и конфиденциальный подход. Её негромкие достижения, как правило, е афишируются; в самом деле, вся ирония в том, что, когда она добивается успеха, ничего не происходит. Иногда необходимость сохранения конфиденциальности означает, что об успехах нельзя будет рассказать никогда». Как заметил однажды бывший Генеральный секретарь У Тан, идеальная операция по оказанию добрых услуг – это такая операция, которая не предается гласности вплоть до ее успешного завершения или вообще никогда. Не приходится поэтому удивляться, что широкая общественность зачастую недооценивает превентивную дипломатию.

В одних неспокойных точках уже одно присутствие искусного и пользующегося доверием специального представителя Генерального секретаря моет оказаться достаточным для предотвращения эскалации напряженности; в других могут потребоваться более активные действия упредительного характера. В сентябре и октябре 1998 г. благодаря вмешательству Специального посла ООН в Афганистане удалось предотвратить эскалацию напряженности в отношениях между Ираном и Афганистаном, грозившую перерасти в войну. Об этой исключительно важной миссии мало что сообщалось; вместе с тем, связанные с ней расходы были минимальными,  благодаря этой миссии удалось предотвратить ситуацию, чреватую массовой гибелью людей.

Превентивной дипломатией занимаются не только официальные лица. Частные лица, а также национальные и международные организации гражданского общества играют все более активную роль в деле предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов. Так называемая народная дипломатия иногда прокладывает путь к заключению в последующем официальных соглашений. Так, визит бывшего президента США Джимми Картера в Пхеньян в июне 1994 г. Помог урегулировать кризис, возникший в связи с разработанной в Корейской Народно-Демократической Республике программой создания ядерного оружия, и положить начало процессу, который непосредственно привел к заключению соглашения между этой страной и Соединенными Штатами Америки. Что касается ближневосточного мирного процесса, то решающую роль в достижении подписанного в 1993 г. Соглашения в Осло сыграл на начальном этапе один небольшой норвежский научно-исследовательский институт.

Занимаясь урегулированием взрывоопасных ситуаций, способных привести к ожесточенной конфронтации, правительства все активнее сотрудничают с организациями гражданского общества, стремясь добиться ослабления напряженности и найти нестандартные решения того, что нередко представляют собой глубоко укоренившиеся проблемы. На Фиджи, например, благодаря сотрудничеству неправительственных организаций и правительственных должностных лиц при поддержке тихой дипломатии государств этого региона удалось принять новую конституцию и предотвратить то, что многие наблюдатели расценивали как реальную опасность возникновения насильственного конфликта.

Превентивную дипломатию дополняют превентивное развертывание и превентивное разоружение. Как и операции по поддержанию мира, превентивное развертывание призвано обозначить «тонкую голубую линию», которая помогла бы сдерживать конфликты путем укрепления доверия в зонах напряженности или в отношениях между общинами, расколотыми на непримиримые лагеря. На сегодняшний день единственным конкретным примером такого развертывания является Миссия Организации Объединенных Наций в бывшей югославской Республике Македония. Целесообразность такого развертывания рассматривалась также в контексте других конфликтов, и этот вариант превентивных действий по-прежнему используется недостаточно, однако сохраняет свою потенциальную ценность.

Информация о работе Роль международных организаций в урегулировании конфликтов