Российско-британские отношения на современном этапе 1991-2012 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Россия и Великобритания являются крупными игроками на международной арене, их взаимоотношения важны как для обеих этих стран, так и для мирового сообщества в целом. «Большую часть XX века Советский Союз был ключевым элементом, формирующим внешнеполитическую доктрину Великобритании, а Москва считала Лондон одним из основных представителей сообщества западных держав…. Англия и Россия за многовековую историю своих отношений успели побывать и основными геополитическими соперниками и союзниками.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Политические аспекты российско-британских отношений

11
§1
Правовая база российско-британских политических отношений

11
§2
Выполнение российско-британских соглашений в политической области

13
§3
Основные политические события международных отношений России и Великобритании в 1991-2011 году

19

Глава 2
Экономические отношения Великобритании и России
29
§1
Основные соглашения России и Великобритании в области экономического сотрудничества
29
§2
Развитие российско-британского экономического сотрудничества на современном этапе
31


Заключение
35

Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия-Британия курсовая.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Целью настоящей работы является выявление политических и экономических причин, определяющих особенности международных отношений России и Великобритании на современном этапе. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи1:

  1. Определение правовых основ современных международных политических и экономических отношений России и Великобритании.
  2. Изучение основных событий российско-британских политических и экономических отношений на современном этапе.
  3. Установление причин основных противоречий современного периода.
  4. Выявление взаимного влияния экономических и политических отношений России и Великобритании.

Для решения поставленных задач были изучены следующие  источники: международные договоры России и Великобритании в области политического и экономического сотрудничества, сообщения об основных политических и экономических событиях на сайтах МИД, Торгового представительства Великобритании в России.

В первой главе рассмотрены  основные договоры о принципах отношений  России и Великобритании, политические события и позиции сторон при  решении политических вопросов, соответствие действий сторон положениям заключенных  договоров. Обсуждены основные политические события российско-британских отношений  на современном этапе в хронологической  последовательности. Установлены причины  политических российско-британских конфликтов современного периода.

Во второй главе рассмотрены  основные договоры экономического сотрудничества России и Великобритании. Выявлены основные направления экономического сотрудничества. Установлено, что экономическое  сотрудничество России и Великобритании развивается параллельно отношениям в политической области, противостояние в политической области в рассматриваемый  период не оказывало заметного влияния  на экономические отношения России и Британии.

В заключении обобщены основные итоги рассмотрения российско-британских отношений в политической и экономической  области, названы   причины противостояния в политической области и препятствия к развитию сотрудничества в экономической области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Политические аспекты российско-британских отношений

§1. Правовая база российско-британских политических отношений

В настоящее время договорно-правовая база российско-британских отношений  включает в себя целый перечень договоров  и соглашений, основополагающим из которых является Межгосударственный договор о принципах отношений  между Российской Федерацией и Соединенным  Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992г.[1]1.

Договор устанавливает основы взаимоотношений между сторонами в соответствии принципами международного права, основанные на доброй воле, мире и дружбе между Россией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, поддержании международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН, документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая Хельсинкский Заключительный акт, Парижскую хартию для новой Европы, Хельсинкский документ 1992 года.

Согласно статье 4 договора [1]: «Стороны будут тесно сотрудничать по основным международным проблемам. Они будут совместно работать, как на двусторонней, так и на соответствующей многосторонней основе, в направлении поиска решений и мирного урегулирования споров. С этой целью Стороны будут проводить регулярные консультации на высшем политическом уровне, а также между министрами иностранных дел и другими официальными представителями, имея в виду развитие двусторонних отношений и координацию своих позиций по международным проблемам, представляющим взаимный интерес. В тех случаях, когда ситуация будет требовать того, Стороны будут консультироваться друг с другом в безотлагательном и срочном порядке».

В соответствии с условиями  соглашения [1] стороны договорились способствовать международным усилиям, направленным на осуществление эффективного контроля над вооружениями, укрепление доверия и безопасности в военной области. Они будут сотрудничать в осуществлении международных мер по сокращению вооруженных сил и вооружений до минимальных уровней, соразмерных законным потребностям обороны. Стороны будут развивать обмены на всех уровнях между вооруженными силами и министерствами обороны двух стран [1].

Согласно статье 7 стороны договорились о сотрудничестве «…в укреплении режима Конвенции 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. Они будут добиваться подписания и вступления в силу эффективной и поддающейся проверке Многосторонней конвенции о запрещении химического оружия» [1].

Согласно статье 8 стороны будут сотрудничать «…с целью разработки и осуществления мер по обеспечению большей открытости, безопасности и стабильности в военных делах. Стороны будут способствовать выполнению в полном объеме Договора по обычным вооруженным силам в Европе и Заключительного акта переговоров о численности личного состава обычных вооруженных сил в Европе».

В рамках договора [1] стороны обязались сотрудничать в осуществлении дальнейших мер с целью предотвращения распространения ядерного, другого оружия массового уничтожения, ракет и ракетной технологии, используемых для его доставки.

В развитие этих принципов  государства подписали Меморандум о договоренности между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в отношении  помощи Российской Федерации в безопасной перевозке сокращаемого ядерного оружия в целях ускорения его демонтажа  и уничтожения от 9 ноября 1992г.[2]

 

 

 

 

 

 

§ 2. Выполнение российско-британских соглашений

 в  политической области 

Согласно статье 1[1] Российская Федерация и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии взяли на себя обязательство поддерживать отношения мира и дружбы. В рассматриваемый период военных конфликтов между сторонами не было, поэтому можно признать, что стороны выполняли условия этой статьи. Но, как будет показано, в последующих параграфах отношения сторон не всегда носили дружественный характер, например, в деле Литвиненко, Березовского, Закаева. Реакция английской стороны на события в Грузии, Северной Осетии также не носила дружественного характера по отношению к России.

В соответствии со статьей 4 [1] стороны договорились тесно сотрудничать по основным международным проблемам, как на двусторонней, так и на соответствующей многосторонней основе, в направлении поиска решений и мирного урегулирования споров. Рассмотрим усилия сторон по мирному урегулированию споров и «по поддержанию международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН» (согласно статье 2 [1]) на примере военного конфликта в Сирии (март 2011-февраль 2012). Суть конфликта по данным [11] заключается в следующем. В Сирии с марта 2011 г. продолжается противостояние властей и оппозиции. Для мониторинга в ситуации в конце 2011 года туда была направлена миссия наблюдателей Лиги арабских государств (ЛАГ). По итогам ее работы 22 января 2012 года министры иностранных дел стран-членов Лиги разработали план мирного урегулирования, который предусматривал отставку президента Сирии Башара Асада и проведение в стране парламентских выборов. Правительству Сирии предлагалось принять целый ряд мер, в том числе вывод вооруженных сил из всех населенных пунктов и их возвращение в казармы. Дамаск эти предложения отверг. 28 января работа была полностью приостановлена в связи с обострением ситуации в Сирии. 4 февраля Совет Безопасности ООН провел заседание по Сирии, на котором рассматривался проект резолюции Совета Безопасности ООН. В этом проекте приветствовался план мирного урегулирования сирийского кризиса, разработанный Лигой арабских государств. За проект резолюции проголосовали тринадцать членов Совета Безопасности, в том числе Великобритания, два постоянных члена - Россия и Китай проголосовали против. Постоянный представитель России В. Чуркин [11] объяснил применение вето Россией, в частности тем, что проект резолюции искажает фактическую ситуацию. Это очень важный момент. Если вспомнить, как развивалась ситуация с Ливией, то там искажение фактов было основой всех дальнейших нарушений и, в конечном итоге, преступлений, совершенных под эгидой ООН. То же самое происходит и сейчас. Несмотря на требования России, проект не содержал положения о том, что «сирийская оппозиция должна дистанцироваться от экстремистских группировок, совершающих акты насилия», и призывавших государства и всех, кто имеет соответствующие возможности «использовать свое влияние для прекращения этими группировками актов насилия. Кроме того, проект не учел также требование России о том, чтобы «наряду с выводом из городов сирийских вооруженных сил, были прекращены также и нападения вооруженных группировок на государственные институты и жилые кварталы». При рассмотрении документов Лиги арабских государств 31 января 2012 года перед обсуждением в Совбезе ООН из него был исключен доклад главы Миссии ЛАГ генерала ад-Даби, в котором дается положительная оценка действий сирийских властей и делается вывод о том, что руководство Сирии выполнило все выдвинутые требования. В докладе генерала подтверждается, что вооруженные банды нападают на гражданское население Сирии, государственные органы и силы безопасности, и требуется обязательное указание прекратить насилие всем сторонам конфликта, а не только властям. В докладе подтверждается, что проводится систематическая компания с целью исказить реальное положение дел и «сфабриковать» факты, которые создадут негативный образ сирийского руководства [11] .

Подобная ситуация месяцем  раньше наблюдалась в Ливии. Совет  Безопасности ООН 7 февраля 2012 года принял резолюцию, предусматривающую запрет на использование воздушного пространства Ливии для ливийской авиации. Цель резолюции - не позволить силам Муаммара Каддафи захватить повстанческий оплот Бенгази и не допустить мирного насилия в отношении гражданского населения. Проект резолюции был инициирован Ливаном, Великобританией, Францией и США. Резолюцию поддержали десять государств, в том числе трое постоянных членов Совбеза ООН – Франция, Великобритания и США. Пять членов Совбеза – Россия,  Германия, Китай, Индия и Бразилия - от голосования воздержались. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин пояснил, что «Россия не стала накладывать вето на проект, а просто воздержалась от голосования, поскольку твердо выступает за обеспечение защиты гражданских лиц. Он отметил, что кратчайшим путем к безопасности мирного населения Ливии могло бы стать незамедлительное прекращение огня, а не введение бесполетной зоны». Резолюция предоставляет широкие полномочия западным и арабским странам для немедленного военного вмешательства в Ливии. Великобритания сообщила о готовности начать воздушные атаки в течение нескольких часов после принятия резолюции [12].

США, Великобритания и Франция  потребовали от Совбеза ООН введения новых санкций против Ирана, если Тегеран не согласится на выполнение резолюций Организации, касающихся ядерной программы. Россия и Китай  призвали к терпению в отношении  Ирана и новым дипломатическим  усилиям, направленным на сотрудничество страны с ООН [13].

Таким образом, на примере  Сирийского, Ливийского, Иранского  конфликтов мы видим противоположные позиции России и Великобритании по мерам мирного урегулирования споров. Вопреки условиям статьи 2,4 договора [1] Россия и Великобритания в данных вопросах не «сотрудничали по основным международным проблемам по поддержанию мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН». Великобритания в указанных конфликтах поддерживала позицию США, направленную на дестабилизацию обстановки в указанных странах. Это можно объяснить стремлением Великобритании к доминирующему положению в мире, вслед за США, и экономическими привилегиями, которые может дать такое доминирование, например, по заключению выгодных нефтяных контрактов (Ливия, Сирия) в противовес российскому влиянию.

Рассмотрим примеры сотрудничества в области безопасности.

Военный отдел посольства Великобритании в Москве действует  в рамках общей задачи британской Военной дипломатической миссии:

"Обеспечить силами, которые  смогут выполнять различные задачи, вырабатываемые Министерством обороны  и нацеленные на исключение  вражды, установление и сохранение  доверия и оказание помощи в создании демократически подотчетных Вооруженных Сил, тем самым делая значительный вклад в предотвращение и разрешение конфликтов"[6].

Краеугольным камнем «Военной дипломатии» в Российской Федерации  является Двусторонняя программа военной  деятельности, осуществляемая Министерством  обороны Великобритании в рамках Программы действий по развитию отношений  в области обороны.

В марте 1997 г. двумя Министрами обороны был подписан Меморандум о понимании, регулирующий российско-британские отношения в военной сфере. Меморандум предусматривает визиты на высоком  уровне и мероприятия общевоенного масштаба, а также контакты и обмены между Военно-морскими флотами, Сухопутными войсками и Военно-воздушными силами на других уровнях [6].

Согласно материалам сайта Великобритании в России [6] в рассматриваемый период осуществлялись регулярные визиты на уровне министерств обороны и штабов, обмен делегациями между Военно-морскими флотами, сухопутными войсками и Военно-воздушными силами. Ведется подготовка младшего офицерского состава по соглашению с Королевским военно-морским колледжем «Британия» (Дартмут, Англия) и Санкт-Петербургским военно-морским институтом. Проводятся учения по поиску экипажей аварийных подводных лодок.

Осуществление регулярных визитов  на уровне военных министров и  начальников штабов, обменов делегациями  свидетельствуют о выполнении сторонами  положений договора о развитии обменов «на всех уровнях между вооруженными силами и министерствами обороны двух стран» [1]. Во исполнение статьи 8 по вопросу «разработки и осуществления мер по обеспечению большей открытости, безопасности и стабильности в военных делах» Россия и Великобритания взаимодействовали в рамках «программы сотрудничества в военной области по вопросам окружающей среды в Арктике (AMEC)[3].AMEC является четырехсторонней программой, осуществляемой Министерствами обороны Российской Федерации, Норвегии, США и Великобритании.  Она нацелена на решение вопросов охраны окружающей среды в Арктическом регионе на северо-западе России.  Великобритания присоединилась к Программе в июне 2003 г. как часть ее обязательств направить 750 миллионов долларов США на разрешение вопросов, связанных с наследием Холодной войны в Российской Федерации и бывшем Советском Союзе в рамках инициативы Большой восьмерки «Глобальное партнерство».  Великобритания ведет ряд проектов АМЕС, связанных с безопасным хранением, транспортировкой и утилизацией выведенных из боевого состава атомных подводных лодок [6]. В рамках межмидовских консультаций были рассмотрены вопросы нераспространения ядерного оружия, российская инициатива по договору о европейской безопасности, афганская проблематика и права человека. 11 марта 2009 г. в Лондоне прошли политические консультации заместителя министра иностранных дел В.Г.Титова с государственным министром по делам Европы Форин Оффиса К.Флинтом, а также встреча с политдиректором Форин Оффиса М.Лайалл-Грантом. 12-13 марта 2009 г. состоялся визит в Москву делегации во главе с госминистром МИД Великобритании М.Мэллок-Брауном [3].

Информация о работе Российско-британские отношения на современном этапе 1991-2012 годы