Российско-британские отношения на современном этапе 1991-2012 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Россия и Великобритания являются крупными игроками на международной арене, их взаимоотношения важны как для обеих этих стран, так и для мирового сообщества в целом. «Большую часть XX века Советский Союз был ключевым элементом, формирующим внешнеполитическую доктрину Великобритании, а Москва считала Лондон одним из основных представителей сообщества западных держав…. Англия и Россия за многовековую историю своих отношений успели побывать и основными геополитическими соперниками и союзниками.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Политические аспекты российско-британских отношений

11
§1
Правовая база российско-британских политических отношений

11
§2
Выполнение российско-британских соглашений в политической области

13
§3
Основные политические события международных отношений России и Великобритании в 1991-2011 году

19

Глава 2
Экономические отношения Великобритании и России
29
§1
Основные соглашения России и Великобритании в области экономического сотрудничества
29
§2
Развитие российско-британского экономического сотрудничества на современном этапе
31


Заключение
35

Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Россия-Британия курсовая.docx

— 100.01 Кб (Скачать файл)

Второй период с 2002 по 2008 год был периодом конфликтов и  шпионских скандалов, прекращением двухсторонних контактов на высшем уровне.

Для выяснения причин современных конфликтов с Великобританией интересно рассмотреть английское понимание международного положения России, изложенное, например, в статье члена Стратегической Совещательной Группы Атлантического Союза Дж. Линли-Френча [10]. Рассматривая геополитическое положение России автор отмечает, что «единственной стабильной границей России является граница с Западом. Россия находится в состоянии стратегического партнерства с Западом. Также, как и Великобритания, Россия находится в состоянии снижения ее роли на международной арене. Однако, в отличие от Великобритании, которая, осознав это вовремя скорректировала свою политику, Россия продолжает считать себя страной равной Соединенным Штатам. Великобритания, также как и другие сильнейшие страны Европы и США, считают трудным установление прочных, сбалансированных, взаимноконструктивных отношений с Россией, которая действует в непредсказуемой манере. Поэтому наиболее важный вопрос стратегии дальнейших международных отношений это определение Россией своей политической стратегии и предложение Россией нового подхода. Россия является членом Евроатлантического Совета безопасности и вместе с европейцами и североамериканцами служит основой региональной и глобальной безопасности. Но, если эта основа разрушится или останется нестабильной, то противники и враги России восторжествуют. Поэтому стратегический взгляд России исключительно важен для Запада. Будучи членом Евросоюза и НАТО и имея наиболее протяженные границы на планете, Москва могла бы распространять свое влияние на различные точки земного шара. Ни одна страна, даже Соединенные Штаты, не может достичь этой цели в одиночку. Партнерство требуется всем. К сожалению, Москва отвергает такое партнерство, предпочитая самоизоляцию»»  [10].

Он же утверждает: «В частности, суверенное право суверенных свободных государств Европы присоединиться к НАТО и/или Европейскому Союзу не является агрессивным антироссийским актом. В то же время, эти действия интерпретируются Москвой как антироссийский акт, нарушающий европейскую безопасность. Политики Великобритании считают, что Москва провела слишком мало реформ, чтобы достичь действительно стандартов демократии и прозрачности. Стратегическая некомпетентность разделяет Москву и Лондон. С точки зрения Запада, это наблюдается по причине того, что российская внешняя и внутренняя политика является продуктом бюрократической политики Кремля, которая отличается непоследовательностью» [10].

Следует выразить несогласие с автором этой статьи по нескольким пунктам.

1. Автор только отчасти прав, утверждая, что Великобритания перестроилась и скорректировала свое поведение на политической арене. Действительно после второй мировой войны Великобритания вынуждена была передать свою роль мирового лидера Соединенным Штатам. Но, вопреки договору [1] c Россией декларирующим выработку совместной политики в политических вопросах по мирному урегулированию конфликтов, Великобритания поддерживает агрессивную политику США, направленную на дестабилизацию ситуации в Сирии, Ливане, Иране, преследую при этом собственные экономические интересами, связанные с дешевыми источниками нефти на Ближнем Востоке. И ее поддержка России также объясняется поисками альтернативных ближневосточным источников сырья. Будучи мировым финансовым центром и крупнейшим инвестором  Великобритания заинтересована в размещении капиталов в России, а также инвестициях в ценные бумаги и недвижимость Великобритании. Видимо последний фактор и является определяющей причиной в отказе Великобритании в выдаче российского олигарха Б.Березовского и премьер-министра А.Закаева. Другой причиной этого отказа можно считать заинтересованность Великобритании в наличии политических сил, способных дестабилизировать политическую ситуацию в России в случае недовольства политикой последней. Таким образом, можно считать, что, как и раньше Великобритания действует по принципу «разделяй и властвуй».

2. Разумеется, Великобритания хотела бы вступления России в НАТО и ЕС, поскольку это вступление подразумевало бы согласие России с политикой этих блоков. Очевидно, что Россия не может допустить подчинение политике Великобритании и США. На примере конфликтов в Сирии, Ливии, Иране, вопроса размещения ПРО в Европе, видно, что Россия занимает позицию противоположную политике Великобритании и США. Поскольку Россия защищает собственные интересы в области безопасности и экономики, как в Европе, так и на Ближнем Востоке и мире в целом. Россия, также как и Великобритания, стремиться к повышению своей роли на международной арене, о чем было сказано премьер – министром В. Путиным в ходе его выступления перед депутатами Государственной Думы [26]. По мнению В. Путина сделать это можно за счет новой интеграции на евразийском пространстве. Путин назвал создание Единого экономического пространства крупнейшим геополитическим событием со времен распада СССР [26].

Из вышеизложенного очевидно, что ни Россия, ни Великобритания не могут отказаться от своих политических позиций, поскольку они соответствуют их экономическим интересам, обеспечивают безопасность и независимость государств. Поэтому Россия и Великобритания не могут в принципе достичь консенсуса по политическим вопросам.

Видимо оба государства  это поняли, так как последний  период (2008-2012 гг.) оживления отношений  был связан с активизацией контактов  в области решения экономических  вопросов.

Отсюда становится понятным выбор Путиным пути интеграции на евразийском пространстве с использованием уникального геополитического положения  России.  Вспомним Маккиндера: «Кто правит Евразией, тот правит миром». Политические противоречия с Великобританией (США и Западом) неустранимы, поскольку сохраняются позиции противостояния сторон в борьбе за доминирование в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономические  отношения Великобритании и России

§1. Основные соглашения России и Британии в области экономического сотрудничества

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом  сотрудничестве [4] было заключено в Лондоне 9 ноября 1992 года исходя из убеждения сторон,  «что развитие двустороннего экономического сотрудничества будет содействовать повышению благосостояния народов каждой из стран» и« …, выражая уверенность в том, что расширение экономического сотрудничества между Сторонами и народами этих стран, включая прямые контакты между российскими организациями, компаниями и гражданами и британскими организациями, компаниями и гражданами (далее именуемыми "юридические и физические лица") явится важным шагом на пути к интеграции Российской Федерации в мировую экономическую систему» [4]. Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии стремиться создать основу для экономического сотрудничества между двумя странами, подтверждая свое желание развивать экономическое сотрудничество в соответствии с принципами и положениями Хельсинкского Заключительного акта (август 1975 г.), Парижской хартии для Новой Европы (ноябрь 1990 г.), Хельсинкского документа 1992 года, других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в соответствии с Документом Боннской конференции по экономическому сотрудничеству в Европе (март - апрель 1990 г.), Европейской энергетической хартией (декабрь 1991 г.). Стороны договорились, что они будут:

  1. стремиться создавать благоприятные условия для долгосрочного развития экономического сотрудничества и взаимных инвестиций в обеих странах;

  1. стремиться предоставлять экспортные кредиты на приемлемых благоприятных условиях;

  1. взаимодействовать в рамках международных финансовых организаций;
  1. поощрять участие компаний и организаций в проектах по совершенствованию инфраструктуры, в том числе сотрудничество в получении от международных организаций средств для этих целей;

  1. обеспечивать правовую защиту инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами другой страны, в соответствии с Соглашением о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 6 апреля 1989 г. и любым другим соглашением о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которое может быть впоследствии заключено между Сторонами.

Кроме того, согласно статье 10 Соглашения «Стороны учредили Межправительственный российско-британский комитет по торговле и инвестициям, имеющий целью развивать взаимовыгодное деловое сотрудничество, содействовать созданию благоприятного климата и правовой основы для экономического сотрудничества, устранять препятствия в области инвестиций, оказывать содействие конкретным проектам экономического сотрудничества и изучать различные пути финансирования проектов»[4].

Следует отметить, что данное Соглашение является, в сущности, соглашением  о намерениях сторон, так как включает осторожные формулировки «стремиться создавать, предоставлять, содействовать созданию»,  и не содержит конкретных обязательств сторон по экономическому сотрудничеству.

Согласно статье 10 [1] стороны в соответствии с принципами рыночной экономики «будут стремиться поощрять сотрудничество между предпринимателями двух стран в различных областях, включая:

- энергетику, в частности,  в рамках Европейской энергетической  хартии;

- сельское хозяйство,  переработку и распределение  продовольствия;

- банковское дело, приватизацию  и другие финансовые услуги;

- развитие мелкого бизнеса;

- подготовку управленческих  кадров;

- аэрокосмическую и электронную  индустрию;

- информационную технологию  и телекоммуникации» [1].

Принципиально важным для  развития прямых инвестиций в России является конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества [5].

В сентябре 2003 года на Энергетическом форуме в Лондоне было подписано  коммюнике о сотрудничестве России и Великобритании в области энергетики, меморандум о строительстве Североевропейского газопровода, Соглашения о создании совместной нефтяной компании «ТНК-BP» [27].

 

§2. Развитие российско-британского экономического сотрудничества

на  современном этапе

Российско-британское экономическое  сотрудничество на современном этапе  можно разделить на два периода:

1. период роста инвестиций Великобритании в экономику России 2003-2008 гг.;

2. период снижения притока инвестиций Великобритании в экономику России с 2008 по 2009 гг.

3. возобновление роста  инвестиций Великобритании в экономику России в 2010-2011 гг.

По данным Росстата Великобритания по итогам 2005 года заняла третье место (8.6 млрд. долл.) по поступлениям инвестиций в Россию, по итогам 2006 года - второе место (7,0 млрд. долл.- 12,7% от общего объема текущих иностранных инвестиций в экономику России). По данным на март 2010 года накопленные инвестиции составили 20,5 млрд. долл., увеличившись за три года только на 5 млрд. долл.[27]. С 2010 года начался опять рост инвестиций Великобритании в экономику России. По данным Российского фонда прямых инвестиций по итогам 2010 года Великобритания заняла первое место по текущим инвестициям, которые составили 43 млрд. долл. [28], в 2011 году- 52 млрд. долл. [29].

В отраслевом разрезе в 2006 году Великобритания была первой по объему текущих инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (27,4 % иностранных инвестиций , вложенных в отрасль), в оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспорта (27.9%), предоставление социальных и персональных услуг (47,6%), второй - в обрабатывающие производства (10,3%), третьей –в химическое производство (12.7%), транспорт и связь (15,2%) [27].

По данным Российского  фонда прямых инвестиций Россия на 23 апреля 2012 года Россия является третьим  по величине экспортным рынком Великобритании за пределами Европы и Северной Америки. В 2011 году товарооборот с Россией  вырос с 8.6 млрд. фунтов до 12 млрд. фунтов. экспорт товаров в Россию увеличился на 39% по сравнению с 2010 годом. Данный рост является самым значительным в сравнении с другими ведущими экспортными партнерами Великобритании, Россия переместилась с 18-го на 15-е место в списке основных экспортных рынков. Экспорт Великобритании в Россию в период с 2009 по 2011 гг. удвоился, достигнув 4.8 млрд. фунтов. основной статьей британского экспорта являются промышленные товары. Объем экспорта автомобилей увеличился на 60% в 2011 году. Второй по величине статьей экспорта являются медицинские и фармацевтические продукты, на третьем – социальное промышленное оборудование [29].

Однако, развитию экономических отношений имеются препятствия. Первое препятствие может быть связано с общей экономической ситуацией в мире. Так, на изменения интенсивности инвестиционной активности Великобритании в экономику России могут оказывать влияние периоды экономического роста и рецессии. Так, период интенсивного роста инвестиций Великобритании в российскую экономику 2005-2007 гг. наблюдался одновременно с повышением прироста ВВП Великобритании до 2,8% (на уровне стран «семерки» при уровне инфляции 2.3% ниже, чем в странах «семерки» (2,5%), одновременно снижался также дефицит государственного бюджета до 2,8% ВВП. Период падения инвестиционной активности мог быть связан с началом мирового кризиса 2008 года. В этот период наблюдался отток капиталов из России и падение рыночных цен на бирже. После начала мирового кризиса в 2008 году прирост ВВП Великобритании неуклонно снижался, составив 2,1% в 2010 году и 0,9% в 2011 году [27]. Рост экспорта товаров Великобритании в Россию в этот период можно объяснить кризисом в еврозоне, во время которого снижается потребление. Таким образом, экспорт товаров Великобритании в Россию позволяет сохранить там рабочие места и снизить безработицу и инфляцию.

Информация о работе Российско-британские отношения на современном этапе 1991-2012 годы