Россия и АТР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Россия была и остается азиатской державой. Здесь стоит сконцентрировать свое внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...1
1 Россия и АТР ……………………………………………………………………………………...3
2 Перспективы и интеграции в регионе АТР……………………………………………………...8
Заключение ………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников …………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и Азиатско.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 Россия была и остается  азиатской державой. Здесь стоит  сконцентрировать свое внимание  на геополитических перспективах  России в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, который уже стал одним  из ведущих центров мирового  развития. Осознание этого факта  было продемонстрировано уже во Владивостокских инициативах М.С. Горбачева 1986 года.

Потеря Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически приблизила ее к Азии. Значимость АТР для  России возрастает в силу того, что  при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в Мировой океан и индустриально развитый мир. Здесь перед

Россией открываются прежде всего  новые рынки оружия, сырьевых и  промышленных товаров. Благоприятствующим для России фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда. Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль

Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность  в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей

России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем. При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях.

Все это дало толчок России для  проведения активной политики по развитию Сибири и Дальнего Востока и выходу на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Подготовка повестки дня российского председательства в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 г. стала мощным стимулом для закрепления и в политическом руководстве, и в общественном мнении страны приоритетного стратегического значения данного вопроса. Москва открыто выдвинула тезис о том, что пора устранить дисбаланс между Европой и Азией в приоритетах внешней политики и торгово-инвестиционного сотрудничества, а национальным интересам соответствует менее «европоцентричный» курс1.

Ни для кого ни секрет, что мировая  экономика уверенными шагами смещается  в сторону Азии и недостаточное  внимание к этому региону может  привести к отставанию от мирового первенства в экономике.

В рамках данной работы попытаемся понять, что из себя представляет Россия как  часть стран АТР, каковы перспективы  развития и интеграции в регионе.

1 Россия и АТЭС

Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении  «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в мировой океан и индустриально развитой мир. Перед Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим в данном случае фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у России нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда.

Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному  изменению геополитической ситуации и в данном регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем.

При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией  традиционно жесткой позиции  по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с Москвой, ослабила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях. В Белой книге Министерства обороны Японии, обнародованной в сентябре 1990 г., российские войска в Сибири и на Дальнем Востоке перестали рассматриваться как угроза безопасности Японии. Одновременно Страна восходящего солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-Азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не расположена оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.

В рассматриваемом контексте особо  важное значение имеет нормализация российско-китайских отношений. В  настоящее время одна из главных  задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не новым противником.

Для укрепления и расширения российско-китайских  отношений существует множество  предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интересами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.

Географическая близость, протяженная  общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в получении  товаров с европейской России, также способствуют ускоренному  расширению китайско-российской торговли. Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передовую военную технику, включая боевые самолеты СУ-27

Расширение и углубление российско-китайского сотрудничества может явиться определенным противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и военной супердержавы.

Значимость России в качестве немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, в будущем не только не снизится, а наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве противовеса. «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих последних между собой и Китаем может стать со временем еще более актуальной и притягательной для каждого из названных актеров.

Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии — головная боль как для России, так и для Китая. Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центральноазиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и многие представители других центральноазиатских народов.2

Россия в свою очередь озабочена  тем, что растущие межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые остались в этих странах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром. Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на проникновение в этот регион других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится  к идее создания системы коллективной безопасности в Азии. Эта идея была выдвинута советским руководством в период советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.

Особо заинтересована Россия в сохранении отношений с Индией — приоритетным геополитическим партнером, обеспечивающим определенный баланс сил в Азии. Во всяком случае Индия остается одним из основных покупателей российского вооружения. Ее, как и Россию, не устраивает такое развитие событий, при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы интегрированными в исламский мир.

Сотрудничество со странами АТР  становится одной из важнейших предпосылок  решения стратегической задачи ускоренного  экономического развития российского  Дальнего Востока. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать ее реальному участию в процессе региональной экономической интеграции.

Свидетельством восприятия России как конструктивного партнера является то, что с июля 1996 г. она является членом в АСЕАН в том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России составляет сейчас: с Японией — 6 млрд долл., Китаем — 5,5 млрд, Южной Кореей — 3 млрд, Тайванем — более 2 млрд, Таиландом — 1,2 млрд долл. и т.д. Общий товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд долл., что превышает оборот с таким традиционным торговым партнером нашей страны, как Индия. В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из Восточной Азии в западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию. Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на Дальнем Востоке. Одна из основных задач в данной сфере состоит в формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского.

Россия была принята в АТЭС 1998 году, а заявку она подала еще  в 1995 году, когда форум был на подъеме, а входящие в него страны демонстрировали заметные успехи в экономическом развитии.

В то время экономика России переживала не лучший период. По этой причине первые годы членства в АТЭС российское участие  в деятельности форума было не слишком  заметным, даже, несмотря на то, что в ноябре 1998 г. по инициативе МИД РФ был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА) - неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион.

В ноябре 2000 г. президент России одобрил «Концепцию участия России в Форуме Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)» и положения «Концепции внешней политики Российской Федерации», в частности, предусматривающие возрастающее значение Азии во внешней политике России как евроазиатской державы.

С тех пор Россия последовательно  наращивала активность своей деятельности в рамках АТЭС. Обильным на события, связанные с российским сотрудничеством  с АТЭС стал 2002 год.: в мае в  Москве прошел Форум по деловому сотрудничеству в сфере инновационного предпринимательства, в августе - заседание рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, 4—7 сентября во Владивостоке состоялся Седьмой инвестиционный симпозиум АТЭС, а 9—12 сентября там же - Третья инвестиционная ярмарка АТЭС. А в 2005 г. во Владивостоке состоялось ежегодное заседание Транспортной группы АТЭС.3

Повышению весомости участия России на саммитах АТЭС способствовало расширение их повестки дня за счет политических вопросов. Эта тенденция проявилась еще в 1999 г., когда на саммите в  Окленде было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, и была закреплена в 2001 г., когда на саммите в Шанхае была принята резолюция, осуждающая терроризм.

На саммите в Сантьяго в 2004 г. Россия совместно с США «протолкнула»  инициативу о внедрении принципов контроля за перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах саммита была отмечена необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.

Кроме того, Россия выступила одним  из инициаторов создания в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.

Впрочем, Россия выступала и с  экономическими предложениями. На том  же саммите в Сантьяго по ее инициативе в рамках АТЭС был создан Диалог по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией было закреплено место сопредседателя совместно с Чили. Россия неоднократно предлагала свою помощь в формирования новой энергетической конфигурации в АТР и, прежде всего в Восточной Азии путем создания системы нефте- и газопроводов, поставок судами сжиженного природного газа из восточных регионов России, где имеются значительные запасы углеводородов.

Информация о работе Россия и АТР