Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 06:13, курсовая работа

Краткое описание

Ряд стран вынужден был прибегать к жесткому ограничению импорта для развития собственного экспорта (пример – Южная Корея в 80-е годы). Напротив, экспортноориентированные государства (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Рыночные реформы оказывают неоднозначное воздействие на экспортную политику государств. Страны с непоследовательными рыночными преобразованиями рискуют надолго затормозить развитие экспортного производства и экспорта. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, зависит эффективность их стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

Поддержка экспорта за рубежом…..…………………………………………...5

Формы и методы стимулирования экспорта………………………………......8
2.1 Критерии выбора схемы стимулирования экспорта……………………..11
2.2 Использование странами различных схем стимулирования экспорта…12
2.3 Значение мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле…………………………………………………………………………14

Методы стимулирования и поддержки экспорта в России………………….17
3.1 Финансовая поддержка экспорта и Банк развития……………………....17
3.2 Информационно-консультационная поддержка экспортеров…………..20
3.3 Тарифные преференции……………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной поддержки национальных экспортеров зарубежем.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

 

Кафедра: Мировая экономика

 

Курсовая работа

Тема: Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Досымбетов Рауан

Научный руководитель:

Иоха Наталья Сергеевна

 

 

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты курсовой работы:

Оценка:

 

 

 

Хабаровск 2009 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………............3

 

  1. Поддержка экспорта за рубежом…..…………………………………………...5

 

  1. Формы и методы стимулирования экспорта………………………………......8

2.1 Критерии выбора схемы стимулирования экспорта……………………..11

2.2 Использование странами различных схем стимулирования экспорта…12

2.3 Значение мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле…………………………………………………………………………14 

 

  1. Методы стимулирования и поддержки экспорта в России………………….17

3.1 Финансовая поддержка экспорта и Банк развития……………………....17

3.2 Информационно-консультационная поддержка экспортеров…………..20

3.3 Тарифные преференции……………………………………………………21

 

Заключение……………………………………………………………………..23

 

Список литературы…………………………………………………………….25

 

Приложения…………………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стимулирование экспорта является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, и, в последние годы, развивающихся стран, в которых создана развитая система государственной поддержки и содействия национальному экспорту, за годы своего существования доказавшая свою эффективность. Наряду с созданием благоприятного макроэкономического климата для экспортеров широко используются специальные меры для развития экспортного производства и расширения экспорта. Стимулирование экспорта означает проведение наступательной торговой политики на мировых рынках, и является само по себе темой актуальной для исследования.

Государство стратегически заинтересовано оказывать поддержку экспортерам продукции высокой степени переработки, так как это усиливает их конкурентные позиции на внешнем рынке, что обеспечивает повышение устойчивости, снижение безработицы, увеличение доходов работников и бюджетов всех уровней.

Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта и с промышленной политикой, что проявляется в стимулировании не только самого экспорта, но и экспортного производства. Меры торговой политики способствуют развитию национального производства. Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях. На практике страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире.

Ряд стран вынужден был прибегать к жесткому ограничению импорта для развития собственного экспорта (пример – Южная Корея в 80-е годы). Напротив, экспортноориентированные государства (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Рыночные реформы оказывают неоднозначное воздействие на экспортную политику государств. Страны с непоследовательными рыночными преобразованиями рискуют надолго затормозить развитие экспортного производства и экспорта. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, зависит эффективность их стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии). В свою очередь, реформирование экспортной сферы может быть достаточно эффективным, если национальная экономика находится на подъеме. В то же время в таких странах перестройка структуры экспортного производства происходит достаточно медленно.

На основании вышеизложенного, цель данной курсовой работы – проанализировать формы и методы государственного стимулирования и поддержки экспорта в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Поддержка национального экспорта

 

Поддержка и стимулирование экспорта является важной частью торговой политики многих стран в современных условиях. Поддержка экспорта означает проведение активной внешнеторговой политики. В последние годы это касается, прежде всего, развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Политика стимулирования экспорта, как правило, является лишь фазой торговой политики в определенных социально-экономических и политических условиях. В развивающихся странах политика стимулирования экспорта осуществлялась на различных стадиях их индустриализации, что наложило глубокий отпечаток на формы и методы осуществления политики.

Стимулирование экспорта тесно связано с политикой в области импорта. Ряд мероприятий в области импортного регулирования может оказать прямое воздействие на цену и качество производимого на экспорт товара через снижение импортных пошлин, отмену количественных ограничений импорта.

 Политика экспортного продвижения связана и промышленной политикой стран. Меры торговой политики по стимулированию экспорта включают в себя и меры по развитию национального, в том числе экспортного производства. В свою очередь, государство может целенаправленно воздействовать на развитие отдельных экспортных отраслей, производств, регионов.

Важным направлением стимулирования экспорта и экспортного производства является комплекс мер, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Политика привлечения ПИИ предусматривает создание специальных экспортных зон, поощрение экспорта через снижение налогов для экспортирующих предприятий с иностранными инвестициями или включение в качестве обязательного условия “экспортной” составляющей.

Степень остроты проблемы в отношении необходимости стимулировать экспорт во многом зависит от политики обменного курса. Установление реального эффективного обменного курса является крайне важным элементом политики стимулирования экспорта. В ряде случаев страны не считали нужным прибегать к поощрительным мерам в отношении экспорта на микроуровне, но активно и успешно использовали валютный курс как средство макроэкономического стимулирования. Опыт ряда стран показывает, что достижение реального эффективного обменного курса заметно снижает роль других схем стимулирования экспорта.

Не существует единой успешной политики стимулирования экспорта. Страны используют различные стратегии в отношении государственного поощрения своего экспорта. Во многом это зависит от состояния экономики страны, этапа развития, на котором она находится, общей экономической и политической ситуации в мире. Тем не менее, можно выделить ряд важных черт в их политике, которые привели к положительным результатам в росте их экспорта и совершенствовании его структуры.

Ряд стран стимулировали свой экспорт на основе проводимой государством промышленной политики, предварительно определив наиболее перспективные с их точки зрения производства и товары. Это, как правило, было характерно для стран с непоследовательными рыночными преобразованиями.

В ряде случаев такая политика давала положительные результаты, особенно когда речь шла о развитии нетрадиционного экспорта или экспорта современных технически сложных изделий, требующих значительных капиталовложений для организации производства и продвижения на мировые рынки. В этом случае финансовая поддержка государства, его усилия по мобилизации частного капитала, создании инфраструктуры и т.д. имели большое значение и обеспечивали совершенствование экспортной структуры в относительно короткие сроки. Наиболее показательным примером такого рода политики может служить Южная Корея.

Однако, политика стимулирования отдельных производств содержит в себе высокую степень риска. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, напрямую зависит эффективность экспортного стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).

Негативным следствием такого рода политики может явиться и отставание отраслей и производств, работающих на внутренний рынок. Так, та же Южная Корея вышла на мировые рынки с цветными телевизорами раньше, чем такое производство было создано для обслуживания внутреннего рынка.

Другие страны полагались в большей степени на рыночные механизмы (как макро-, так и микроэкономического характера). При этом некоторые страны, например, большинство экспортоориентированных государств из числа НИС (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Другие государства, напротив, наряду с созданием благоприятных макроэкономических условий для экспортеров использовали и специальные меры по стимулированию экспорта.

Как правило, развитие экспорта увязывалось с либерализацией внешней торговли. Только отдельные страны были вынуждены прибегать к жесткому ограничению импорта в целях решения проблем платежного и торгового балансов (например, Южная Корея в 80-е годы). Но это, скорее, исключение из общего правила. Следует отметить, что либерализация импорта может способствовать ухудшению торгового и платежного балансов страны. Для предотвращения подобных негативных последствий страны использовали в едином пакете другие инструменты макроэкономического регулирования, такие, как валютный курс, налоговая реформа, иностранные кредиты и помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы и методы стимулирования экспорта

 

Мировой опыт показывает, что стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту.

Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на многосторонней основе, и интеграционных союзов.

Вместе с тем, ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта.

В последнем случае, однако, желательно сочетание обоих вариантов (в той степени, в которой возможно осуществить макроэкономические преобразования, направленные на рост экспорта). Наиболее важным из таких преобразований, безусловно является поддержание реального или сравнительно низкого курса валюты, которое может быть дополнено мерами собственно развития экспорта.

Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних).

А. Стимулирование экспортного производства

Государство выступает в роли кредитора, гаранта, донора.

Методы стимулирования:

  • налоговые льготы;
  • субсидии;
  • гарантирование частных вложений;
  • льготные кредиты;
  • предоставление грантов;
  • помощь в решении инфраструктурных вопросов;
  • стимулирование прямых иностранных инвестиций.

Организационные формы:

  • создание специальных государственных фондов;
  • мобилизация ресурсов частных институтов;
  • создание специальных учреждений, центров в стране и зарубежных государствах по продвижению экспорта.

Б. Стимулирование собственно экспорта

Методы стимулирования:

    • Экспортные премии (субсидии) - финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.

Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение).

    • Экспортные кредиты распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования.
    • Страхование экспорта осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия).
    • Налоговые и таможенные льготы предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин.

Информация о работе Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом