Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 06:13, курсовая работа

Краткое описание

Ряд стран вынужден был прибегать к жесткому ограничению импорта для развития собственного экспорта (пример – Южная Корея в 80-е годы). Напротив, экспортноориентированные государства (Тайвань, Таиланд, Малайзия) практически не вмешивались в вопросы экспорта. Рыночные реформы оказывают неоднозначное воздействие на экспортную политику государств. Страны с непоследовательными рыночными преобразованиями рискуют надолго затормозить развитие экспортного производства и экспорта. От того, насколько правильно определены отрасли и производства, перспективные для экспорта, зависит эффективность их стимулирования. Административные ошибки в этой области обернулись для ряда стран значительными потерями (неудачи с крупными экспортными проектами в Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Бразилии).

Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

Поддержка экспорта за рубежом…..…………………………………………...5

Формы и методы стимулирования экспорта………………………………......8
2.1 Критерии выбора схемы стимулирования экспорта……………………..11
2.2 Использование странами различных схем стимулирования экспорта…12
2.3 Значение мер стимулирования экспорта в современной мировой торговле…………………………………………………………………………14

Методы стимулирования и поддержки экспорта в России………………….17
3.1 Финансовая поддержка экспорта и Банк развития……………………....17
3.2 Информационно-консультационная поддержка экспортеров…………..20
3.3 Тарифные преференции……………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………..23

Список литературы…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственной поддержки национальных экспортеров зарубежем.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

- 1 млрд. долларов США на цели  гарантийной поддержки экспорта  промышленной продукции;

- 3 млрд. рублей на цели субсидирования  части процентных ставок.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства от 14.01.2009 №24 выделено дополнительно 6 млрд. рублей на субсидирование экспортерам высокотехнологичной продукции и 2,5 млрд. рублей на возмещение части затрат российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях направленным на технологическое перевооружение.

Банк развития.

14 декабря 2006 г. Правительство Российской  Федерации рассмотрело вопрос  о создании государственного  финансового института развития (госкорпорации Банк внешнеэкономической  деятельности и развития РФ).

С докладом по этому вопросу выступил глава Минэкономразвития России Герман Греф. Также Министр выступил с докладом "О совершенствовании механизмов поддержки экспорта отечественной продукции (услуг)".

По словам Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова:

"Мы делаем попытку создать  эксклюзивный финансовый инструмент, позволяющий решать вопросы сегодняшнего  дня", - заявил премьер. По его  словам, это касается инфраструктурных  проблем и вопросов управления  Инвестиционным фондом, поддержки  экспорта, развития секторов, куда не всегда приходит частный капитал. "Если в таких секторах будет государственное присутствие, то можно будет рассчитывать на использование частно-государственного партнерства", - заметил премьер.

"Хотелось бы, чтобы по принципиальным вопросам относительно формирования этого государственного института не было недосказанности, чтобы было четкое представление об этой структуре", - отметил М.Фрадков. По его мнению, необходимо четко понимать роль Правительства и Банка России в управлении новой корпорацией, а также Правительство займется решением проблем поддержки российского экспорта. В первую очередь речь идет об экспорте российской продукции высоких переделов, доля которой на мировом рынке крайне мала. Федеральный центр готов даже делегировать регионам часть полномочий по распределению бюджетных средств для помощи своим предприятиям-экспортерам.

Кабинет министров регулярно обращается к вопросу поддержки российских экспортеров. Некоторое время назад он был вынесен на рассмотрение правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству. В материалах, подготовленных МЭРТ к сегодняшнему заседанию, в частности, констатируется, что главным поставщиком товаров на мировой рынок в России выступает добывающая промышленность, а продукция высоких переделов экспортируется в ограниченных объемах.

Так, наш экспорт высоких технологий не достигает 0,5% мирового рынка, а экспорт машин и оборудования не превышает 0,3%. Ситуация усугубляется неразвитостью венчурного предпринимательства, закрытостью большинства наукоемких производств. В итоге на сырье, ресурсоемкие и низкотехнологичные изделия приходится свыше 85% отечественного товарного экспорта.

Чиновники МЭРТ предлагают наращивать объемы предоставляемых госгарантий (в бюджете 2007 года на эти цели предусмотрен 1 млрд. долл.). Они считают, что нужно ежегодно пересматривать и расширять перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка (сейчас в этот список входит 21 страна). Еще одно направление - введение в практику страхования экспортных поставок и экспортных кредитов.

Также считается целесообразным делегировать регионам часть полномочий по распределению средств федерального бюджета на поддержку экспорта - местные власти должны сами решать, какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо поддерживать. Другие предложения министерства связаны с помощью экспортерам - предприятиям малого бизнеса, оказанием технического содействия в строительстве объектов за рубежом и поставках комплектного оборудования, развитием механизмов поддержки экспорта промышленной продукции, услуг и высоких технологий, а также политико-дипломатическим сопровождением выхода отечественных компаний на внешние рынки.

 

 

3.2 Информационно-консультационная поддержка экспортеров

 

В целях информационного содействия продвижению российских товаров на внешние рынки Минэкономразвития России разработана Информационно-поисковая система «Экспортные возможности России».

Информационное наполнение Системы производят структурные подразделения Министерства. В настоящее время проводится работа по подключению к наполнению системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также, информацию для наполнения предоставляют Администрации регионов России, Управления и Аппараты уполномоченных Минэкономразвития России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основные задачи системы – информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки.

Один из важнейших разделов Системы - Российские экспортеры – многоязычная база данных российских экспортеров, построенная на основе развернутой информационной структуры сведений о предприятиях экспортерах РФ и обладающая необходимыми поисковыми механизмами. В настоящее время база данных реализована на английском языке насчитывает около 2000 российских экспортеров. Для размещения информации о предприятии в разделе «Российские экспортеры» необходимо заполнить анкету, опубликованную в разделе и направить в Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России по электронной почте exportsupport@economy.gov.ru. Развитие системы предусматривает возможность дополнения данных о компании вплоть до создания виртуального выставочного стенда и электронной торговой площадки.

 

 

3.3 Тарифные преференции

 

Тарифные преференции являются инструментом снижения общеэкономических издержек российских экспортеров товаров в страны дальнего зарубежья. В целях получения дополнительных конкурентных преимуществ российские экспортеры могут воспользоваться национальными схемами преференций (НСП) стран дальнего зарубежья. Российская Федерация, в соответствии с классификацией ООН, входит в перечень стран с переходной (транзиторной) моделью экономики, поэтому российские экспортеры могут претендовать на более благоприятный режим ввоза своей продукции.

Системы преференций Европейского союза (ЕС), США, Канады и Турции предусматривают применение пониженных по сравнению с базовыми или нулевых ставок пошлин в отношении импортируемых из России товаров. Преференциальный режим на импорт товаров предоставляется развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке и не противоречит нормам и правилам ВТО.

Условия предоставления преференций и правила определения страны происхождения товаров, в отношении которых применяется преференциальный режим, у большинства государств, предоставляющих тарифные преференции, унифицированы в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существующие практически в каждой стране система и составляющие ее механизмы, и инструменты государственной поддержки экспорта (имеется в виду - прежде всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности и аграрного сектора) являются результатом закономерного процесса поисков правительствами направлений деятельности, организаций и конкретных мер, способствующих максимальному использованию преимуществ международного разделения труда в интересах ускорения социально-экономического развития. Начавшись в XX в., этот процесс интенсивно продолжается и в XXI в.

Политика государственной поддержки экспорта продиктована стремлением повысить эффективность национального хозяйства, т.е. наилучшим образом использовать имеющиеся в стране ресурсы - трудовые, материальные, финансовые и в последнее время особенно интеллектуальные. Эта эффективность сильно зависит от платежеспособного спроса, который многократно возрастает при ориентации поставщика товаров и услуг на емкий мировой рынок. Достаточно напомнить, что Япония не может продать на внутреннем рынке более 5 млн. видеомагнитофонов в год, тогда как на мировом рынке она ежегодно реализует 25 млн., или в пять раз больше.

Вместе с тем правящие круги лидирующих в международной торговле стран, и в первую очередь США, рассматривают увеличение национального экспорта в качестве одного из важных средств усиления своих внешнеполитических позиций в мире.

Условием развития экспорта является высокая конкурентоспособность предназначенных для внешних рынков товаров и услуг по ценовым и неценовым (качественным) показателям. Государственная поддержка экспорта призвана разными способами компенсировать значительные расходы экспортеров (на поиск надежных партнеров в других странах, составление сложных международных контрактов, доставку и страхование товаров на большие расстояния, на уплату пошлин и сборов за границей и пр.), которые не несут поставщики тех же товаров и услуг внутри страны.

По итогам 2008 года рост стоимостного объема экспорта России составил 117,0% к уровню 2007 года. Наибольших показателей экспорт достиг в IV квартале 2007 года и по сравнению с IV кварталом 2007 года его стоимостное значение выше на 37,2%. Экспорт России в 2008 году составил 352,5 млрд. долларов США, в том числе в страны дальнего зарубежья – 299,9 млрд. долларов США (рост на 15,8%), в страны СНГ – 52,6 млрд. долларов США (рост на 24,3%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  • Ефимова Е.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. – М.: , 2007. – 311 с.
  • Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2006. – 204 с.
  • Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. - Москва, Издательство: Юристъ, 2006. – 387 с.
  • Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. - М: "Консалтинг" – 2006. – 190 с.
  • Семенов К.А. Международные экономические отношения: курс лекций. – М.: Гардарики, 2004. – 277 с.
  • Данилин А.М. Внешняя торговля России в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008, №4.

 

Так же интернет источники:

 

  • http://www.exportsupport.ru/
  • http://www.rfhwb.de/Partner/rus_export.htm
  • http://www.budgetrf.ru/
  • http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система государственной поддержки национальных экспортеров за рубежом