Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:23, доклад
Самый надежный и продуктивный путь к разрешению накопившихся в СНГ проблем – встречи на высшем уровне. Но в структуре Содружества нет действенного экономического механизма реализации достигнутых на саммите договоренностей, усиливающих, с одной стороны, эффективное взаимное присутствие в реальных экономиках стран региона, а с другой – создающих достаточно высокую экономическую заинтересованность государств-участников в совместных действиях.
Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза не в разорванных связях, а в неумении приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Такие предприятия не могут найти сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства.
Отсюда видно, что надо
быстрей реформировать
При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза, АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на постсоветском пространстве.
Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями - это результат большого пути, пройденного государствами-участниками.
Интеграция подобная Европейскому
Союзу возможна между странами имеющие
стабильные, основательные демократические
общественные государственные структуры,
сформировавшие прочные рыночные и
правовые законодательные нормы, механизмы
и инфраструктуру по их реализации.
Страны, входящие в Европейский Союз,
располагают примерно равным, достаточно
высоким экономическим
Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы.
1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых
происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного регулирования в экономике. Вместе с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интен-сивности и находятся на разных этапах своего осуществления. Например, одним из основных направлений изменения форм собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных предприятий наибольший удель-ный вес приходится на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживанию населения. Доля этих пред-приятий в общем, числе приватизированных составляет в Бело-руссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и Рос-сии - 57 - 59 %, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %.
Сложность переходного периода,
различные условия эко-
2. Образование подобной
международной организации,
Именно природные, струк-турные факторы, сложившиеся в процессе специализации, кон-центрации и размещении производства являются важнейшими предпосылками взаимодействия государств в рамках СНГ, и именно эти факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной международной организации.
Безусловно, множественность участников СНГ, разнона-правленность их интересов и многослойность решаемых ими политико-экономических проблем сказываются на развитии ре-гиональных и локальных производственных связей.
Продолжаются поиски новых форм межгосударственных отношений. Это проявляется, прежде всего, в создании финан-сово-промыщленных групп (ФПГ) или (МФПГ) в том числе и на межгосударственном уровне.
Создание подобных групп
позволяет концентрировать ин-
Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г является
"Соглашение о содействии
в создании и развитии про-
Формирование финансо-
В современных интеграционных процессах главной движу-щей силой является научно-технический процесс. Поэтому при-нятому ещё 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего научно-технического пространства государств - участников СНГ и всему научному и техническому сотрудничеству госу-дарств придаётся приоритетный характер. В странах СНГ кон-центрируются основные технологические связи многих приори-тетных узбекистанских предприятий. По этой причине в отно-шениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно: создаются условия для развития прямых связей с по-ставщиками и потребителями в рамках общего экономи-ческого пространства;
необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии с техни-ческой и структурной политикой страны;
сокращать недопустимо высокую зависимость Узбеки-стана от России энергоносителей, товаров народного по-требления, стройматериалов за счёт импортозамещения и частичного распределения этих поставок по иным источ-никам импорта.
Вместе с тем, на сегодня главным партнёром Узбекистана во внешней торговле остаётся Россия. Начиная с 1992 года меж-государственный обмен между Узбекистаном и Россией осуще-ствляется на основе двусторон-них соглашений о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В перечень взаимных поставок на правительственном уровне включились объёмы наиболее важ-ной для обоих государств продукции. Для создания благоприят-ных условий такие по-ставки освобождались от уплаты тамо-женных пошлин.
Отношения между Узбекистаном
и Россией складываются не всегда
однозначно, это, прежде всего, касается
торговли хлопком-волокном, а, следовательно,
и проблемой текстильной
В последние годы значительная часть экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна оформляется посредст-вом бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в отрасли-производи-тели и в подразделении агропромышленного комплекса, обслу-живающие хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие пред-приятия.
Кроме того, импортирующие организации, не заинтересо-ванные в предоставлении хлопка-волокна текстильным пред-приятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют его в третьи страны (так в 1996 году Рос-сия до 70 % полученного из Центральной Азии хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана, торговым конкурентом на мировом рынке).
Тем не менее, Узбекистан не может без серьёзного экономического и социального ущерба отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна, удельный вес которого в экспорте в эту страну доходит до 50 %. При отсутствии оборотных средств позиции текстильной промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли со всеми тяжёлыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих её сырьём.
Для решения возникшей проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей хлопок-волокно отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных предприятий России, то есть надо создавать единую структуру (кластер), которая охватывает, как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с конечным товаром на рынок. Приобретение Узбекистаном текстильных и швейных предприятий России может реализоваться через создание совместных предприятий. Узбекистан получит возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырьё, но и долей прибыли за реализацию готовой продукции.
Рассмотренный аспект интеграционных
процессов на примере хлопковых
и текстильных отраслей показывает
очевидные преимущества такого взаимодействия.
Это будет способствовать стабилизации
экономик обеих стран, усилению конкурентного
характера экономической среды,
развитию научно-технической
Отношения Узбекистана с
Россией постоянно
В первой половине октября этого года во время официального визита в Ташкент Борис Ельцин и Ислам Каримов предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества на десять лет.
28 мая 1998 года Президент
Республики Узбекистан Ислам
Каримов принял прибывшего в
нашу страну Исполнительного
секретаря СНГ Бориса
Ислам Каримов приветствуя гостя с прибытием в нашу страну, выразил удовлетворением его
вступлением на эту ответственную должность, на которую он был избран на Московском саммите
глав государств СНГ.
Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического
развития. Участники Содружества накапливают опыт взаимодействия в современной хозяйственнойжизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение суверенных государств. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических, географических, экономических и других факторов. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения экономических показателей постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и положительные тенденции здесь обозначились в 1997 году". В частности, замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности национальных валют, экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие темпы экономического роста, устойчивое увеличение ВВП в 1998 году будут характерны для Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии.
СНГ - молодое объединение,
и многие процессы согласования взаимных
интересов только формируются. Разработка
и внедрение положений
Признавая в определенной степени справедливость этих замечаний, необходимо, чтобы в миротворческой политике России на территории СНГ в настоящее время соблюдать следующие основные принципы:
- меньший упор на применение военной силы;
- стремление находить
политическое решение на
- привлечение к
участию в миротворческих
- обеспечение контроля со стороны ООН и ОБСЕ за миротворческими операциями, посредничеством и гуманитарной помощью.
Между тем в современных условиях со стороны развитых стран Запада все больше просматривается тенденция использовать миротворческие процессы в своих узко понимаемых эгоистических интересах. При этом в основном делается попытка реализовать два пути:
- открытое силовое
принуждение со стороны военно-
- деление мира на "зоны ответственности", ставка на "верные" режимы и подготовка их к выполнению операций в интересах поддержания "нового мирового порядка" (так называемые coalitions of the willing - коалиции по желанию).
Практика показывает,
что реализация подобного подхода
к миротворчеству ставит под сомнение
традиционно сложившиеся
Вот почему в интересах России жестко отстаивать следующий подход к региональным соглашениям: региональным соглашением может быть документ, не обязательно подписанный всеми государствами одного географического региона, но касающийся проблем и затрагивающий интересы всех расположенных здесь стран. При этом так называемые заинтересованные государства, то есть имеющие интересы в зоне конфликта, самостоятельно организуют и проводят миротворческие операции в пределах зоны ответственности региональной организации в соответствии с уставом ООН и региональными соглашениями. В рамках такого подхода целесообразно наращивать усилия по созданию региональных коллективных миротворческих сил и группировок сил быстрого развертывания.
Информация о работе Сотрудничество Республики Узбекистан со странами СНГ