Сотрудничество таможенных органов России и стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе исследовалось сотрудничество таможенных органов России и стран ЕС.
Целью работы являлось установление взаимодействия таможенных си-стем Российской Федерации и Европейского союза.
В данной работе рассмотрено таможенное сотрудничество России и Евросоюза, и последствия их взаимодействия для России

Содержание

Введение 4
1 Приоритетные направления таможенного и трансграничного сотрудни-
чества России и ЕС 5
2 Взаимоотношения России и ЕС в трансграничной области 8
2.1 Единое экономическое пространство 9
2.2 Проблемы единого экономического пространства 12
3 Предмет и система таможенного права ЕС 14
4 Таможенное право ЕС: актуальные аспекты 19
4.1 Программы развития и интеграции 20
4.2 Неаполитанская конвенция 21
4.3 Особенности переходного периода 23
4.4 Последствия взаимодействия России и ЕС 24
Заключение 28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

Аня Курсовая.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

17 июля 2003 года глава  Европейской комиссии Романо  Проди заявил, что в течение  ближайших пяти лет может быть  ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюз.

19 июня 2006 года постоянный  представитель РФ при Евросоюзе  Владимир Чижов заявил, что рано или поздно, может быть, к 2008 году, РФ и ЕС выйдут на безвизовый режим.

7 июля 2008 года глава международного  комитета Госдумы Константин  Косачев заявил, что Россия и  ЕС готовы, через два-три года  перейти к полной отмене визового  режима.

12 января 2010 года глава  МИД председательствующей в ЕС  Испании Мигель Анхель Моратинос  заявил, что в течение срока  председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС.

24 февраля 2010 года верховный  представитель ЕС по иностранным  делам и политике безопасности Кэтрин Эштон на пресс-конференции в Москве заявила, что Евросоюзу и России предстоит еще многое сделать для достижения безвизового режима. По мнению Кэтрин Эштон полагает, что Евросоюзу и России еще далеко до введения безвизового режима.

12 мая 2010 года «Ведомости» со ссылкой на «близкое к структурам ЕС издание EUobserver» сообщили о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая - 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: введение биометрических паспортов, принятие законов о защите данных и улучшение безопасности границ. «Но и в случае их выполнения отмена виз не гарантирована», - пишет издание.

31 мая 2010 года Газета. ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове – на - Дону.

1 июня 2010 года российская  делегация на саммите в Ростове-на-Дону  передала представителям Евросоюза  проект соглашения об отмене  виз: по нему поездки к друзьям  и родственникам и недолгие  туры в Европу могут стать  безвизовыми. Документ, рассказали в ЕС, аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.

21 июля 2010 года во время  встречи Дмитрия Медведева с  президентом Финляндии Тарьей  Халонен были обсуждены некоторые  вопросы, в частности, был, затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим, и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднительно, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.

23 июля 2010 года премьер-министр  Италии Сильвио Берлускони во  время визита президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе.

13 сентября 2010 года Сергей  Лавров резко заявил, что ЕС  безо всяких на то оснований  затягивает с переходом на  безвизовый режим. Эту ситуацию  Лавров назвал «неприличной для уровня наших отношений».

25 сентября 2010 года Лавров  сообщил, что Дмитрий Медведев  передал главе Еврокомиссии Баррозу  и председателю Европейского  совета Ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия–ЕС.

Единое экономическое пространство. На российско – германско-французском саммите вДовиле19 октября 2010 года лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10 - 15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство - без виз и с общей системой безопасности.

25 ноября2010 года в статье для немецкой газеты премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположится на территории от Владивостока до Лиссабона. В частности одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение Сибирских и Дальневосточных территорий России:

«По словам Путина, кризис показал, что экономики Е Си России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал де индустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем - России и ЕС. Россия может предложить Евро ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии [2, c. 500].

2.2Проблемы единого экономического пространства

В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств, практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия.

С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая10 октября2004встреча глав МИД 11 стран - членов ЕС (Польша,Чехия,Венгрия,Словакия,Эстония,Латвия,Литва,Дания,Швеция,ФинляндияиАвстрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно - ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются:

В - первых предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» - единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств; во вторых не урегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью; в третьих ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; в четвертых попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве.

Претензии ЕС к России касаются: в - первых, нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод; во вторых сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутри грузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия); в третьих заниженных внутри российских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами; в - четвертых взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.

Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия - ЕС, планировавшегося на11 ноября2004 года. Саммит всё же состоялся25 ноября2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.

 

3 Предмет и систематаможенного права ЕВРОСОЮЗА 

 

 

Пункт 4 статьи 1 Таможенного Кодекса таможенного союза прямо предусматривает направленность таможенной политики РФ на гармонизацию и унификацию таможенного законодательства РФ с нормами международного права и общепринятой международной практикой. Кроме того, часть 2 статья 55 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, провозглашающего отношения партнерства между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г. (далее - СПС 1994 г.), содержит положение о том, что Россия и ЕС признают необходимость принятия мер для сближения своих таможенных законодательств, а часть 1 статьи 78 СПС 1994 года предусматривает, что целью сотрудничества в области таможенного дела является достижение совместимости таможенных систем России и ЕС. Активное сотрудничество России и ЕС в таможенной сфере делает необходимым изучение российскими учеными и практиками феномена таможенного права ЕС [4, c. 245].

Говоря о таможенном праве ЕС, необходимо в первую очередь обратить внимание на то, что речь идет не об отрасли внутригосударственного (национального) права и не о простой сумме правовых норм таможенных законодательств всех государств, входящих в ЕС, а о правовых нормах, являющихся составной частью принципиально иной, особой правовой системы, не известной ранее, - правовой системы интеграционного объединения 25 государств, которая носит наднациональный характер и все еще находится в стадии формирования и подвержена постоянным изменениям.

Одним из существенных признаков данного интеграционного объединения, которым является Европейский Союз, является то, что государства, входящие в его состав, образуют между собой таможенный союз. Подписав Римский Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957 года, статьей 9 которого предусматривалось создание данного таможенного союза, и, установив во исполнение своих обязательств по созданию таможенного союза с 1 июля 1968 года общий таможенный тариф для всех государств-членов ЕС, эти государства тем самым добровольно лишили себя большей части своего таможенного суверенитета, передав полномочия по правовому регулированию в таможенной сфере «единому европейскому законодателю». С этого момента правовое регулирование таможенных правоотношений перестало быть предметом ведения государств-членов и стало исключительным предметом ведения ЕЭС. Вторым важнейшим этапом становления таможенного союза ЕС стала кодификация и систематизация правовых актов ЕС в области таможенного регулирования - принятие Таможенного Кодекса Европейского Сообщества[6, c. 36].

Однако не весь круг таможенных правоотношений охвачен правовой регламентацией на уровне ЕС - некоторые виды этих правоотношений по-прежнему регулируются национальным законодательством государств-членов.

Итак, что же входит в предмет правового регулирования таможенного права ЕС, являясь исключительным предметом ведения Европейского Союза? Анализ правовых норм, содержащихся в источниках европейского права, позволяет сделать вывод о том, что предмет европейского таможенного права охватывает следующие 5 групп общественных отношений:

Во-первых, отношения между ЕС и государствами участниками ЕС по устранению и недопущению установления в торговле между государствами-участниками ЕС таможенных пошлин, импортных сборов и иных платежей, имеющий сходный эффект, а также количественных ограничений экспорта и импорта.

Во вторых, отношения между ЕС и государствами - участниками ЕС по установлению единой таможенной территории ЕС и установлению и порядку изменения единого для всех государств-участников ЕС таможенного тарифа, применяемого в торговле с третьими странами (странами, не входящими с состав ЕС).

В третьих, отношения между ЕС и государствами участниками ЕС по установлению единых для всех стран ЕС принципов перемещения товаров через таможенную границу ЕС, включая установление единой товарной номенклатуры, единых правил определения страны происхождения товаров, единых таможенных процедур (включая правила таможенного оформления товаров, помещения товаров под определенные таможенные режимы), правил определения размера и порядка взимания таможенных пошлин, возникновения и оплаты (либо возврата) таможенного долга.

В четвертых, отношения между таможенными органами государств ЕС и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу ЕС, возникающие в связи с указанным перемещением.

В пятых, отношения между таможенными органами государств ЕС и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу ЕС по поводу подачи жалобы (апелляции) указанными лицами на действия и решения таможенных органов, за исключением действий и решений, осуществленных и принятых на основании уголовно-правовых норм [9].

Необходимо последовательно рассмотреть, в свою очередь, правовое регулирование каких сфер общественных отношений в области таможенного дела относится к компетенции государств-членов ЕС. Это следующие таможенные правоотношения, не охватываемые правовыми нормами европейского таможенного права, связанные с ввозом на территорию государства члена ЕС и вывозом с его территории, а также транзитом: оружия и боеприпасов, товаров военного назначения, культурных ценностей, медикаментов, неядерных отходов промышленного производства, товаров, в отношении которых, государства - члены праве устанавливать ограничения или запрещения ввоза, вывоза и транзита в порядке, предусмотренном статья 30 Договора о Европейском Сообществе (например, некоторых видов печатной и видеопродукции - по мотиву защиты общественной морали.

Связанные с установлением и порядком взимания различных специализированных сборов (морской ввозной пошлины, которой облагаются товары, ввозимые на французские заморские территории и департаменты) и автомобильных, портовых, аэропортовых и иных сборов, основанных, например, на технических характеристиках автомобильных, водных и воздушных транспортных средств, а не на свойствах товаров (установление которых не нарушает положения статья 23 Договора о Европейском Сообществе и в соответствии со сложившейся практикой Суда ЕС допускается);

Связанные с порядком организации системы таможенных органов каждого государства - члена ЕС, определения их задач, функций, полномочий должностных лиц таможенных органов;

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов России и стран ЕС