Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 09:27, курсовая работа
В данной работе исследовалось сотрудничество таможенных органов России и стран ЕС.
Целью работы являлось установление взаимодействия таможенных си-стем Российской Федерации и Европейского союза.
В данной работе рассмотрено таможенное сотрудничество России и Евросоюза, и последствия их взаимодействия для России
Введение 4
1 Приоритетные направления таможенного и трансграничного сотрудни-
чества России и ЕС 5
2 Взаимоотношения России и ЕС в трансграничной области 8
2.1 Единое экономическое пространство 9
2.2 Проблемы единого экономического пространства 12
3 Предмет и система таможенного права ЕС 14
4 Таможенное право ЕС: актуальные аспекты 19
4.1 Программы развития и интеграции 20
4.2 Неаполитанская конвенция 21
4.3 Особенности переходного периода 23
4.4 Последствия взаимодействия России и ЕС 24
Заключение 28
Библиографический список 30
Связанные с установлением мер ответственности и порядка привлечения к ней за нарушение таможенных правил (установленных уже, в свою очередь, на уровне ЕС), а также порядок рассмотрения таможенных споров. В каждом из государств ЕС виды и меры ответственности за нарушение одних и тех же единых для всех членов ЕС таможенных правил, а также процедура привлечения к этой ответственности существенно отличаются. Так, в Голландии существуют специализированные таможенные суды; во Франции большое число нарушений таможенного законодательства - уголовно наказуемо, в то время как в ФРГ некоторые из тех же самых деяний образуют состав лишь административных правонарушений [9, c. 80].
Таково«горизонтальное» соотношение таможенного права ЕС и национального таможенного права. «Вертикальное» же соотношение обусловлено природой права ЕС, нормы которого имеют прямое действие и безусловный приоритет по юридической силе над нормами национального права государств-членов ЕС.
Большинством западноевропейских ученых таможенное право не признается пока еще самостоятельной отраслью права в том значении, в каком ими являются, например, трудовое или налоговое право, однако некоторые из них полагают, что именно особый, специфический характер таможенного права обосновывает допустимость признания его полноправной самостоятельной отраслью публичного права, включающей в себя три таких под отрасли как фискальное таможенное право, экономическое таможенное право, а также совокупность норм, регулирующих порядок разрешения таможенных споров и применение ответственности за нарушения таможенного законодательства.
При изучении таможенного права ЕС необходимо различать в его системе две под отрасли, существенно отличающихся друг от друга по предмету и методу правового регулирования, источникам правовых норм, но в своем единстве регулирующих два основополагающих аспекта таможенных отношений в ЕС:
Во-первых, организационно-базисный аспект таможенного права ЕС совокупность норм первичного и вторичного права ЕС, регулирующих отношения между ЕС и государствами-членами ЕС по поводу реализации единой таможенной политики ЕС как внутри Таможенного союза ЕС, так и в отношениях с третьими странами;
Во-вторых, функциональный аспект таможенного права ЕС - совокупность норм первичного и вторичного права ЕС, а также норм национального таможенного права государств-членов ЕС, регулирующих общественные отношения между таможенными органами государств-членов ЕС и физическими и юридическими лицами по поводу перемещения указанными лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕС [7, c. 401].
4 Таможенное право ЕС: актуальные аспекты
19.04.2005года в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве состоялась встреча представителей Федеральной таможенной службы России и подразделений Европейской комиссии, посвященная подробному обсуждению вопросов таможенного и трансграничного сотрудничества. Данное совещание было весьма полезным и успешным. Состоялся обмен мнениями по ряду вопросов таможенного дела, представляющим взаимный интерес, а также необходимый обмен информацией технического характера.
Было достигнуто согласие о необходимой технической основе, позволяющей российской таможенной службе разработать план действий по созданию в Российской Федерации новой системы таможенного транзита. Новая планируемая система российского таможенного транзита будет совместимой с системой таможенного транзита ЕС и будет технически весьма схожей с Новой компьютеризированной транзитной системой, используемой в ЕС. Новая автоматизированная система позволит участникам ВЭД подавать транзитные декларации в электронном виде и получать электронные уведомления об успешном окончании или не окончании процедуры транзита.
Этот важный шаг прокладывает путь к установлению взаимосвязи транзитных систем России и ЕС, что является одной из ключевых задач в области таможенного дела в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и, в особенности, с Совместным заявлением о расширении ЕС и отношениях Россия-ЕС от 27 апреля 2004 года Данный шаг окажет исключительно благотворное влияние на развитие торговли товарами между ЕС и Россией. Он нацелен на создание возможностей использования деловыми кругами одной и той же информации для подачи электронных транзитных деклараций в ЕС и в России.
Кроме этого, достигнуто согласие о дальнейшем сотрудничестве вобласти перемещения товаров и инвестиций через границу с целью его упрощения, а также повышения эффективности таможенного контроля для обеспечения сбора пошлин и налогов и повышения безопасности цепи поставок ЕС и России [4, c. 509].
Достигнута договоренность об интенсификации сотрудничества в деле борьбы с контрафактной продукцией и в области подходов к обеспечению безопасности.
Европейский союз, как известно, крупнейший торговый партнер России. Интеграционные процессы, которые развиваются в нем в последнее время, оказывают непосредственное влияние и на внешнеэкономические связи нашей страны, поэтому изменения таможенного законодательства ЕС представляют вполне практический интерес для российских таможенников и предпринимателей.
4.1 Программы развития и интеграции ЕС
Среди основных программ основополагающую роль сыграла «Программа-2005», совместно разработанная и принятая Европейским Парламентом и Советом 19 декабря 2005года. В качестве первоочередных задач программой определены: обеспечение единообразного применения законодательства ЕС (коммунитарного законодательства), общих подходов; защита интересов граждан Евросоюза, а также участников внешнеэкономической деятельности, действующих на его территории; предотвращение неправомерных действий, мошенничества и незаконного товарооборота; повышение эффективности национальных таможенных органов; развитие сотрудничества между таможенными органами государств-членов ЕС, а также между национальными таможенными органами и Комиссией Евросоюза. Во временном плане программа была рассчитана на 2 года (с января 2005 по декабрь 2007года).
Однако в 2007 году срок действия программы был продлен до 31 декабря 2009 года. В качестве дополнительных приоритетов была определена необходимость компьютеризации системы транзита по территории Европейского сообщества[6, c. 700].
В 2009 году появилась острая необходимость - заменить действовавшие в тот момент и устаревшие по своему содержанию программы на кардинально новую. Таковой стала «Программа-2009»
Программа была рассчитана на период с 1 января 2009 по 31 декабря 2010 года. Ее основная задача заключается в том, чтобы ускорить компьютеризацию таможенных органов и рационализировать проводимые ими операции.
Программа учитывает расширение состава ЕС за счет ряда государств Восточной Европы и Балтии, в связи с чем особо акцентирует внимание на необходимости предусмотреть набор практических мер, посредством которых новые члены Союза смогли бы взять на себя обязательства, вытекающие из коммунитарного права Сообщества. Программа подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления сотрудничества в борьбе с мошенничеством и действий, направленных на снижение затрат компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
В целях ускорения развития интеграционных процессов в области таможенного права «Программа-2009» предусматривает координацию действий в реализации основных задач, поставленных перед внутренним рынком Сообщества, повышение уровня взаимодействия таможенных органов до такой степени, чтобы можно было добиться одинакового результата на всей территории Европейского союза.
Необходимость дальнейшего развития таможенного права программа увязывает с ролью ЕС в мировой экономике. Отмечается, в частности, что в связи с процессом глобализации необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность товаров, произведенных на территории Союза, а также обеспечить защиту финансовых интересов Сообщества.
ЕС уделяет большое внимание упрощению системы перемещения товаров через свои внешние границы, в том числе за счет снижения расходов участников ВЭД. Данные мероприятия, несомненно, приведут к стимулированию, как экспорта, так и импорта и в целом повысят экономическую конкурентоспособность Европейского союза.
4.2 Неаполитанская конвенция
Важную роль в регламентировании методов сотрудничества таможенных органов играет Неаполитанская конвенция, разработанная в 2007 году. Конвенций направлена на укрепление механизмов взаимодействия таможенных органов при выявлении и предотвращении нарушений таможенного законодательства, а также при преследовании и наказании за подобные нарушения, как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.
Положения Конвенции не противоречат и не замещают положения коммунитарного законодательства, применимого в отношении сотрудничества судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также какие-либо иные положения коммунитарного права, создающие более благоприятные условия для сотрудничества в вышеупомянутой области.
В соответствии с Конвенцией, государства-члены ЕС должны создать координирующий центр, который собирал бы всю необходимую информацию, а также принимал бы заявки на оказание многосторонней (либо двусторонней) помощи в рамках положений Конвенции.
В своей заявке заявитель обязан указать всю необходимую информацию, касающуюся запроса: данные заявителя и его полномочия, запрашиваемую меру пресечения, мотивировку необходимости запрашиваемой меры, затрагиваемые нормы права, краткий перечень фактов, имеющих отношение к данному делу.
Как правило, сотрудничество между таможенными администрациями осуществляется в целях расследования, предотвращения либо ликвидации незаконного оборота таких товаров, как наркотики, взрывчатые и токсичные вещества, ядерные материалы и материалы, которые могут быть использованы для производства ядерного, биологического или химического оружия, а также товаров, представляющих собой особую культурную ценность. Помимо вышеперечисленного взаимодействие таможенных администраций направлено на предотвращение незаконного оборота налогооблагаемых товаров, которые правонарушители пытаются перемещать без уплаты каких-либо налогов, нанося тем самым существенный ущерб, как национальным бюджетам, так и бюджету ЕС[6, c. 708].
Контроль за соблюдением положений Конвенции возлагается на Суд ЕС. Он уполномочен разрешать споры как между отдельными государствами – членами Союза, так и между этими государствами и Комиссией ЕС в отношении толкования или применения положений Конвенции.
4.3 Особенности переходного периода
Расширение ЕС в мае 2004 года за счет вступления в него стран Восточной Европы и Балтии, с одной стороны, потребовало приведения законодательства вступивших государств в соответствие с нормами европейского права, а с другой - привело к увеличению обязанностей, возложенных на таможенные органы Европейского союза. Для того чтобы процесс интеграции прошел более безболезненно, предусмотрен переходный период, по истечении которого нормы коммунитарного таможенного законодательства станут применяться единообразно на территории всех новых членов Содружества.
С мая прошлого года таможенные органы вступивших в ЕС государств начали работать в таможенном режиме Союза. Государственные границы новых членов ЕС автоматически стали границами Евросоюза, а на их территории начал действовать принцип свободного перемещения товаров. В отношении новых членов ЕС применяются положения учредительных договоров ЕС, а также полный объем нормативных актов, разработанных в Содружестве на основе этих учредительных договоров (к примеру, Таможенный кодекс ЕС). С той же самой даты нормативно-правовые акты ЕС (включая учредительные договоры) применяются с учетом положений, предусмотренных Соглашениями о вступлении. Так, вносятся поправки в статью 205 Договора о Европейском сообществе, распределяющую «вес» голосов в Совете ЕС при принятии решений квалифицированным большинством голосов [7, c. 490].
Соглашение о вступлении предусматривает ряд переходных мер, направленных на стимулирование товарооборота между старыми и новыми государствами-членами, а также между новыми государствами-членами и третьими государствами. В связи с тем, что невозможно предсказать препятствия, которые потенциально могут возникнуть в течение переходного периода, Соглашение о вступлении содержит набор положений, позволяющих делать исключения из норм европейского права на ограниченный период (статьи 37-42 Соглашения о вступлении).
С момента присоединения на новые государства-члены распространяются все защитные меры (к примеру, антидемпинговые меры), действующие на территории Европейского союза в отношении третьих государств. В то же самое время прекращают свое действие меры аналогичного характера, применявшиеся новыми государствами-членами до вступления в ЕС в отношении третьих государств.
Протокол 4 раздел 5 Соглашения о вступлении содержит перечень переходных мер в области таможенного права, которые начинают действовать с момента присоединения данного государства к ЕС. Среди них наиболее важными являются следующие основные принципы:
Первое - в интересах стимулирования товаро потока сделки, исполнение которых началось до вступления государства в ЕС и завершается после вступления соответствующего государства, регулируются прежними нормами национального права;
Информация о работе Сотрудничество таможенных органов России и стран ЕС