Социальные гарантии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

История показывает, что чем более развита экономика страны и сама страна, тем большую необходимость она испытывает в проведении всё более и более активной социально-экономической политики, будь то Англия, Голландия XVIII века или современные USA со странами Европы.
Цель моей работы – рассмотреть некоторые аспекты социально-экономической политики нашего государства, проанализировать её эффективность и выразить ряд пожеланий по её дальнейшему развитию. В своей работе я использовал информацию официальных сайтов Пенсионного фонда РФ, Экономического Факультета МГУ, Института Демографии ВШЭ и других.

Содержание

Введение 3
Глава 1. В чём заключается социально- экономическая политика 5
1.1 Сущность и цели 5
1.2 Основные направления социально- экономической политики 9
1.3 Уровни исполнения социальной политики РФ 10
Глава 2. Социальные гарантии государства и минимальные
социальные стандарты 12
2.1 Минимальный размер оплаты труда 13
2.2 Прожиточный минимум 16
2.3 Проблема безработицы 18
2.4 Государственные стандарты в области образования РФ 20
2.5 Пенсия 22
2.6 Пособия 25
2.7 Медицинская помощь и социальные службы 27
2.8 Жилищная политика 28
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные гарантии государства и минимальные.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;

региональная политика, основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;

локальная политика местного самоуправления, в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы;

корпоративная политика - стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.

Как мы видим, основные проблемы обозначаются сверху «системы», после чего обозначаются проблемы региона и муниципальные проблемы и, в зависимости от задачи, решаются на том или ином уровне.

 Необходимо отметить, что при проведении « правильной» социально-экономической политики, в государстве может произойти дальнейшая модернизация и развитие общества, примером тому служат Нормандские государства, такие как Финляндия, Швеция, Норвегия, которые занимают  6, 7 и 19 места соответственно в табл. 1(см. приложение) на 2008 год по уровню счастья жителей страны, и  являются одними из лидирующих стран по уровню ВВП на человека. «Правильная» социальная-экономическая политика влияет практически на все сферы жизни общества, начиная  с экономики государства, и заканчивая изменением психологии индивидуума и социальных отношений, идеалов в обществе.

Но результатом ведения неэффективной социально-экономической политики, а иногда и её отсутствием, может служить свержение власти, вплоть до разделения страны на части. Что мы видим в странах Латинской Америки и Южной, Западной Азии табл. 2 (см. приложение).       

        

Глава 2. Социальные гарантии государства и минимальные социальные стандарты

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, что является важной частью социально-экономической политики.  Подчеркну, что не у всех экономически развитых стран закреплены социальные гарантии. Они определены в ст.7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательст-вом РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

   1. Оплаты труда;

   2.  Пенсионного  обеспечения;

   3. Образования;

   4. Здравоохранения:

   5. Культуры;

   6. Социального обслуживания;

   7. Жилищной политики

 Закрепляя в законе  «О государственных минимальных  стандартах» самый необходимый  минимум социальных стандартов, государство делает обязательным  их обеспечение для исполнительной  власти на всех уровнях, а также  для работодателей и предпринимателей  всех видов собственности.

        Минимальные  пределы государственных гарантий  подтверждаются и другими законодательными  актами, в том числе гражданскими  и трудовыми кодексами, законами  «О здравоохранении», « Об образовании», «О культуре» и др.

        В  ст. 37 Конституции РФ записано,  что «каждый имеет право на  труд и в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд  без какой бы то ни было  дискриминации и не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

2.1 Минимальный размер оплаты труда

        26-я  статья российского Закона «О  предприятиях и  предпринимательской  деятельности» устанавливает: «Предприятие  обеспечивает гарантированный законом  минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно – правовых форм предприятия», т.е. минимальный размер оплаты труд гарантирован работникам данного предприятия, но как мы видим этот закон не всегда исполняется работодателями. На сегодня минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц. Величина минимальной заработной платы обычно определяется путём исчисления прожиточного минимума. Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

В соответствии со статьей 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. В связи с ростом потребительских цен и стоимости жизни размер минимальной оплаты труда периодически пересматривается в законодательном порядке.

В Нижегородской области средняя номинальная начисленная заработная плата работающих на предприятиях, обследуемых по полному кругу, в августе составила 14,325 тыс. рублей и по сравнению с августом 2008 года возросла на 6,5%. По данным (Нижегородстата).

Как мы видим, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличивалась, начиная с 2000 года и до нашего времени табл.3

и табл. 4.

       

Дата

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. (до 2000 г. – тыс. руб.)

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. –

тыс. руб.)

1970

0,074

0,121

1980

0,121

0,174

1990

0,217

0,303

1995

515,9

472,4

2000

2281,1

2223,4

2002

3947,2

4360,3

2003

5170,4

5498,5

2004

6410,3

6739,5

2005

8111,9

8554,9

2006

10196,0

10633,9

2007

12602,7

13593,4

2008

14939,2

17290,1

Табл. 3

2.2 Прожиточный минимум

Это показатель объёма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.

Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления  минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины.

Потребительская корзина - это  минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

                    Постановление от 14 ноября 2009 г. N 925 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.".  В соответствии с этим документом установлена величина прожиточного минимума по Российской Федерации за II квартал 2009 г. на душу населения 5187 рублей, для трудоспособного населения - 5607 рублей, для пенсионеров - 4129 рублей, для детей - 4963 рубля. В I квартале 2009 г. величина прожиточного минимума составляла 5083 рубля.

           Прожиточный минимум является  социальным и экономическим показателем, и величиной, на которую  ориентируются  при составлении важных планов  и финансовых прогнозов.

  Россия является практически  единственной страной, где минимальная  зарплата - которая сама по себе  ниже прожиточного минимума - и  оплата труда людей, получающих  многомиллионные доходы, облагаются  по одной единой ставке - 13%. В  развитых странах мира подоходный  налог взимается по прогрессивной  шкале. Кроме того, важно понимать, что доля оплаты труда у  нас примерно в два раза  ниже в объёме валового внутреннего  продукта, чем в странах с развитой  рыночной экономикой. По этой  причине подоходный налог в  России не может стать преобладающей  частью доходов бюджета.

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога блокируется многими лоббистами, влияющими на решения Министерства финансов. Когда обсуждали вопрос о подоходном налоге, то представители финансово-экономического блока Правительства предложили другую модель изъятия доходов у наиболее состоятельной части населения - посредством налогов на имущество. Однако налог на имущество хотя и принят, но практически не работает под предлогами отсутствия реальной коммерческой оценки имущества в России, а в ряде случаев с недвижимостью со ссылкой на незавершённое строительство. Достаточно ведь не поставить шпингалет на окно и дом будет считаться находящимся в стадии строительства. И так далее. Что касается прогрессивной шкалы... Установив прожиточный минимум в 6 тысяч рублей, его следовало бы вообще освободить от подоходного налога. Для тех, кто получает от 6 до 100 тысяч в месяц оставить налог 13%, поскольку в эту категорию входит большинство россиян; то есть основное население России не только не пострадает от прогрессивной шкалы, но и получит дополнительную выгоду в виде необлагаемых налогом 6 тысяч рублей. Для зарплат от 100 до 500 тысяч рублей в месяц я предлагаю ставку подоходного налога в 18%, а от 500 тысяч - 23%.

В России сложилась крайняя неравномерность в распределении доходов. Коэффициент, показывающий соотношение 10% самых богатых к 10% самых бедных граждан, составляет 16:1. (В европейских странах он равняется 6-8:1). Причём речь идёт не о единицах граждан, поскольку к каждой из этих категорий относится примерно по 14 миллионов человек. Из мировой практики известно, что при превышении децильного коэффициента свыше 10:1 создаётся нестабильная ситуация в обществе, ухудшается криминогенная обстановка. Введение новой модели прогрессивного налогообложения физических лиц поможет решить эту проблему, причём не повышая инфляцию.

2.3  Проблема безработицы

Одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики является безработица. Это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу в соответствии с уровнем их образования и квалификации.

        В  России безработица связана в  первую очередь с катастрофическим  падением производства за годы  реформ табл.3

        Согласно  закону РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» статья 12  государство гарантирует безработным:

Бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

Обеспечение социальной поддержки;

Компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

Бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

Возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Итак, эта система мер предусматривает обеспечение экономической безопасности трудящихся по следующим направлениям:

1. Регулирование занятости.

2. Организация бирж труда.

3. Формирование фондов  страхования по безработице.

Размер пособия по безработице также зависит от длительности безработицы: в первые три месяца безработный получает 75% от своей среднемесячной заработной платы за последние три месяца с последнего рабочего места, в следующие 4 месяца - 60% и далее - 45%, но не выше установленного максимального размера пособия по безработице и не ниже минимальной величины с учетом региона страны.

Начиная с 1 января 2009г., размер пособия по безработице в России увеличился.

в 2008г безработные РФ получали минимум 781 рубль, максимум – 3124 рубля.

в 2009 г. в России установлены следующие размеры пособия по безработице:

минимальный размер составляет 850 рублей (рост на 8,8% по сравнению с предыдущим годом)

максимальный – 4900 рублей (рост на 56,9%).

2.4 Государственные стандарты  в области

образования РФ

Государственные стандарты в области образования предполагают:

Информация о работе Социальные гарантии государства