Сравнительная характеристика американских и русских молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур.
Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен - "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами.

Содержание

Введение 2
1. Причины возникновения субкультур 4
1.1 Молодежные субкультуры в современной России 6
1.2 Молодежные субкультуры в Америке 12
2. Американизация современной России 19
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖКУЛЬТ!.docx

— 62.47 Кб (Скачать файл)

Когда речь заходит о внешней культурной политике государства, то нельзя найти более очевидного, актуального и интересного примера для исследования, чем внешняя культурная политика Соединенных Штатов Америки, характеризуя которую зачастую используют такие весьма спорные определения, как «культурная экспансия» или «культурный империализм», хотя, безусловно, трудно оспорить тот факт, что плоды внешней культурной политики США и влияние американской культуры прослеживается на большей части планеты.

Как известно, вторая половина XX века охарактеризовалась интенсивным  общемировым культурным влиянием Соединенных Штатов, которое оказалось эффективным инструментом внешней политики американского правительства. Это стало результатом осознания представителями американского политического истеблишмента эффективности использования внешнего культурного влияния как инструмента обеспечения национальных интересов США.

Достаточно в этой связи  упомянуть фразу бывшего Президента США Б. Клинтона о том, что «холодную  войну выиграл Элвис Пресли», произнесенную на конференции по культурной дипломатии, организованной в Белом доме 28 ноября 2000 г. в контексте  разговора о планетарных завоеваниях  американской культуры, где он также  обратился к законодателям с  призывом отпускать на нужды культуры еще большие ассигнования, а к госдепартаменту - эффективнее ими распоряжаться. Реализацию внешней культурной политики США и развитие культурной экспансии в целом имеет смысл рассматривать в двух магистральных направлениях - официальном и «неофициальном».

Наряду с официальной  внешней культурной политикой Соединенных Штатов, проводимой на соответствующем институциональном уровне (Бюро по делам образования и культуры госдепартамента США, ЮСИА, правительственных организаций по вопросам науки, культуры и искусства, а также частных филантропических фондов и спонсорских организаций, не являющихся в прямом смысле государственными, но играющих огромную, по сравнению с государством, роль в процессе финансирования сферы культуры в Америке и осуществления культурного экспорта), существует т.н. «неофициальная» внешняя культурная политика, которая во многом более масштабна, эффективна и представляет собой весьма интересный материал для исследования. Под термином «неофициальная» подразумевается вся индустрия массовой культуры США и ее внешняя экспансия, реализующаяся посредством таких инструментов, как голливудский кинематограф, СМИ, включая, прежде всего, телевидение, шоу-бизнес, особенно его музыкальную составляющую, и субкультуры.

Через молодежные субкультуры  осуществляется едва ли не наиболее интенсивное  культурное влияние США, формирующее  притягательный образ Америки в  молодежной среде различных стран  мира и, вместе с тем, прямо или  косвенно обеспечивающее национальные интересы США, что проявляется в  стремлении к осуществлению в том числе и «культурного присутствия» Америки в разных регионах мира.

Давая определение понятию  «субкультура» стоит отметить, что  перед нами очень емкий и многоаспектный термин, предельно обобщая все грани которого можно сказать, что субкультура - это «культура групп, объединений в пределах более крупного культурного образования; трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп, является мировоззренческой дифференциацией внутри молодежного движения».

Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей  особенно очевидной в урбанизированном обществе. Эстетика, этика, идеология  молодежных сообществ получила признание  как особая «молодежная культура». В настоящее время рассматриваемое  понятие часто прочитывается  как обозначение «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества. Вообще, та или иная субкультура, как правило, возникает как контркультура, как культура протеста, представляющая собой особый мир со своими символами престижа и внешними отличительными признаками - стилем музыки и танца, языком, манерой поведения, организацией или отсутствием таковой и со своим внутренним содержанием. Не стоит забывать и то, что практически любая молодежная субкультура позиционирует себя как «уличную культуру», т.к. в этом в большой степени заключается основа ее существования, фундамент ее девиантности, ее «протестности».

Очевидно, что одним из основных отличительных признаков  той или иной субкультуры является принадлежность к соответствующему музыкальному течению. Музыкальный стиль является некой «визитной карточкой», своеобразным символом, во многом определяющим внутреннее содержание субкультуры.

Но здесь есть довольно интересная особенность. Дело в том, что субкультура, появившаяся изначально как контркультура и охватывавшая лишь определенные социальные (и этнические) группы, со временем под влиянием различных факторов (транслирования и популяризации посредством СМИ, конъюнктуры, спроса, удачного продюсирования и т.д.), где, в конечном счете, определяющими становятся интересы бизнеса, на которых зиждется массовая коммерческая культура, выходит за рамки собственно субкультуры и превращается в т.н. культуру «мэйнстрима» («main stream» т.е. основное течение), по крайней мере, в ее составную часть. Однако это относится не ко всем субкультурам, а лишь к наиболее укоренившимся и знаковым из них, т.е. к тем, которые в наибольшей степени определили культурное своеобразие, разнообразие, ценностные категории и ориентации молодежной среды изначально преимущественно в странах западного полушария.

В этом плане среди всего  разнообразия субкультур возникавших  во второй половине XX столетия в США  и Великобритании можно отметить субкультуры битников, байкеров, рокабилли, рокеров, хиппи, металлистов, панков, хип-хоп культуру и т.д.

Каждая из них внесла в  той или иной мере существенный вклад  в мировую историю музыки, моды, танцевального искусства, нашла  не мало почитателей в разных странах, а также оказала как прямое, так и опосредованное влияние на формирование притягательного для разных молодежных групп в мире образа США. Для иллюстрации американского влияния на субкультурном уровне, с точки зрения автора, невозможно найти более современного, актуального и популярного на сегодняшний день у молодежи многих стран мира примера, чем феномен хип-хоп культуры, бывшей изначально культурой протеста, достоянием неблагополучных слоев афроамериканского населения США, но превратившейся в итоге в полноценную составляющую современной американской культуры, один из основных культурных продуктов Америки и неотъемлемое достояние мировой музыкальной и массовой культуры в целом.

Если более пристально взглянуть на историю развития музыки во второй половине XX века, то становится вполне очевидным, что в прошедшем  веке одним из основных источников обновления музыки были зфроамери-канские музыкальные субкультуры США и субкультуры стран Карибского бассейна. Блюз и джаз, рок и регги определили музыкальное лицо XX столетия, в чем прослеживается обширное внешнекультурное влияние Соединенных Штатов. Ныне мировая индустрия развлечений стала распространителем сравнительно новой и набравшей огромную мировую известность и популярность субкультуры хип-хоп, во многом посредством популяризации ее музыкального компонента в виде рэп-музыки (или т.н. «эм-сиинга») и танцевального искусства выраженного брэйкдансом.

 

Невероятным представляется такой сценарий в эпоху необычайного развития высоких технологий, СМИ, музыкальной  индустрии шоу-бизнеса и масскультуры в целом. К тому же негритянская музыка оказалась слишком пассионарна для такой участи. Как и в случае с роком, произошло ожидаемое и неизбежное: белый музыкант с белым менталитетом и белым культурным «бэкграундом» начал играть негритянскую музыку.

Таким образом, субкультура, зародившаяся в строго определенной «замкнутой» среде, принципиально  важными условиями «вхождения»  в которую было социальное происхождение, положение и расово-этническая принадлежность, постепенно вышла за свои этно и социокультурные рамки, найдя своих поклонников среди представителей разных этносов, рас, культур.

Более того, рассмотренная  субкультура отчасти перестала  быть собственно субкультурой в ее изначальном понимании, превратившись  в одно из детищ массовой культуры, приобретя миллионы почитателей  по всему миру и став одним из основных культурных продуктов современной Америки, который успешно экспортируется и транслируется на всю планету.

То же самое можно  сказать в отношении атрибутики и моды на одежду отдельных субкультур, т.к., например, определенные течения  в моде, ранее присущие исключительно  субкультурам, довольно быстро выходили за их рамки, приобретали международное  признание вследствие популяризации  как атрибута масскультуры и становились устойчивой тенденцией в мире моды.

Как ни парадоксально, именно благодаря трансформации в составляющую массовой культуры, субкультуры приобретают  большую популярность и становятся одним из косвенных, но вполне эффективных  инструментов американской культурной экспансии, что, является вспомогательным средством осуществления общей внешнеполитической стратегии США в сфере культуры на «неофициальном» уровне.

Хотелось бы отметить еще  один интересный, но парадоксальный момент. Дело в том, что тексты песен исполнителей, принадлежащих к той или иной субкультуре (в данном случае пример хип-хопа более чем очевиден) зачастую имеют откровенно антигосударственную, антисоциальную, антигуманную, аморальную с точки зрения, как закона, так и нравственных норм направленность.

Тем не менее, эти произведения находят своих слушателей и рынок сбыта, который в настоящее время вырос до гигантских размеров. Очень часто молодые люди в разных странах мира, не зная языка, не разбираясь в тонкостях сленга, соответственно, особо не задумываясь над содержанием текстов, воспринимают в основном ритмическую музыкальную составляющую и экспрессию, заявляя о своей приверженности этому движению в целом.

Вместе с тем очень  важным представляется в данном случае указать на особое место, которое  занимает в процессе субкультурного влияния элемент моды, подражания, столь характерный для молодежной среды. В связи с этим уместно обратиться к вопросу о каналах распространения американского влияния на уровне субкультур в контексте осуществления их «неофициальной» внешней культурной политики. Почему та или иная субкультура вдруг становится неимоверно популярной во всем мире, превращаясь в массовую «мэйнстримовую» коммерческую культуру, почему среди молодежи становится модным идентифицировать себя с тем или иным течением, использовать соответствующую атрибутику? Каковы в принципе механизмы превращения субкультуры и ее атрибутики, включая главным образом музыку, в «модное»? 
Среди прочих возможных ответов на этот вопрос выделим основной из них - существование определенного инструментария, соответствующих каналов распространения этих культурных явлений.

Безусловно, наиболее известными, эффективными и крупномасштабными  по своему охвату инструментами являются такие средства массовой информации, как телевидение, кинематограф, прежде всего голливудский, Интернет, радио  и другие СМИ. Очевидно, что локомотивом американского культурного влияния на массовом уровне являются музыкальные телеканалы формата MTV, демонстрирующие музыкальные видеоклипы, представляющие собой визуализированное отображение песни или какого-либо музыкального произведения.

Итак, согласно выводу, который  можно сделать из вышеизложенного  музыкальные телевизионные каналы и программы можно отнести  к наиболее эффективным средствам  популяризации субкультур уже как  составной части массовой культуры и, соответственно, к наиболее действенным  инструментам «неофициальной» внешней культурной политики США. Говоря о молодежных американских субкультурах, в контексте их трансформации в явления массовой культуры как об инструменте культурного влияния Соединенных Штатов, хотелось бы отметить еще один немало важный момент. Для современной массовой культуры, что вполне можно отождествить с понятием современной американской культуры, во многом ключевыми являются такие слова как адаптация, ассимиляция, синтез и т.д., суть которых также проявляется в самых различных сферах современной жизни но, наверное, все-таки в первую очередь в современном искусстве и культуре в целом.

Возникают и новые субкультуры, новые формы искусства, например, при синтезе различных музыкальных  направлений, при синтезе музыкальных  субкультур и спорта, при взаимовлиянии  субкультур и боевых искусств. В результате формируются новые молодежные культуры, новые формы самовыражения, проявляющиеся в новых музыкальных, танцевальных стилях, соответственно, в появлении новых особенностей в моде на одежду, в рождениях новых экстремальных видов спорта, становящихся, с одной стороны, полноценными соревновательными дисциплинами, а с другой - остающихся субкультурами. Все это довольно быстрыми темпами распространяется и, как правило, воспринимается на большей части мира. Но, безусловно, указанные явления и процессы, относятся главным образом к США, становясь как новым элементом социокультурного порядка, так и новым опосредованным инструментом американской силы.

Рассматривая влияние  США на уровне субкультур теперь уже  как проявления массовой культуры и, соответственно, одного из аспектов их «неофициальной» культурной политики мы неизбежно сталкиваемся с интересами бизнеса, играющими ключевую роль в  этой сфере. Но поскольку анализ взаимоотношений  государства и крупного бизнеса  в Америке представляет собой  предмет отдельного исследования, ограничимся  лишь небольшим комментарием по поводу интересующего нас аспекта.

Информация о работе Сравнительная характеристика американских и русских молодежных субкультур