Сущность оффшорного бизнеса. Развитие международного туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

В той или иной форме на протяжении всей истории человечества у различных стран и народов прослеживаются попытки активизации международной торговли и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Процесс этот начался еще в период процветания финикийцев, затем центром свободной торговли была столица Первого Афинского морского союза – остров Делос.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная экономика.docx

— 90.20 Кб (Скачать файл)

Сущность  оффшорного бизнеса.

Развитие  международного туризма в Республике Беларусь.

 

 

 

1.1. Сущность оффшорного  бизнеса и цели создания оффшорных  компаний

В той или  иной форме на протяжении всей истории  человечества у различных стран  и народов прослеживаются попытки  активизации международной торговли и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Процесс этот начался еще в период процветания финикийцев, затем центром свободной торговли была столица Первого Афинского морского союза – остров Делос. Что же касается средневековья, то связи с этим периодом истории упоминают итальянские города Ливорно и Триест, а также югославский Шибеник, а история института доверительной собственности – траста восходит ко временам крестовых походов. В 18 в. Зоны свободной торговли появились в Гибралтаре и Бангкоке. В 30-х годах 20 века стали формироваться оффшорные юрисдикции в Люксембурге, Панаме и на Нидерландских Антильских островах [6, c.15].

Однако современная  история оффшорного бизнеса началась во второй половине XX века при активном участии Соединенного Королевства. Британские оффшорные центры стали развиваться в 60-х гг. в качестве налоговых убежищ для состоятельных британцев, которые стремились уклониться от уплаты налогов, составлявших тогда 50% - 70%. В роли таких центров выступали небольшие островные государства – колониальные владения или зависимые территории Англии. По мере развития мировой экономики все большее число стран стало создавать на своей территории оффшорные зоны, привлекая финансовые организации и частных лиц меньшими налогами, минимальным регулированием предпринимательской деятельности и строгими законами о конфиденциальности, надежно закрывающей двери перед расследованиями.

Впервые слово  offshore появилось в одной из газет на Восточном побережье США в конце 50-х гг. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля благодаря географической избирательности, другими словами, организация «переместила» деятельности, которую правительство желало регулировать за пределы юридической досягаемости правительства США. Позднее словом «offshore» стали называть небольшие независимые государства или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовым статусом, и гарантирующие высокий уровень коммерческой и банковской секретности, лояльность властей, а так же анонимность реальных владельцев компании и некоторые другие преимущества. [28, c.57]

Стремление  к созданию оффшорных зон возникло не вдруг, а было подготовлено исторически  процессами интернационализации мировой  экономики. Основной причиной возникновения  повышенного спроса на оффшорные  зоны в 60-х гг. XX в. стало качественно новое содержание экономической интеграции, которое она получила благодаря развитию международных рынков ссудных и производительных капиталов. Произошло это в результате бурного развития во второй половине XX в. транснациональных корпораций, когда их экспансия и быстрый рост международного товарообмена потребовали не только значительного увеличения финансовых ресурсов, но и свободного доступа к ним в любом месте на планете. Такая потребность породила вненациональные рынки капитала, способствовала резкой интернационализации банковской деятельности, что, в свою очередь, способствовало возникновению повышенного спроса на посреднические финансовые операции и услуги по использованию различных норм, регулирующих деятельность финансовых компаний и налогообложение их доходов в различных частях света.[29, c.66]

Позитивное  значение для становления оффшорных  зон и связанных с ними способов ведения финансово-хозяйственной  деятельности имела начавшаяся в  середине XX в. научно-техническая революция. Без ее достижений, воплотившихся в развитии передовых информационных технологий и средств связи было бы невозможно эффективное функционирование многих оффшорных структур.

В настоящее  время существенно увеличилось  число стран, резиденты которых  стремятся надежно сокрыть от посторонних глаз принадлежащие  им активы (деятельность) и не желают делится с собственным правительством. Значительно расширился диапазон их имущественного положения, а также удлинился и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес.

Но основной причиной по-прежнему остается тяжесть  налогообложения практически любого государства, которая побуждает  экономических субъектов заниматься налоговым планированием и искать легальные путь снижения налогового бремени. Планирование налогов, направленное на снижение выплат, - не просто грамотный бухгалтерский учет, а законная возможность не платить никаких налогов вообще, либо сведение их к минимуму по сравнению с уровнем действующих ставок. В связи с этим понятным становится стремление многих бизнесменов перевести бизнес в оффшорные зоны или наладить четкую схему взаимодействия с оффшорными компаниями в целях оптимизации налоговых потерь. Таким образом, оффшорный бизнес приобретает все больший вес в международных экономических отношениях, а новые возможности, которые он предлагает, заслуживают постоянного внимания.

Оффшорные компании – один из наиболее привлекательных  инструментов для минимизации налогообложения. [17, c. 104] Такие компании создаются в оффшорных зонах, где гарантирован высокий уровень банковской и коммерческой секретности, лояльность властей, а также анонимность реальных владельцев компании и, наконец, стабильностью режима. Оффшорным зонам присуща максимально упрощенная процедура регистрации. В оффшорах отсутствуют валютные ограничения и таможенные платежи для инвесторов. Уставной капитал оффшорной фирмы может составлять незначительную сумму. Более того, зачастую такой капитал является объявленным, и оплачивать его необязательно. Контроль же со стороны государственных органов обычно сводится к тому, что компания раз в год должна предоставить финансовый отчет. Конфиденциальность владения оффшорной фирмой обеспечивается институтом номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Услуги номинальных владельцев обеспечиваются секретарскими компаниями, которые специализируются на комплексе услуг по регистрации оффшорных фирм.

Главная особенность  оффшорных компаний состоит в  том, что им запрещено вести хозяйственную  деятельность в стране регистрации, а владельцы и директора являются нерезидентами, таково требование подавляющего большинства оффшорных зон. Оффшорная  компания представляет собой предпринимательское  товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но, в  отличие от местных предпринимательских  товариществ, оффшорная компания полностью  освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации при условии, что она не извлекает доходов в этой стране.

Цели создания оффшорной компании могут быть различными. Так, если раньше оффшор был необходим, в основном, для вывоза капитала, то теперь он выступает довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цены экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, поставок давальческого сырья, покупки недвижимости за рубежом, хранения денежных средств, а также ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках. [11, c.129]

Страны, в  которых регистрируют оффшорные  компании, можно разделить на несколько  групп. В первую группу входят юрисдикции, которые можно охарактеризовать как стопроцентные оффшоры, так  называемые «налоговые гавани», или  «tax haven». Ими, как правило, являются небольшие островные государства или самоуправляемые территории с невысоким уровнем развития собственной экономики, в которых законодательно определены статус оффшорной компании и условия, при соблюдении которых ее деятельность будет считаться оффшорной [1, c. 30].

Лидерами  этой группы выступают оффшорные  зоны Карибского бассейна, и нередко  по ним вообще судят обо всем оффшорном  бизнесе. Эти юрисдикции отличают упрощенная процедура регистрации компании, минимальные требования со стороны  властей к отчетности и величине уставного капитала, полное отсутствие или чисто символические налоги, вместо которых взимается фиксированный  сбор, зависящий от размера уставного  капитала. Обычно в таких странах  не ведется реестр акционеров и директоров, развит номинальный сервис, и конфиденциальность обладания такой компанией очень  велика. Несмотря на свои небольшие  размеры, эти юрисдикции составляют основу оффшорного бизнеса. Так, например, еще в 80-е годы 20 века Багамские  острова стали третьим центром  после Нью-Йорка и Лондона по объему банковских операций. В настоящее  время юрисдикция Содружества Багамских  островов насчитывает около 400 банков и специализированных финансовых организаций, большинство из которых предназначены  для обслуживания и управления капиталами частных лиц. В их число входят 5 подразделений крупнейших американских банков, 2 отделения и 2 филиала крупнейших банков Объединенного Королевства, 6 подразделений крупнейших канадских  банков, отделение люксембургского  и швейцарского банка. Однако сегодня, несмотря на оффшорный статус юрисдикции, получить банковскую лицензию имеют возможность только признанные международные банки и компании с незапятнанной репутацией. Обращает на себя внимание то, что правительство Содружества Багамских островов приостановило регистрацию банковских образований из стран СНГ, хотя не островах уже успели зарегистрироваться структуры нескольких российских банков. Других типов оффшорных компаний ужесточения не коснулись.[16, c. 20] Активно развиваются оффшорные юрисдикции на Каймановых и Виргинских островах. По экспертным оценкам, на Каймановых островах, являющихся колонией Великобритании, насчитывается более 500 банков, на депозитных счетах которых хранится свыше 275 млрд. USD. [16, c.22] Каймановы острова – не только мировой банковский, но и инвестиционный центр, ориентированные на деятельность с ценными бумагами.

Вторая группа – это государства, где кроме  оффшорных компаний, принадлежащих  нерезидентам, существуют обычные оншоры. Со стороны правительства этих государств контроль их деятельности более строгий, ведется реестр директоров и акционеров, компании ежегодно проводят аудиторскую проверку и предоставляют бухгалтерские отчеты. Помимо этого существует жесткий запрет на ведение любой хозяйственной деятельности на территории этих стран. Однако престиж компаний, зарегистрированных в таких странах, называемых территория низконалоговых зон, как Ирландия, Кипр, Люксембург, Швейцария, остров Мэн и др. значительно выше. Если же компания находится на территории низконалоговой зоны, то она платит налоги. Но ставки их невысоки. Зарегистрировать такую фирму можно, скажем, на Кипре, в Гонконге или Уругвае. Регистрация в низконалоговой зоне обычно дороже – 2500 – 3500 USD, а годовое обслуживание – 1000 - 1500 USD. [8, c.261] Это объясняется тем, что деятельность низконалоговых зон вызывает меньше противодействия со стороны мирового сообщества.

Особенность Ирландии как оффшорной зоны состоит  в том, что в ней не делаются принципиальные различия между резидентными и нерезидентными (оффшорными) компаниями. В частности, ирландские резидентные  компании платят налог со своих всемирных  доходов, однако если акционеры и  директора – нерезиденты Ирландии, фирма управляется из-за рубежа и  не ведет деятельности внутри страны, такая компания рассматривается  с точки зрения налогообложения  как нерезидентная и не платит ирландские налоги. С другой стороны, нерезидентным компаниям разрешено вести деятельность внутри страны, налогообложению в этом случае подлежат только доходы от деятельности в Ирландии. Кроме того, ряд сфер деятельности подпадает под льготы. Так, дополнительные преференции предоставляются финансовым, инжиниринговым и компьютерным фирмам, не облагаются налогами доходы по патентам.[20, c. 15]

Ко второй группе оффшорных юрисдикций также  можно отнести страны с льготным режимом налогообложения отдельных  видом деятельности. Ряд стран  Европы предоставляет компаниям, ведущим  определенные виды деятельности возможность  проведения деловых операций оффшорного типа. В частности, налоговыми привилегиями пользуются холдинги, Посреднические финансовые и лицензионные компании в Нидерландах; холдинговые компании и инвестиционные фонды в Люксембурге  и Швейцарии.

Третью группу оффшорных юрисдикций составляют совсем не «оффшорные» страны – США, Великобритания, Канада и др. Этим странам присуща  жесткая налоговая система, обязательно  ведутся регистры директоров и акционеров, однако существуют определенные организационно-правовые формы, позволяющее платить только фиксированные сборы. В основном это характерно для стран, имеющих  федеральное устройство, так как  в этом случае существует несколько  уровней налогообложения: федеральный, субъекта федерации и местный. Как  правило, оффшорные территории представляют льготы в части налога субъекта федерации  для тех предприятий, которые, будучи зарегистрированными на его территории, ведут деятельность и получают доход  за его пределами, то есть осуществляют финансово-экономическую деятельность оффшорного типа. Это и обусловливает  возможность ведения оффшорного бизнеса, используя при этом его  преимущества и оставаясь все  время в пределах одного и того же государства.

К таким оффшорным  зонам можно отнести штаты  Делавэр, Вайоминг, Невада в США, где  их часто называют «корпоративными  убежищами» (corporate haven), Калмыкию, свободную экономическую зону «Алтай», Угличский муниципальный округ в РФ, некоторые кантоны в Швейцарии.

Рассмотрев  основные цели создания оффшорных компаний, остается неясным что заставляет государства организовывать на своих территориях оффшорные юрисдикции, разрешая оффшорным фирмам не платить налоги или платить их по минимальным ставкам. Данные государства получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, т. е. по сути извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, деятельность ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредоточивают свои капиталы, делают необходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т. п. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону [1, c. 50].

1. Экономические цели:

  • привлечение иностранных инвестиций;
  • рост валютных поступлений в экономике всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.

2. Социальные:

  • ускорение развития всей страны или конкретной территории в ее составе;
  • повышение занятости и уровня доходов населения;
  • «создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления» [3, c. 87].

3. Научно-технические цели:

♦ внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

Понятно, что на практике эти цели могут  корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикции, как Нидерланды и Люксембург, привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами.

При этом в целях использования преимуществ  оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики.

Информация о работе Сущность оффшорного бизнеса. Развитие международного туризма в Республике Беларусь