Сущность оффшорного бизнеса. Развитие международного туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 00:54, контрольная работа

Краткое описание

В той или иной форме на протяжении всей истории человечества у различных стран и народов прослеживаются попытки активизации международной торговли и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Процесс этот начался еще в период процветания финикийцев, затем центром свободной торговли была столица Первого Афинского морского союза – остров Делос.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная экономика.docx

— 90.20 Кб (Скачать файл)

Проанализировав данные о структуре туристского  потока, можно сказать, что приоритетными  для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного  туризма в Республику Беларусь, в  настоящее время являются:

образ Республики Беларусь как страны, неблагоприятной  для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок  выдачи белорусских виз гражданам  иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного  туризма в Республику Беларусь;

неразвитая  туристская инфраструктура, высокий  моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое  количество гостиничных средств  размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие  практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий  для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

практическое  отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе  вследствие длительного периода  эксплуатации курортно-туристских средств  размещения через систему социального  страхования; несоответствие цены и  качества размещения в гостиницах.

Статистика  туристских доходов представлена в  таблице 3.

Таблица 3[17].

Платежный баланс Республики Беларусь

по статье «поездки»

(деловые  и личные)

Статьи платежного баланса

2000

2001

2002

2003

2004

 

Экспорт, млн. долларов

Поездки, всего в том числе:

93,2

174,9

192,5

266,8

294,9

Деловые

28,1

79,2

78,7

107,4

100,6

Личные

65,1

95,7

113,8

159,4

194,3

 

Импоpт, млн. долларов

Поездки, всего в том числе:

243,2

508,0

558,5

492,8

445,7

Деловые

103,7

156,0

140,7

100,6

64,2

Личные

139,5

352,0

417,8

392,2

381,5

 

Сальдо, млн. долларов

Поездки, всего

-150,0

-333,1

-366,0

-226,0

-150,8


Как видно  из таблицы импорт по статье «поездки»  превышает экспорт, формируя, таким  образом, отрицательное сальдо. Но по данным Национального банка Республики Беларусь экспорт туристических  услуг в 2004г. составил 294,9 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 2003г. на 10,5%. Импорт в прошедшем году сократился на 6,9% и составил 445,7млн. долл. США. Исходя из этого, в течение  последних двух лет наблюдается уменьшение отрицательного сальдо по статье экспорт-импорт туристских услуг[18].

В 2004 году отрицательное сальдо уменьшилось на 75 млн. долларов США.

Такое положение  во внешней торговле определено отчасти  соотношением въездного и выездного  туризма: выезжает из Беларуси туристов больше, чем въезжает в республику. Однако кроме этого фактора на состояние платежного баланса влияют и другие, более существенные факторы.

Во-первых, необходимо отметить, что ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе  большие объемы финансовых средств  не попадают под учет, в частности  под учет экспортно-импортных операций.

Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем, необходимо совершенствование  системы учета в туризме.

 

2. Тенденции  развития туризма в Республике  Беларусь

2.1.  Нормативно-правовые акты, определяющие тенденции развития туризма в Беларуси

Как и  любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации  со стороны государства.

Требуется отметить, что в Республике Беларусь развитию туризма со стороны государства  всегда уделялось повышенное внимание.

Так, в 1983 году было принято Постановление  Совета Министров БССР «О перспективной  схеме развития туризма в Белорусской  ССР». Именно им были обусловлены основные тенденции развития туризма в  Беларуси в последние годы существования  Советского Союза.

Среди этих тенденций отметим:

1. Формирование  на территории республики туристских  зон, взаимоувязанных с системой  зон отдыха и курортов местного  и республиканского значения, сетью  городских и сельских населенных  пунктов;

2. Увеличение  числа туристских центров в  республике;

3. Развитие  познавательного туризма в республике  на туристско-экскурсионном потенциале  туристских центров и культурно-исторических  объектов;

4. Развитие  спортивно-оздоровительного туризма  на сложившейся рекреационной  системе республики;

5. Развитие  самодеятельного туризма;

6. Дальнейшее  расширение материально-технической  базы туризма.

Учитывая  специфику государства, планировалось  создание межреспубликанских маршрутов, таких как Минск – Полоцк –  Псков – Ленинград; Брест – Пинск - Туров – Гомель – Киев; Минск – Гомель – Киев; Минск – Гродно – Друскининкай –Вильнюс.

Было намечено увеличение годового потока туристов на перспективу до 2005года до 3930 тыс. человек, в том числе советских туристов - до 3506 тыс. человек, иностранных - до 424 тыс. человек.

Вместе с  государством рынок туристических  услуг в Республике Беларусь переживал  политический и экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов  ХХ века. Одновременно со стабилизацией  экономки республики государство вернуло  туризму внимание, достойное этой отрасли экономики.

В 1999 году принимается  Закон Республики Беларусь «О туризме».

В 2000 году принимается  первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы, в августе 2005 г. была принята  Национальная программа развития туризма  в Республике Беларусь на 2006 – 2001 годы (далее – Программа). Ею обозначены основные тенденции и направления  развития туризма в Республике Беларусь.

2.2. Основные  направления развития туризма

- транзитный  и трансграничный туризм

Исходя из геополитического положения страны программой предопределено:

развитие  придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых  в течение нескольких дней, включая  посещение близ расположенных туристских достопримечательностей;

организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;

создание  туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов  с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.);

- водный  туризм

Данный вид  туризма может быть реализован в  виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные  многодневные туристские маршруты и  путешествия белорусских и иностранных  туристов на комфортабельных судах  по водным путям республики.

С учетом географического  расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается:

на Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря. На реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля.

Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа «байдарка», малогабаритных весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.

Создание  пунктов проката с флотом (лодки  прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и  личным туристским снаряжением, необходимым  инвентарем для активного отдыха.

Программой  предусмотрено строительство пассажирских судов соответствующего класса и  уровня комфортности, создание береговой  и плавучей инфраструктуры в опорных  точках маршрутов;

- познавательный туризм

Основой для  развития познавательного туризма  предусматривается использование  культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории  и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается:

создание  условий для формирования туристско-экскурсионных  маршрутов для разных категорий  населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов  на территории нашей республики;

более эффективное  использование возможностей имеющихся  туристских ресурсов для организации  ностальгических туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих  сейчас в других странах;

более активное вовлечение молодежи к путешествиям по родному краю в целях воспитания уважения к историческому прошлому.

- Агро- и экотуризм

Программой  предусматриваются следующие направления  развития агротуризма:

создание  туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной  архитектурой, расположенных в живописной местности;

активизация использования резервов сельского  населения посредством организации  сельских туров с проживанием  и питанием в деревенских домах;

создание  агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Основными направлениями  развития экологического туризма в  Беларуси являются: организация туристских походов в нетронутые уголки природы; фотоохота на редких зверей и птиц, находящихся в естественных условиях; туры по болотам, знакомство с их флорой и фауной;

- спортивный туризм

Рост популярности здорового образа жизни, спортивные традиции, доступность использования  имеющейся инфраструктуры предопределили три основных направления в развитии спортивного туризма: оздоровление нации через развитие активных форм туризма; развитие «фанат-туризма» через организацию туристских маршрутов с посещением массовых спортивных мероприятий; возрождение туристско-спортивных клубов;

- рекреационный  и оздоровительный туризм.

Основой для  развития рекреационного и оздоровительного туризма является более эффективное  использование природных ресурсов и имеющейся инфраструктуры. В  этой связи предусматривается:

более широкое  использование в туристских целях  имеющейся санаторно-курортной базы республики;

обновление  имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых туристских услуг в местах отдыха и оздоровления;

создание  летних туристско-оздоровительных  лагерей, кемпингов, оборудованных  стоянок;

- деловой туризм

Рост деловой  активности, расширение международных  контактов является серьезной предпосылкой для развития делового туризма. Основное внимание будет уделено:

развитию   туристско-экскурсионных   услуг   для   участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организации международных торговых выставок, ярмарок; создание условий для оказания туристско-экскурсионных услуг бизнесменам, работающим в Республике Беларусь;

- религиозный  туризм

Определены  следующие направления его развития: использование потенциала основных религиозных конфессий; организация паломнических туров; организация туров по местам религиозных святынь[19].

2.3. Региональная  туристическая политика

Наряду с  развитием отдельных видов туризма, Программа определяет и тенденции  развития туризма в регионах Беларуси. Отмечается, что региональная туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и внутреннего  туризма, повышение значимости регионов в развитии туристской отрасли и  тесно связана с экономической  концепцией развития территорий.

Программа предусматривает  наращивание экспорта туристских услуг  в разрезе территорий в том  числе, реализацию мероприятий:

1) в Брестской  области:

повышение эффективности  использования природных ресурсов и потенциала Национального парка  «Беловежская пуща»;

развитие  инфраструктуры туризма вдоль международного транспортного коридора № 2 Париж – Берлин – Варшава – Брест - Минск - Москва, в районе контрольно-пропускных пунктов» Варшавский мост», «Домачево»;

развитие  инфраструктуры и эффективное использование  водных систем: Днепро-Бугского, Огинского каналов;

развитие  инфраструктуры туризма Еврорегиона «Буг».

2) в Витебской  области:

развитие  инфраструктуры и эффективное использование  еврорегиона «Поозерье», Березинского заповедника, Березинской водной системы;

разработка  трансграничных маршрутов с Псковской  и Смоленской областями России с  городами   Витебском и Полоцком в рамках существующих договоров о сотрудничестве;

обеспечение туристско-экскурсионного обслуживания, продвижение туристских    возможностей    регионов,    используя    проведение международного фестиваля «Славянский базар».

3) в Гомельской  области:

разработка  туристских трансграничных маршрутов  в рамках еврорегиона «Днепр» с Брянской (Россия) и Черниговской (Украина) областями;

использование природного потенциала и ресурсов Национального  парка «Припятский»;

развитие  делового, бизнес и конференцтуризма, используя экспортно-импортные операции с 70 государствами дальнего зарубежья используя материальную базу и потенциал городов: Гомеля, Мозыря, Жлобина, Светлогорска, Речицы;

Информация о работе Сущность оффшорного бизнеса. Развитие международного туризма в Республике Беларусь