Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:15, курсовая работа
Современный мир уже немыслим без всеобъемлющего процесса глобализации, которая охватывает все сферы деятельности человека. Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль в МЭО присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие международной конкурентоспособности в трактовке М. Портера………………………………………………………………………4
Глава 2. Система показателей, определяющих международную конкурентоспособность - "конкурентный ромб"……………………………..7
2.1 Факторные условия…………………………………………………………7
2.2 Условия внутреннего спроса……………………………………………….9
2.3 Смежные и обслуживающие отрасли…………………………………….10
2.4 Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………11
2.5 Роль случайности и политики государства………………………………12
Глава 3. Стадии конкурентного развития государств………………………15
3.1 Стадия, движимая факторами……………………………………………..15
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………….17
3.3 Стадия, движимая инновациями………………………………………….18
3.4 Стадия, движимая богатством…………………………………………….19
Глава 4. Международная конкурентоспособность России…………………21
4.1 Анализ конкурентоспособности России по М. Портеру……………….21
4.2 Международная конкурентоспособность России……………………….27
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………………..32
Контрольно-Курсовая работа
по дисциплине:
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
на тему:
Теория конкурентных преимуществ М. Портера
Выполнил: |
|
Проверил: к.э.н., доцент
|
|
Тула 2014 г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие международной
конкурентоспособности в трактовке М. Портера……………………………………………………
Глава 2. Система показателей, определяющих международную конкурентоспособность - "конкурентный ромб"……………………………..7
2.1 Факторные условия…………………………………………………………7
2.2 Условия внутреннего спроса……………………………………………….9
2.3 Смежные и обслуживающие отрасли…………………………………….10
2.4 Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция…………11
2.5 Роль случайности и политики государства………………………………12
Глава 3. Стадии конкурентного развития государств………………………15
3.1 Стадия, движимая факторами……………………………………………..15
3.2 Стадия, движимая инвестициями………………………………………….
3.3 Стадия, движимая инновациями………………………………………….18
3.4 Стадия, движимая богатством…………………………………………….19
Глава 4. Международная конкурентоспособность России…………………21
4.1 Анализ конкурентоспособности России по М. Портеру……………….21
4.2 Международная конкурентоспособность России……………………….27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современный мир уже немыслим без всеобъемлющего процесса глобализации, которая охватывает все сферы деятельности человека. Все государства мира участвуют в международных экономических отношениях тем или иным образом, а главенствующая роль в МЭО присуща именно интернациональной торговле. В этой связи возникает вопрос, почему одни страны получают огромную выгоду и расширяют выпуск продукции высокими темпами, торгуя с другими, а некоторые, наоборот, едва держат на плаву свои производственные отрасли или вовсе не их развивают. Данная проблема связана с конкурентоспособностью экономики и во многих аспектах является не только экономическим приоритетом деятельности государства, но и политическим.
Концепция конкурентоспособности вызывает множество дискуссий среди людей, принимающих решения на государственном и корпоративном уровнях. Растущий интерес к ней может быть объяснен тем обстоятельством, что все страны стремятся учитывать новые экономические требования, являющиеся процессами глобализации.
Глава 1. Понятие международной
Майкл Портер, работая в комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, пришел к выводу, что конкурентоспособность государства необходимо определять не как категорию макроэкономики, достигаемой с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Уровень жизни в определенной стране измеряется показателем национального дохода на душу населения, который растет с совершенствованием экономики. Однако национальный доход создается на фирменном уровне и рассмотрение благосостояния экономики надо рассматривать в отношении каждой отдельной компании.
Для успеха в конкурентной борьбе компании должны обладать низкими издержками или дифференцированным качеством продукта с более высокой ценой. Чтобы удержать свои конкурентные позиции фирмам нужно постоянно совершенствовать производимые товары и услуги, а также снижать стоимость их производства, тем самым повышая производительность.
Международная конкуренция и иностранные инвестиции являются особыми катализаторами, которые подталкивают местных производителей на самосовершенствование. В то же время международная конкуренция может не только помочь национальным компаниям, но и полностью сделать отдельные отрасли нерентабельными.
Хотя данное следствие и не является негативным во всех смыслах, ведь страна может специализироваться в тех сегментах, где ее фирмы более производительны, и импортировать то, в чем они менее эффективны иностранных конкурентов, тем самым повышая общий уровень производительности. Таким образом, импорт является важной составляющей производительности.
Повышению производительности способствует и учреждение аффилированных компаний за рубежом. Туда переносится менее эффективная часть производства, которая лучше приспособлена к новым условиям, а прибыль репатриируется в страну, повышая национальный доход.
Ни одна страна не может быть конкурентоспособной во всех отраслях. Если она экспортирует в одной отрасли, то это приводит к повышению издержек на материалы и рабочую силу, что отрицательно сказывается на менее конкурентоспособных сегментах. Постоянно растущий экспорт приводит к повышению курса национальной валюты, тем самым затрудняя его дальнейший рост.
По мнению профессора Портера, нормальный процесс расширения экспорта возможен лишь при перемещении неконкурентных производств за границу. Конечно, позиции в некоторых отраслях будут безвозвратно потеряны, но в других наоборот, еще сильнее окрепнут. Любые протекционистские меры только ухудшают конкурентное положение страны и ограничивают повышение уровня жизни в долгосрочном плане.
Несмотря на то, что международная торговля и инвестиции могут значительно улучшить национальную производительность, они также могут поставить ее под угрозу. Это связано с тем, что для каждой отрасли промышленности есть уровень как абсолютной производительности по отношению к иностранным конкурентам, так и относительный. Даже если отрасль относительно более производительна и может привлечь ресурсы, она не сможет экспортировать, либо противостоять конкуренции со стороны импорта, если только она абсолютно не конкурентоспособна по отношению к ним.
Если отрасли промышленности, которые уступают свои позиции иностранным конкурентам, принадлежат к относительно более производительным в данной стране, то ее способность обеспечить рост производительности снижается. То же справедливо и для компаний, которые переносят за рубеж деятельность с более высоким уровнем производительности, т.к. внутренняя производительность недостаточна для эффективной работы предприятия, ввиду низких издержек и заработной платы за границей.
Ключевой вопрос в данной теме - могут или нет конкурировать между собой государства в сложных и высокопроизводительных отраслях и чем это чревато.
Глава 2. Система показателей,
определяющих международную конкурентоспособность - "
Каждая страна применяет несколько приемов для повышения конкурентоспособности. Имеется целый ряд предпосылок перед тем, как начнется поиск нового преимущества. Сюда входят влияние страны на способность фирмы конкурировать в конкретных отраслях, а так же вес и роль этой страны, из-за которой образовались конкурентные преимущества.
М. Портер в сотрудничестве с учеными из 10 стран создал систему из четырех показателей, формирующих среду для конкурирующих фирм. Данная система получила название «конкурентного ромба» и представляет собой следующие показатели:
1. Факторные условия
2. Условия внутреннего спроса
3. Смежные и обслуживающие отрасли
4. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция
5. Роль случайности и политики государства
2.1 Факторные условия
В состав данной категории были включены:
Портер пояснил, что основные для конкурентоспособности факторы не наследуются страной, а создаются. Большое значение имеют темпы создания факторов и механизм их совершенствования, нежели их наличие. Второе важное положение - классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что конкуренция, основанная на факторных условиях очень сильна, хотя недолговечна и непрочна. В экономической истории существует много примеров, подтверждающих это. Например, Швеция имела конкурентное преимущество в виде богатейших залежей низкосернистого железа до тех пор, пока металлургический процесс на основном рынке - в Западной Европе - не изменился. Качество шведской руды перестало окупать высокие издержки ее добычи.
В наукоемких отраслях некоторые базисные условия, например, дешевая рабочая сила и обилие природных ресурсов, вообще не дают преимуществ. Для получения преимущества факторные условия должны быть заточены под определенные отрасли, например, специализированные кадры на предприятиях обрабатывающей промышленности, которые сложно создать в другом месте.
По Портеру недостаток отдельных базисных условий может служить даже сильной стороной, способствуя развитию и совершенствованию компаний. Примером этого может служить Япония, где нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Недостаток отдельных факторов должен, однако, компенсироваться преимуществами в других: для нововведений, например, нужна рабочая сила соответствующей квалификации.
2.2 Условия внутреннего спроса
От условий внутреннего спроса в стране сильно зависит ее конкурентоспособная позиция на мировой арене. Притом наибольшее значение уделяется не объему рынка, а его качеству и соответствию тенденциям развития мирового спроса. В конкурентной борьбе выигрывают те государства, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание, и где отечественный спрос был высок. Например, в Японии после окончания Второй мировой войны при восстановлении инфраструктуры была создана транзисторная связь, которая являлась более дешевым средством связи в горных условиях, чем проводная. Это привело к мировому лидерству японцев в отрасли радио связи Градобитова Л.Д.
Помимо сегментации спроса еще большее значение имеет «качество» потребителей, как производственных, так и частных. Компании выигрывают, если их потребители хорошо разбираются в товаре и требовательны к нему. К примеру, японские покупатели видеоаппаратуры прекрасно осведомлены о характеристиках предлагаемых моделей и часто меняют технику. Если японская компания может продать товар у себя дома, то она продаст его везде.
Специфические условия спроса данной страны могут создать для ее компаний конкурентное преимущество. Хотя телевизор изобрели американцы, лидером в производстве компактных телевизоров является Япония, т.к. там изначально требовались устройства, которые можно было бы убирать на ночь.
Если в качестве потребителя продукции выступает другая межнациональная фирма с высокими требованиями, то она может стимулировать поставщиков на усовершенствование своей продукции.
2.3 Смежные и обслуживающие отрасли
Следующим неотъемлемым показателем, определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или смежных отраслей, которые конкурентоспособны на мировом рынке.
Информация о работе Теория конкурентных преимуществ М. Портера