Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:50, контрольная работа
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Великобритания
КНР
Россия
США
Франция
Введение ………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Функции Совета Безопасности…………………………………..…..5
1.1 Принятие решений………………………………………………………….6
1.2 Предложения по реформированию Совета Безопасности………….……7
Глава 2 Значимость Совета Безопасности…………………………….……....9
Заключение……………………………………………………………….........14
Список литературы……………………………………………………………15
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Функции Совета
Безопасности…………………………………..…..
1.1 Принятие решений……………………………………
1.2 Предложения по реформированию Совета Безопасности………….……7
Глава 2 Значимость Совета Безопасности…………………………….……....
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Совет Безопасности ООН — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
Председатели Совета[2] сменяют
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Место Китая до 25 октября 1971 года место занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова.
Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года[3] как государство-продолжатель СССР.
В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:
2012—2013 |
2013-2014 |
Австралия |
Азербайджан |
Гватемала |
Аргентина |
Марокко |
Люксембург |
Пакистан |
Руанда |
Того |
Республика Корея |
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так:
Глава 1. Функции Совета Безопасности
Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности (РФ – де факта правопреемница СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).
В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности в случаях угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, имеет право предпринять такие действия вооруженными силами государств — членов ООН, предоставленными в его распоряжение, какие могут оказаться необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Совету Безопасности принадлежит исключительная компетенция в решении всех вопросов, связанных с созданием и функционированием вооруженных сил ООН.
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения.[4]
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
1.2 Предложения по реформированию Совета Безопасности
В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом"[5].
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, с совместным заявлением
выступили бразильский президен
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена
в Совбезе как самая населённая (230 млн
человек) мусульманская страна планеты.
А Италия выступила с предложением предоставить
постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного
государства ЕС другому. Кроме того, о
своих претензиях заявили и три африканские
страны — ЮАР, Египет и Нигерия
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Возможные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза[6], так как это затруднит процесс принятия решений.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
Глава 2. Значимость Совета Безопасности
Последние
годы стали временем, когда Совет впервые
начал реально работать как коллективный
орган, действующий в вопросах поддержания
мира от имени всех членов Организации.
Важнейшим политическим элементом этого
периода является достижение согласованности
в действиях всех постоянных членов СБ
ООН.
На основе
широкого толкования Устава ООН Совет
Безопасности в этот период принял ряд
решений, ставших важными прецедентами
для его дальнейшего функционирования.
К числу таких решений можно со всей определенностью
отнести создание югославского и руандийского
трибуналов, решительные действия во время
ирако-кувейтского конфликта (вопрос о
правомерности действий Совета Безопасности
в этом случае все еще широко дискутируется,
однако, сомнений в том, что эта акция продемонстрировала
способность Совета к оперативному реагированию,
ни у кого из комментаторов не вызывает),
активное участие в разрешении камбоджийского
кризиса, «дело Локерби» и целый ряд других.
В 90-е годы заметно возросло количество
операций по поддержанию мира (если за
период с 1945 по 1987 гг. Организацией Объединенных
Наций было учреждено 13 специализированных
структур по поддержанию мира в том или
ином регионе, но в течение 1989-1995 гг. СБ
санкционировал развертывание более двадцати
подобных организаций), учрежден ряд комитетов
по санкциям.
Как следствие
этих новых тенденций начало происходить
вторжение Совета Безопасности в те аспекты
деятельности, которые раньше считались
сугубо внутренним делом государства:
создание трибуналов ad hoc как вторжение
в сферу уголовной юрисдикции и правосудия
государства на его собственной территории;
передача такой юрисдикции международному
сообществу без согласия соответствующего
государства; принятие обязательных для
государств решений о выдаче их граждан
иностранному государству (Ливия, Судан)
или об их передаче Международному уголовному
трибуналу (Югославия, Руанда); требования
об отмене ряда законодательных актов
(Хорватия).
Решения Совета Безопасности о проведении
крупномасштабных операций по поддержанию
мира и оказанию гуманитарной помощи,
связанные с урегулированием ирако-кувейтского
конфликта или операциями в бывшей Югославии,
наиболее ярко проиллюстрировали его
«новые» прерогативы 1.
Вместе с тем активность СБ ООН в новых
условиях натолкнулась на серьезные препятствия
в результате событий, произошедших в
1999 г. Виной тому - действия Североатлантического
альянса в отношении СРЮ. Мировому сообществу
стоило большого труда вернуть ситуацию
в русло политического диалога.
Важно отметить появление в деятельности
Совета Безопасности тенденции к выдвижению
на первый план применения различных средств
превентивной дипломатии по сравнению
с преимущественно разделительной функцией
прежних операций, обеспечивавших лишь
прекращение огня и установление перемирия 2. Все большее внимание уделяется
добрым услугам, посредничеству, установлению
фактических обстоятельств конфликтов
и споров, организации и проведению переговоров
и консультаций, содействию диалогу между
сторонами в конфликте. В качестве полезного
прецедента таких усилий можно, например,
отметить Силы превентивного развертывания
в Македонии.
В области поддержания мира произошли
существенные подвижки в плане достижения
четкого взаимопонимания заинтересованных
государств-членов в отношении того персонала
и имущества, которые они будут поддерживать
на согласованном уровне готовности для
проведения операций по поддержанию мира 3.
Вместе с тем, в последние годы ситуация
в мире резко усложнилась, и на передний
план порой выступают не международные,
а внутригосударствен-ные конфликты и
кризисы, которые нередко своими масштабами
и глубиной способны оказать значительное
дестабилизирующее влияние на обстановку
во всем регионе и вылиться в полноценный
межгосударственный конфликт. В этой связи
вполне закономерно возникает вопрос
об адекватности существующих средств
мирного разрешения споров такой ситуации,
в которой превалируют «конфликты нового
поколения».
Известные традиционные средства урегулирования
споров ориентированы прежде всего на
предотвращение или разрешение преимущественно
межгосударственных конфликтов, хотя
в ряде случаев могут проецироваться и
на иные ситуации. За исключением операций
Совета Безопасности, являющихся в соответствии
с Уставом ООН (ст. 41-42) той «последней каплей»,
когда исчерпаны все остальные средства,
обычные конфликтные ситуации, как правило,
требуют достижения согласия всех сторон
в споре для задействования сил и средств
ООН, поэтому их эффективное использование
в межгосударственных конфликтах нередко
бывает затруднено. Ситуация усугубляется,
когда конфликт возникает и локализуется
в рамках одного государства и формально
считается его внутренним делом. В новых
условиях речь, видимо, должна идти как
об адаптации традиционных методов и средств
к новым реалиям, так и о выработке иных
подходов к урегулированию споров и предотвращению
конфликтов в таких обстоятельствах, когда
внутренние трения приобретают размеры,
способные представить собой реальную
угрозу международному миру и безопасности
или, более того, привести к их нарушению.