Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:08, курсовая работа
На рубеже XX и XXI веков в мире произошли кардинальные перемены в экономической, политической и особенно военно-политической областях. Однако прекращение глобальной конфронтации по линии Восток-Запад, распад биполярной системы мирового политического устройства принесли человечеству как позитивные, так и негативные итоги.
"Средиземное море - это море прошлого, Атлантика - море настоящего. Тихий океан - море будущего". Пророческие слова в отношении последнего, которые, как утверждают, принадлежат Джеймсу Хейсу, государственному секретарю США в 1908-1912 гг. в наше время приобретают все более значимый смысл. Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Современное состояние международных отношений в АТР………..5
1.1 Геополитическая обстановка в АТР…………………………………………5
1.2. Конфликтный потенциал региона……………………………………….....13
Глава 2. Территориальные споры в АТР……………………………………….22
2.1. Территориальные споры между РФ и Японией…………………………..22
2.2. Тайваньская проблема………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………..33
В тоже время
соседние страны – Китай, КНДР
и Республика Корея –
Вооруженные
силы КНР в лице Народно-
Деятельность
китайского руководства
США рассматриваются китайцами как единственная сверхдержава и главный внешнеполитический соперник, основными целями которого являются снижение роли КНР в регионе, изменение в этой стране существующего политического строя, ее «вестернизация» и дезинтеграция. И в настоящее время Китай вынужден искать новые взаимодействия с США, чтобы не допустить снижения достигнутого уровня политико-экономического сотрудничества.
Между Пекином и Токио сохраняется взаимное недоверие относительно стратегических планов, обусловленное соперничеством за лидерство в АТР. Это оказывает сдерживающее влияние на развитие межгосударственного сотрудничества двух стран.
В АТР Китай
набирает мощь – как
Отметим, что не только Китай и Индия, территориально не входящая в АТР, в политических намерениях выступают против однополярного мира. Они против гегемонии одной страны. В этом отношении существуют широкие возможности сотрудничества между этими странами и Россией.
В перспективе
достойную конкуренцию США
В АТР также
входит группа успешно
В последнее
время некоторые страны АТР акт
Российская Федерация является одним из крупнейших государств АТР, заинтересована в мире, стабильности, безопасности и процветании этого района земного шара. В условиях современного взаимозависимого мира национальная безопасность любого государства АТР неотделима от всеобщей безопасности. В свою очередь, международная безопасность служит определенной гарантией индивидуальной безопасности каждого из членов АТР.
Оборонный потенциал, вооруженные силы, военная политика России как члена этого региона направлены в первую очередь на недопущение военного конфликта в АТР. Наличие в регионе вооруженных сил России рассматривается, прежде всего, как фактор поддержания стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях. Однако появление большого количества новых видов и форм угроз региональной безопасности, зачастую уникальных, характерных именно для АТР, в числе которых морское пиратство, резкий рост контрабанды оружия, наркотиков, браконьерского промысла и нелегальной иммиграции, заставляет искать новые пути в борьбе с терроризмом для обеспечения военной безопасности и поддержания стратегической стабильности в АТР.
Главными направлениями успешного решения данной проблемы и сохранения стратегической стабильности в АТР для России являются:
- скорейшее и конструктивное решение проблем социально-экономического и культурного развития, повышения жизненного уровня населения дальневосточного региона России. В этой связи имеется безусловная потребность в равноправном, взаимовыгодном, эффективном сотрудничестве стран АТР и их интеграция в систему международной кооперации;
- обеспечение военной
безопасности в АТР путем
- формирование эффективной
многосторонней системы
- гармонизация военных доктрин стран АТР на базе неагрессивных, сугубо оборонительных военно-политических и военно-технических принципов.
Вышеназванные меры, как в отдельности, так и вместе взятые, могут помочь укреплению военной и национальной безопасности всех государств АТР. Эти меры необходимы, так как в АТР продолжает действовать ряд факторов, дестабилизирующих обстановку и создающих угрозу ее мирному
развитию.
Основными
из них являются: наличие и
увеличение дисбаланса в
Таким образом,
в АТР вырисовываются три
Большинство противостояний в Азиатско-Тихоокеанском регионе принято относить к категории конфликтов низкой интенсивности (КНИ, low-intensity conflict)2. Для анализа важно3 рассмотреть некоторые характеристики. Во-первых, в конфликтах низкой интенсивности не обязательно происходит применение насильственных средств – зачастую к силе или угрозе силой прибегает лишь одна из сторон. Во-вторых, конфликты такого рода часто протекают в формах психологической войны при использовании арсенала дипломатических, пропагандистских, технологических приемов. Эскалация может проходить медленно и в силу разных причин выходить или не выходить за рамки двусторонних отношений. В-третьих, даже переход конфликта низкой интенсивности к уровню «средней» интенсивности может иметь для противостоящих государств очень серьезные последствия.
После
окончания «холодной войны»
В регионе Северо-Восточной Азии конфликтогенность сохраняется, прежде всего в рамках традиционного понимания безопасности, связанного с соперничеством наиболее сильных держав и наличием многочисленных территориальных споров. Наиболее крупные из них – конфликты на Корейском полуострове и в Тайваньском проливе. Некоторые авторы склонны вспоминать Аарона Фрейдберга, который в начале 1990-х годов предположил, что модель многостороннего соперничества, свойственная Европе XIX века, способна оказаться реальностью Азии4.
Другие, напротив, вслед за А.Д. Богатуровым замечают, что фактические события уже по крайней мере тридцать лет5 демонстрируют стремление и крупнейших игроков, и малых стран проявлять в региональных отношениях сдержанность, не допуская перехода имеющихся противоречий в острую стадию. Примерами такого подхода были «ракетный кризис» 1996 г. в Тайваньском проливе, китайско-американский диалог в связи с попытками правящей группировки на Тайване добиться де-юре независимости острова, урегулирование Вашингтоном и Пекином инцидента с американским самолетом-разведчиком (апрель 2001 г.). По этой же логике стороны вели себя в многочисленных территориальных спорах – между Китаем и Японией (о-ва Сенкаку-Дяоюй), Китаем и странами Юго-Восточной Азии (о-ва Спратли в Южно-Китайском море), Японией и Южной Кореей (о-ва Такэсима), Россией и Японией (о-ва южной части Курильской гряды). Налицо стремление обеспечить сохранение статус-кво на региональном уровне, не допуская перехода хронических конфликтов в иное состояние.
Специфика организации восточноазиатской подсистемы международных отношений такова, что ни одна из теоретических парадигм не дает объяснения источников региональной стабильности или характера действия дестабилизирующих факторов. Аналитики сходятся во мнении о том, что Восточная Азия становится районом наивысшей концентрации экономической мощи в XXI в. Регион способен к дальнейшей интеграции, институциональной взаимозависимости и созданию механизмов предупреждения конфликтов. Неясными остаются вопросы о том, (1) какая сила будет «двигателем» региона, (2) сохранят ли в нем свою нынешнюю роль США, (3) какой окажется внутренняя трансформация местных стран и (4) как изменятся отношения между ними.
От дискуссий и споров 1960-1990-х годов о том, какая модель полярности обеспечивает большую устойчивость6, исследователи перешли к анализу взаимоотношений ведущих держав – США, Китая и Японии. Джон Айкенберри и Майкл Мастандуно в теоретическом анализе конфликтогенного потенциала АТР исходят из того, что региональная стабильность в значительной мере является производной от поведения этих трех держав и взаимоотношений между ними. Роберт Росс предсказывал формирование новой системы биполярности в Азии. Томас Кристенсен активно исследует влияние «дилеммы безопасности» и, в частности, японо-китайских противоречий на возможность эскалации конфликта вокруг Тайваня7.
В регионе конкретно выделяется группа государств, проблемы национальной безопасности которых тесно взаимосвязаны. Отсюда – внимание к возможности управления региональной системой при помощи механизма гегемонии одной или нескольких держав. Остается не ясным при этом, какая страна или страны смогут выполнять такую роль, поскольку Китай, который мог бы теоретически на нее претендовать, вызывает опасения США, традиционно стремящихся предотвратить возвышение гегемона в Азии. КНР же по-своему понимает стабильность в Северо-Восточной Азии, считая для себя необходимым изменить соотношение региональных сил.
Идет
дискуссия по поводу
Но стандартное понимание региональных процессов недостаточно для изучения истоков конфликтности в СВА. Существует ряд факторов, определяемых как традиционным характером организации межгосударственного взаимодействия в Азии, так и воздействием глобализации. Речь идет о факторах, которые помимо лидеров и «баланса сил» влияют на наличие элементов порядка и стабильности в регионе. В Восточной Азии еще в период «холодной войны» сложился набор институтов, норм и практик, способствовавших поддержанию устойчивых отношений между державами на основе набора обязательств и правил поведения. Это не только обеспечивало стабильность системы в эру биполярности, но и подготавливало относительно безболезненный переход к новому порядку в Азии без стимулирования разрушительного соперничества между оставшимися после ухода СССР из региона державами.
Информация о работе Хронические конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе