ШОС в контексте международных отношений (начало XX века)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:41, реферат

Краткое описание

Современная геополитическая картина мира формируется в результате взаимодействия многих акторов. Наиболее значимые среди них –межправительственные организации, которые способствуют принятию решений по глобальным вопросам современности. С середины XX века прослеживается тенденция усиление регионального сотрудничества во всем мире, о чем свидетельствует факт создания ряда международных организаций по территориальному принципу (Африканский союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Ассоциация Государств Юго-Восточной, Лига арабских государств, Карибское сообщество и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

Daydzhest.docx

— 57.25 Кб (Скачать файл)

Дайджест

Международный факультет

 Группа 211101

Ребриной Светланы

 

ШОС в контексте  международных отношений (начало XX века)

 

Введение

     Современная геополитическая картина мира формируется в результате взаимодействия многих акторов. Наиболее значимые среди них –межправительственные организации, которые способствуют принятию решений по глобальным вопросам современности. С середины XX века прослеживается тенденция усиление регионального сотрудничества во всем мире, о чем свидетельствует факт создания ряда международных организаций по территориальному принципу (Африканский союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Ассоциация Государств Юго-Восточной, Лига арабских государств, Карибское сообщество и т.д.).

  

 Регион Центральной Азии в современных условиях обладает интеграционным потенциалом для всего евразийского пространства в сфере экономических, политических, социальных и культурных отношений. В регионе действует ряд международных правительственных организаций, среди которых можно выделить как региональные (Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Организация Договора о коллективной безопасности),так и универсальные (Организация Североатлантического Договора, Организация Объединённых Наций).

 

Шанхайская Организация  Сотрудничества (ШОС) является региональной международной структурой, основанной в 2001 году лидерами Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За несколько лет существования  ШОС продемонстрировала возможность  использования особых подходов в  решении региональных проблем, создав прецедент равных возможностей для  сотрудничества всех заинтересованных акторов на уровне межгосударственного многостороннего диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

ШОС в системе  международных отношений.

После крушения Советского Союза, регион, охватывающий Центральную  Азию, Каспий и Кавказ и входивший  в бывший СССР составной частью, приобрел особое значение на географической карте мира. В данном пространстве развернулась острая политическая борьба по целому ряду направлений - это и  транзитные маршруты, и борьба за контроль над стратегической территорией  и влияние в государствах, обладающих богатейшими природными ресурсами При этом основные претенденты на влияние в регионе, среди которых США, Россия, Китай, Индия, Иран, Турция и государства ЕС, очень сложно взаимодействуют в большой политической игре, как в отношении углеводородного сырья, в отношении трансконтинентальных транспортных коридоров, так и в отношении иных, не менее актуальных, проблем.     Однако не стоит забывать о том, что в XXI веке, когда человечество накопило много оружия, уже давно имеет смысл искать пути перехода от конфронтации в отстаивании своих национально-государственных интересов к их сбалансированности. Ведь угрозы безопасности в Центральной Азии не сводятся лишь к борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. В долгосрочной перспективе не менее значимыми в регионе станут такие проблемы как дефицит водных ресурсов и перенаселение в отдельных аграрных районах. Не потеряют актуальность и проблемы незаконного оборота наркотиков, неконтролируемой миграции, торговли людьми. Для комплексного решения всего спектра проблем именно пространство ШОС представляет реальный шанс не только его участникам, но и всему миру. ШОС востребован переломным временем, которое характеризуется неустойчивостью и неопределенностью обстановки в мире, и вся его деятельность направлена на обеспечение безопасности и гармонии международных отношений.1

 
           Роль и место Шанхайской Организации Сотрудничества в современном мире.

 Роль и место ШОС в современном мире обусловлена, в числе прочего, тем фактом, что в этой организации состоят два постоянных члена Совета Безопасности ООН - Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Именно эти два постоянных члена СБ ООН фактически образуют в нем своего рода "фракцию", которая в определенных случаях противостоит - и в форме выступлений на заседаниях, и, если иного не остается, путем использования права вето -западной "фракции" в составе США, Великобритании и Франции, которые, как правило, выступают с единых позиций. Значимость Шанхайской Организации Сотрудничества в современном мире подкрепляется самими масштабами этой организации.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн. кв. км, т.е. 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — 1,5 млрд. человек, т.е. почти четвёртая  часть населения планеты, а экономический  потенциал включает вторую после американской США китайскую экономику. При этом ШОС не является закрытым экономическим блоком, и в перспективе может пополниться новыми членами и стать определенной альтернативой западоцентричной мировой экономике.2

 

 

Расширение ШОС. Перспективы стран - претендентов на членство в      Шанхайской Организации сотрудничества

Сегодня ШОС, по сути, превратилась в маяк в море мировой политики, на который обращено внимание всего  мирового сообщества. Сложная многоуровневая конструкция Организации представляется достаточно универсальной, определяющей сотрудничество не только на уровне межгосударственных, межправительственных, межведомственных направлений. К деятельности ШОС  также подключены и деловые, и  научные круги образующие неправительственные  объединения стран-участниц. Это  делает ШОС гибким и здоровым организмом, способным решать стоящие перед  ней задачи. Комплекс созданных механизмов взаимодействия совершенно ясно свидетельствует  о направлении ШОС на решение  задач по противостоянию нетрадиционных угроз и вызовов современности. В тоже время, объемный перечень экономических проектов демонстрирует о направление борьбы ШОС с источниками этих угроз и вызовов. В организации есть четкое понимание того, что достичь, общую безопасность и стабильность можно только через оздоровление экономического фона региона в целом. В этой связи, ШОС выступает как главный фактор безопасности государств-участниц и наблюдателей.

  Поскольку, ШОС уже определилась, как организация, которая включает в себя крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов (Россия, Казахстан, Иран) и самых крупных в мире импортеров (Китай и Индия), наличие проектов по развитию транспортной инфраструктуры и промышленности, разработка плана по созданию благоприятных условий межгосударственной торговли, то в перспективе надо ожидать рост интереса к ШОС и стремление других государств стать членом организации. В этом плане, перспективы развития Организации, безусловно, зависят от степени ее готовности к расширению. Дальнейшее расширение ШОС с учетом вышесказанного исключать нельзя. Однако в этом случае, надо ожидать, во-первых неисполнение принятых требований Положения о порядке приема новых членов ШОС, во-вторых разделению площадки ШОС на пророссийскую и прокитайскую сторону. Это обстоятельство в перспективе может серьезно осложнить внутреннюю атмосферу в Организации, что в свою очередь может создать условия возможного распада ШОС.

Исходя из интересов двух стержневых государств ШОС, России и  Китая, можно предположить, что первыми  кандидатами в члены безусловно будут Монголия, Пакистан и Индия. Иран, несмотря на ее активную, а в отдельных случаях и громкогласную дипломатию стать членом ШОС в ближайшей перспективе не удастся.3

 

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  СОТРУДНИЧЕСТВА (XX век)

 

   Проблема роста нестабильности на территории Центральной Азии в конце 1990-х – начале 2000-х гг. поставила перед странами региона необходимость выработки эффективной политики противостояния угрозам национальной безопасности и распространению международного терроризма. Трансграничный характер дестабилизирующих процессов предопределил развитие создававшейся интеграционной организации как структуры кооперационной безопасности (cooperative security). В основе эволюции т.н. “шанхайского процесса” на территории Центральной Азии лежит несколько линий межгосударственных отношений.

  Одной из магистральных линий сотрудничества, заложившей основу “шанхайского процесса” стало российско-китайское сотрудничество по вопросу о демаркации государственной границы. В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы.

   Параллельно при участии центральноазиатских членов СНГ шел процесс выработки мер взаимного доверия и ограничения военных потенциалов.    Российско-китайский договор о мерах доверия в 1996 г. был дополнен двумя многосторонними соглашениями между странами региона. 26 апреля 1996 г. Казахстан, Китай, Киргизия, Россия и Таджикистан заключили в Шанхае Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. 24 апреля 1997 г. те же страны заключили в Москве Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. километров границ создавалась полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы.    Согласно этим соглашениям, стороны обязались провести сокращение численности личного состава вооруженных сил, дислоцированных в районе прежней советско-китайской границы, и провести ликвидацию или ввод за пределы стокилометровой зоны вооружений и военной техники. Согласованные меры не распространялись на зоны Хабаровска и Владивостока и не касались ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск.

    В течение последующих двух лет “Шанхайская пятерка” провела (в Алма-Ате - июль 1998 г., в Бишкеке - август 1999 г.) саммиты глав-государств, которые заложили традицию ежегодных политических форумов лидеров стран будущей организации. Бишкекский саммит августа 1999 г. зафиксировал в своем финальном коммюнике выполнение главной задачи первого этапа деятельности “пятерки”, заключавшейся в осуществлении мер доверия и обеспечения пограничного сотрудничества. Следующий этап становления организации связан с преобразованием “Шанхайской пятерки” в “Шанхайскую организацию Сотрудничества”.4

 

Основные направления  деятельности ШОС

  Важнейшим направлением деятельности ШОС остается борьба с международным терроризмом, получившая дополнительный импульс после серии крупных террористических актов в различных странах мира. При этом угрозу государствам — участникам ШОС представляют не только террористические силы, ранее нашедшие прибежище в Афганистане, но и организации экстремистского толка (Хизб-ут-Тахрир, Исламское движение Узбекистана и т. д.), действующие на территории СНГ. В этой связи на состоявшемся 7 января 2002 г. в Пекине внеочередном совещании министров иностранных дел ШОС было принято cовместное заявление, четко определившее видение государствами — участниками ШОС перспектив и принципиальных основ глобальной борьбы с терроризмом и отразившее единые позиции государств-участников.

 

Значительную активность проявляют государства — участники  ШОС в борьбе с другими угрозами и вызовами современности — наркобизнесом, организованной транснациональной  преступностью, незаконной торговлей  оружием, нелегальной миграцией. В  частности, наркоторговля как угроза безопасности вызывает серьезное беспокойство специалистов-международников, политиков  и военных, что обусловлено рядом  причин.

 

 Кроме того, важными направлениями деятельности ШОС стали гуманитарное сотрудничество и экономическая интеграция. В целом сложившиеся между государствами — участниками ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, обусловленные географической близостью и взаимодополняемостью экономик, и стимулируют дальнейший активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации. 5

 

Экономическое сотрудничество

   Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества четко определяет, что одной из основных важнейших задач организации, которые она призвана решать, является содействие всестороннему и сбалансированному росту, социальному и культурному развитию в регионе.

  Устремления по развитию экономической составляющей закреплены в Межправительственном Меморандуме об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества от 2001 года. В 2003 году утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран. Данная программа ориентирована на период до 2020 года. Ключевыми механизмами в сфере экономического сотрудничества на современном этапе являются Деловой Совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС и ряд других институтов.

  Деловой Совет ШОС был учрежден 14 июля 2006 года в целях содействия расширению экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС в торгово-экономической и финансово-инвестиционной, научно-технической, энергетической, транспортной, коммуникационной, сельскохозяйственной и других областях.

  Деловой совет, объединяющий представителей крупнейших коммерческих структур государств-членов, имеет непосредственные выходы на реальные секторы экономики стран. Такая схема успешно работает в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС.

  Перспективными направлениями экономического взаимодействия являются транспорт, энергетика и природопользование. Институализация и окончательное оформление всех механизмов и возможных вариантов сотрудничества в экономической сфере на данный момент окончательно не завершено.6

РОЛЬ КНР В  ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ШОС: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ

 В 2001 г. в списке международных региональных организаций появилась Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная в рамках «шанхайского процесса» по инициативе Китайской Народной Республики с участием России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Однако в настоящий момент КНР с растущей уверенностью заявляет о себе на мировой арене. В подобном контексте ШОС воспринимается как структура, в рамках которой происходит взаимодействие и столкновение интересов КНР и России вокруг стратегически важного региона Центральной Азии.

 КНР участвует в области как исключительно политического, так и торгово-экономического взаимодействия государств — членов ШОС, причем заинтересованность Китая во втором типе сотрудничества выражена гораздо четче, нежели в первом.

 Стратегические интересы КНР в Центральной Азии помимо гарантий безопасности включают: 1) доступ к богатым сырьевым и энергетическим ресурсам региона для снабжения развивающейся стремительными темпами экономики КНР (так, простейшие подсчеты с использованием данных сайта Информационного энергетического агентства США, показывают, что на пять центральноазиатских государств на 1 января 2008 г. приходилось 2,34 % разведанных мировых запасов нефти (31,24 млрд барр.) и 4,27 % природного газа (265 млрд м3)); 2) развитие сотрудничества в сфере торговли (сбыт готовой китайской продукции); 3) развитие транзитных грузоперевозок в Европу и на Ближний Восток.

  К моменту возникновения ШОС руководство КНР уже предприняло ряд мер по созданию каналов взаимодействия со странами региона в экономической и транспортной сферах на двусторонней и, в рамках механизма «пятерки», многосторонней основе. КНР была крайне заинтересована в поступательном развитии экономических связей с партнерами по «пятерке», прежде всего ради успешной реализации вышеуказанной Программы 1999 г.7

Российско-китайские  отношения в контексте ШОС

Визит Владимира Путина в  Китай 5 - 7июня 2012 г. многие зарубежные и отечественные СМИ воспринимают как признак особых отношений между двумя странами. Обе столицы являются сторонницами многополярного мироустройства, не приемлют вмешательства во внутренние дела третьих лиц и блокируют попытки западных стран силой разрешить сирийский конфликт подобно тому, как это было сделано в Ливии. Но в перспективе горизонты российско-китайского союза гораздо шире.

Информация о работе ШОС в контексте международных отношений (начало XX века)