Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:41, реферат
Современная геополитическая картина мира формируется в результате взаимодействия многих акторов. Наиболее значимые среди них –межправительственные организации, которые способствуют принятию решений по глобальным вопросам современности. С середины XX века прослеживается тенденция усиление регионального сотрудничества во всем мире, о чем свидетельствует факт создания ряда международных организаций по территориальному принципу (Африканский союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Ассоциация Государств Юго-Восточной, Лига арабских государств, Карибское сообщество и т.д.).
Сама экономическая логика подсказывает, что Китай – один из самых предпочтительных здесь партнёров. Согласно статистическим данным, в 2011 году двусторонний товарооборот между РФ и КНР достиг исторически рекордного уровня – $83 млрд 500 млн. В среднесрочной перспективе Россия планирует достичь $100 млрд долларов в двустороннем обороте к 2015 г., $200 млрд – к 2020 г. Область российско-китайского сотрудничества не ограничивается экспортно-импортной схемой, распространяясь на научные и наукоёмкие отрасли производства.
Сегодня Китай – уже самый крупный торговый партнёр России, при этом в двусторонних сделках Пекин и Москва всё чаще отказываются от доллара, используя собственную валюту. Россия – ярко выраженная континентальная держава. Китай – огромная «береговая зона», испытывающая взаимно нейтрализующее влияние – континентальное с материковой части Евразии и атлантистское, осуществляемое США и их союзниками с моря. Поэтому геополитический код Китая дуален, а власти этой страны всегда придерживались модели паритетного развития прибрежных районов страны и внутреннего континентального Китая.
По итогам состоявшегося
там же, в Китае, двенадцатого заседания
ШОС, в котором принял участие
Владимир Путин, было подписано ещё
десять важных документов, среди которых
- Положение о политико-
РОССИЯ-ШОС-КИТАЙ: НОВАЯ ВЕТВЬ В ОТНОШЕНИЯХ
В настоящее время подавляющее большинство экономических проектов, разрабатываемых и реализуемых в рамках ШОС, географически привязано именно к региону Центральной Азии. при таком подходе фактически создается инфраструктура, которая объективно более соответствует интересам Китая, нежели России. Так, большая часть проектов в транспортной сфере и сфере энергетики предполагает вложения в создание объектов в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане, главным образом, в географически близких к границам Китая местностях. Проектов же, предполагающих увеличение коммуникативных связей региона Центральной Азии с Россией, существенно меньше. А это означает, что в будущем, при возможных изменениях во внешнеполитическом курсе центрально-азиатских элит, именно Китай, а не Россия получит возможность использовать дополнительные рычаги экономического влияния на ситуацию, созданные под эгидой ШОС.
Возможно, России следует стремиться более настойчиво предлагать в рамках ШОС реализацию проектов на собственной территории с участием КНР и государств Центральной Азии. ). В качестве усиления привлекательности таких проектов российская сторона могла бы разработать систему привлечения иностранной рабочей силы из стран Центральной Азии и Китая для строительства и последующей эксплуатации подобных сооружений.
Сохранение же сложившейся в ШОС практики постепенно приводит к закреплению выгодной Китаю конфигурации в ШОС: страны Центральной Азии усиливают сотрудничество с КНР преимущественно только в сырьевых, энергетических и торговых сферах, но не в перерабатывающей, а тем более в высокотехнологической промышленности. Все это относится и к России.9
Китайско-Центрально-Азиатские отношения в двадцать первом веке
Создание в самом начале двадцать первого века (июнь 2001) Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), которая пришла на смену «Шанхайской Пятерке», знаменует собой новую веху в отношениях между Китаем и странами Центральной Азии. Из организации, которая была первоначально создана для решения сугубо приграничных вопросов, включая демилитаризацию границы между Китаем, Россией и тремя Центрально-Азиатскими странами (Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном), имеющих общую границу с КНР, была создана организация, целью которой является не только разрешение приграничных вопросов, но также развитие экономических, политических и культурных связей, а также координация усилий в деле борьбы с терроризмом. Как известно, страны Центральной Азии приобрели независимость в результате распада Советского Союза. Перед новыми государствами стала необходимость строить свое будущее, исходя из новой ситуации, в том числе и устанавливать новые экономические, торговые и политические международные связи. Экономическая зависимость во времена Советского Союза от России и других республик бывшего Союза предопределяла и экономическую ситуацию в странах Центральной Азии. Поэтому, в России некоторые политики поспешили провозгласить Центральную Азию зоной влияния России. Реальность же такова, что страны Центральной Азии в последнее десятилетие в экономической, политической и во многих других областях предпочитают исходить из своих собственных интересов и стремятся занять свое место в международном экономическом разделении труда, руководствуясь географическим положением Центральной Азии и экономическими выгодами. Немалую долю надежд страны Центральной Азии возлагают на сотрудничество с Китаем. Рост сотрудничества с Китаем отражает сложившуюся реальную обстановку в регионе. В начале двадцать первого века Центральная Азия представляет для Китая потенциальный рынок для его растущей экономики, а также потенциальный источник весьма важных сырьевых материалов. Китай активно устанавливает связи со странами Центральной Азии в различных областях. Построены новые железнодорожные пути, связывающие Китай с Центральной Азией, создаются новые совместные предприятия, разрабатываются планы строительства газо- и нефтепроводов из стран Центральной Азии в Китай и дальше в страны Юго-Восточной Азии.10
Некоторые проблемы развития Шанхайской организации сотрудничества
Политическая позиция ШОС в теории четко определена в своих границах. В Уставе ШОС, ее заявлениях и декларациях, в руководящей доктрине и правилах, определяющих цели и сферы деятельности ШОС, особенно подчеркнут факт ненаправленности этой организации против других государств и организаций. В деятельности ШОС этот принцип является основополагающим. Вместе с тем, ШОС также отстаивает принцип собственной независимости.
Поскольку ШОС управляет механизмом разрешения основных вопросов и проблем сотрудничества, со временем неизбежно расширение этой организации, распространение ее механизма на иные области и сферы. В то же время, расширение ШОС происходит на фоне серьезной трансформации международных отношений, что означает динамическое развитие конструктивной позиции ШОС. Развитие ШОС, трансформирование международных и региональных отношений, изменение приоритетов стран-участников: эти факторы могут привести ШОС к постепенной корректировке своей конструктивной позиции.
Четкая конструктивная позиция играет определяющую роль для развития ШОС. Утратив свое должное место, ШОС не сможет реализовать свои способности и потенциал, начнет терять доверие стран-участников, что повлияет на ее престиж и имидж. Четко определив свое место, ШОС повышает свои практические возможности, овладевает различными ресурсами, расширяет полномочия каждой из стран-членов организации, но вместе с тем повышает и их желание соответствовать целям и требованиям этой организации.
Четкая конструктивная позиция ШОС сложный и комплексный вопрос. Ее основные принципы должны соответствовать не только сущности ШОС, но и целям и задачам всех стран-участников, исходя из способностей и возможностей ШОС, условий развития международной и региональной обстановки. Конструктивная позиция ШОС должна быть динамичной, отвечать развитию и изменениям правил и установок ее политического организма. Конструктивная позиция ШОС постепенно расширяется, поднимается все выше и выше в классе, поэтому особенно важно развивать этот аспект именно через ШОС, а не через установки отдельных личностей и лидеров.11
ШОС хочет стать противовесом НАТО и ОПЕК
Обозреватель Эльке Виндиш в статье «С Ахмадинежадом против Запада», опубликованной в издании «Der Tagesspiegel», комментируя саммит ШОС в Шанхае, пишет:
«В долгосрочной перспективе
ШОС хочет стать противовесом
НАТО и ОПЕК, и на данный момент она,
похоже, имеет для этого на хорошие
возможности, причем сразу по двум причинам.
Одна из них – очевидная слабость
ООН, ОБСЕ и других институтов управления
кризисными ситуациями, которые по
завершении холодной войны пребывают
в растерянности, все нащупывают
свою роль в изменившемся мире и
неадекватно и запоздало
Вторая причина – это изменение парадигмы внешней политики Москвы. Неоимперская риторика, которой близкие государству средства массовой информации также сопровождали встречу Путина с главой Грузии Михаилом Саакашвили, не может скрыть того, что Кремль сдал свои позиции в причерноморском регионе и в Закавказье. Тем более что ГУАМ, союз бывших советских республик Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, был в мае преобразован в "Организацию за демократию и развитие". Это завершение раскола постсоветского образования, СНГ, на два лагеря – прозападный и пророссийский. Для Кремля этого достаточно, чтобы мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении резервы для борьбы за влияние в богатой нефтью и газом Центральной Азии. Вместе с Китаем, так как в среднесрочной перспективе интересы обеих стран в регионе совпадают».12
Взаимоотношения с США
Первоначальное отношение США к ШОС характеризовалось пассивностью, практически минимальным реагированием на её развитие. США рассматривали на тот момент ещё «шанхайскую пятерку» как структуру, деятельность которой не представляла никакой угрозы его интересам, а, напротив, свидетельствовала о снижении роли Москвы в Средней Азии вследствие появления там нового крупного игрока — Китая. Кроме того, первоначальные цели создания организации отвечали целям США в регионе. Вашингтон приветствовал любые шаги, направленные на ослабление угрозы исламского экстремизма, снижение конфликтного потенциала и достижения стабильности в Средней Азии. Поэтому на официальном уровне США не придавали «шанхайской пятёрке» особого внимания. Но уже в конце 90-х многие аналитики выражали обеспокоенность по поводу сближения России и КНР, обвиняя Президента Билла Клинтона, что он недооценил всю опасность заключения договоров и поставок оружия в Китай.
Несмотря на то, что ШОС позиционирует себя как региональная организация, которая выстраивает свою политику на позициях поддержания безопасности в Центральной Азии и остальном мире, некоторые западные исследователи подчёркивают очевидное противостояние организации странам НАТО, в частности США. Американцы в последнее время обращают всё более пристальное внимание на ситуацию в регионе, что может быть обусловлено стремлением к контролю энергоресурсов, а также целями по борьбе с терроризмом. Это подтверждает разработка американского плана «Большой Центральной Азии» — проекта, созданного при помощи США, но без участия России и Китая. Вместе с тем, противоречия между Россией, Китаем и США ещё не созрели, не приобрели остроты, и почва для сотрудничества Москвы и Пекина для противодействия Вашингтону является достаточно зыбкой. Как Россия, так и, в особенности, Китай слишком дорожат своими отношениями с США, чтобы ставить их под удар, реализуя некий вариант военно-политического альянса-антагониста НАТО.13
Взаимоотношения с Европейским союзом
Во взаимоотношениях Евросоюза и стран Центральной Азии также огромное значение приобретает энергетическая составляющая, а также вопрос о транспортных коридорах. Кроме того, Евросоюз рассматривает ЦАР как «буферный фильтр», смягчающий возможную угрозу терроризма, исламского экстремизма, наркотрафика и неконтролируемой миграции на территории стран-членов ЕС.
В апреле 2007 года в Берлине состоялась представительная международная конференция на тему «Шанхайская организация сотрудничества: возможности партнерства с ЕС». Конференция была организована по инициативе Германского совета по внешней политике и Восточного комитета германской экономики. В ней приняли участие генсек ШОС Болат Нургалиев, спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель, эксперты из стран — участниц ШОС, представители германских политических структур и фондов, а также посольств, аккредитованных в немецкой столице. В ходе конференции состоялся заинтересованный обмен мнениями по актуальному состоянию и перспективам ШОС, о возможностях кооперации с международными организациями, включая ЕС.
Однако, ЕС, в настоящем своём виде, не представляет собой такого монолита, каким была «Европа 9-ти» или даже «Европа 15-ти» в начале своего пути. Это справедливо как для внешней, так и для внутренней политики объединённой Европы. В этой связи, развитие ситуации в области сотрудничества со странами Центральной Азии, скорее всего, будет проходить по следующим сценариям: налаживание двухсторонних связей и вложение инвестиций национальных кампаний (по примеру Германии), либо следование в фарватере внешнеполитического курса Соединённых Штатов. На данный момент чёткой линии направленной на партнёрство с ШОС, с центральноазиатскими странами, ЕС не выработало. Хотя, по всей видимости, понимание этого «пробела» налицо.14
Взаимоотношения с Японией
Активность Японии в центрально-азиатском регионе резко возросла с конца 1990-х гг.. Основной интерес Японии лежит в сфере экономики: будучи на 100 % зависимой от импорта энергоресурсов, она стремится получить доступ к центральноазиатским углеводородам, особенно в условиях растущей нестабильности на Ближнем Востоке. Япония — единственная[ страна, оказывающая «безвозмездную помощь» постсоветским странам Центральной Азии, объём которой исчисляется миллиардами долларов.
На данный момент влияния и уровня участия Японии в региональных делах Центральной Азии явно недостаточно, чтобы стало возможным создание новой международной организации в регионе. Это потребовало бы от лидеров центральноазиатских государств политического решения, которое противоречило бы их политическим обязательствам, взятым в рамках уже существующих организаций, таких как ЕврАзЭС и прежде всего ШОС. К тому же маловероятно, что ради достижения собственных целей Япония, главная задача которой на геостратегическом уровне заключается в сдерживании влияния КНР, да и России, в Юго-Восточной Азии, пойдёт на открытую конфронтацию, — скорее, «страна восходящего солнца» продолжит искать своё место в рамках трёхстороннего формата сотрудничества.15
Информация о работе ШОС в контексте международных отношений (начало XX века)