Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории международных отношений"
Во вт. Пол. 60-х годов
СССР и США стремились сохранить
преобладание в биполярной сис-ме
МО, пытались выработать «правила игры»,
не допустить втягивания в новый серьезный
межд. кризис, избежать угрозы возникновения
ядерной войны. Каждая из сторон стремилась «переиграть»
другую, получить в процессе разрядки политич. преимущества.
Желательно было ограничить разорительную
гонку стратегических вооружений. При
этом советское руководство добивалось
установления подлинного стратегического
паритета и его признания Вашингтоном,
а американское — сохранения своего технологического
отрыва от СССР. Разрядка призвана была
содействовать закреплению сложившегося
территориально-политического устройства
в Европе и признания Западом господства
СССР в его сфере влияния.СССР: последовательно
и полно осуществлять на практике принципы
мирного сосуществования, развивать взаимовыгодные
связи с гос-вами, которые готовы к сотрудн.
по укреплению мира. США стремились сохранить роль «балансира»
в сис-ме МО при свертывании своих военных
обязательств. Необходимо было уменьшить угрозу
ядерной войны между США и СССР, создать
политический механизм «взаимного
сдерживания».Осознание необходимости
полнокровного сосуществования и привело
к разрядке напряженности между СССР и
США.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
РАЗРЯДКИ
в пер. пол. 70-х годов поворот в двусторонних отношениях в сторону разрядки и нормализации: улучшении общего политич. климата в отношениях между СССР и США, но и в подготовке и подписании более 60 соглашений по самым различ. Вопр., начиная от мер по предотвращению военного столкновения до научно-технических и культурных связей. 1971 г. появились признаки некоторого улучшения советско-американских отношений. 30 сентября мин. Ин. дел СССР А. Громыко и гос. секретарь США У. Роджерс подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны. было подписано соглашение об усовершенствовании линии прямой связи между руководителями СССР и США.В итоге заинтересованности обеих сторон в мае 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в СССР. был подписан основополагающий политич. Док. «Основы взаимоотношений между СССР и США»(зафиксирована общая убежденность сторон в том, что «в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования».)СССР и США признали пр-п равной безопасности сторон. взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения ядерной войны; проявлять сдержанность, готовность урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон; продолжать усилия по ограничению вооружений, прежде всего стратегических; развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры. Сердцевиной совет.-америк. отношений были вопр. ограничения гонки стратегических вооружений.
По Договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) стороны взяли на себя обяз-во не развертывать системы обеспечивали бы защиту всей тер. страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1)- отказ 2 сторон в теч. 5 лет наращивать число пусковых установок стратегических наступат. ракет наземного базирования и пусковых установок ракет, размещенных на подводных лодках. Одновременно ограничивалось и кол-во подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Соглашение не означало сокращения стратегических вооружений: оно лишь устанавливало их согласованные потолки.
СССР и США создали
постоянную консультативную
комиссию для содействия осуществлению
целей соглашений об ограничении стратегических
вооружений.
Разрядка в советско-американских отношениях
способствовала развитию сотрудничества
2стран по проблеме нераспространения
ядерного оружия, переговорам о запрещении
противоспутникового и наиболее опасных
типов химического оружия. В политич. сфере
СССР и США успешно взаимодействовали по европейским проблемам(
проведении Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе.)
Руководители обоих государств приложили
усилия для развития двусторонних торгово-экономических
связей. В окт. 1972 г- советско-американское соглашение о торговле(предоставление
другой стороне статуса наибольшего благоприятствования
и отказ от какой-либо дискриминации в
торговых отношениях, достигнута договоренность
об урегулировании расчетов по ленд-лизу.)ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРЯДКИ
Срыв реализации советско-американского
торгового соглашения стал одним
из показателей трудностей разрядки.
Каждая из сторон стремилась в ходе разрядки
укрепить свои собственные позиции, добиться
для себя некоторых преимуществ. При этом
США не готовы были воспринимать СССР
как равного партнера. В обмен на признание
паритета в области стратегических вооружений
между двумя сверхдержавами США и СССР
согласия на сохранение соц.-политич. статус-кво, включая
«третий мир». СССР- разрядка— как наращивание
преимуществ СССР и укрепление позиций
социализма.!!Разрядка не отменила соперничества
2стран в наращивании рак-яд потенциалов. США делали ставку
на сохр.технологического
преимущества, на создание новых более
совершенных компонентов стратегической
триады, на качес. улучшение систем управления
войсками. СССР преодолел отставание в
производстве ракет с РГЧ ИН и стремился
обойти США, разрабатывая новые усоверш.
ракеты. Завершение подготовки ОСВ-2.
Разрядка напряженности сопровождалась
серьезными сдвигами в международно-политическом
положении. С признанием де-факто КНР
в 1972 г. США получили возможность разыгрывать
против СССР «китайскую карту», что существенно
изменило расстановку сил в АТР и на международной
арене в целом.
44-Распад биполярной
системы международных
Конец Потсдамской эпохи
ознаменовался развалом мирового социалистического
лагеря, последовавшим за провальной
попыткой реформировать экономику
Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.Распад биполярной
системы поставил вопрос о том, как
быть дальше. До сих пор процесс смены
одной модели международных отношений
другой сопровождался глубочайшими военно-политическими
катаклизмами. На сей раз сценарий был
иным. Тектонические сдвиги на международной
арене были вызваны исчезновением с политической
карты мира одного из двух центров силы,
на которых крепился каркас биполярной
системы.
Выросла численность субъектов международных
отношений. Среди них Беларусь, Россия,
Украина, Хорватия, Чехия, Словакия,
Словения, Македония, СРЮ и др. Многие из
них вступили
в ООН, число членов которой значительно
выросло. Россия признана правопреемником
СССР, заняла его место постоянного члена
Совета Безопасности. Многие страны не
воспринимают претензии США на гегемонию.
Россия, Китай, ЕС, Индия, Япония – сторонники
многополярного мира, в котором должна
вырасти роль таких организаций как ООН,
ОБСЕ (Совещание стало в 1994 г. Организацией
по безопасности и сотрудничеству в Европе),
ЕС, НАТО и др. Постоянные члены
СБ ООН имеют право вето при принятии
решений по проблемам мира и безопасности,
обязательных для исполнения всеми членами
ООН. Такой
порядок многие страны считают пережитком
«холодной войны» и требуют его изменения.
Япония, ФРГ, Бразилия, Индия, Индонезия
и Нигерия добиваются статуса постоянных
членов СБ. Сама ООН не стала надежным
гарантом.Бывшие советские республики
заявили о государственном суверенитете,
а 11 из них
образовали СНГ. Распад СССР привел к
этническим конфликтам в Азербайджане,
Армении, Грузии, Молдове, к войне в Чечне.
Обстановка на Кавказе резко обострилась,
началась вооруженная борьба оппозиции
против властей в среднеазиатских республиках
бывшего СССР. Стремительный
распад биполярной системы разрушил привычный
баланс сил и поставил задачу адаптации
новых государств к новым реалиям. Нет
больше двух блоков – не к кому присоединяться,
возможность играть самостоятельную роль.
Внутри самой Европы появилась региональная
супердержава — объединенная Германия.
В ноябре 1990 г.,
после объединения Германии (3 октября
1990 г.), СССР и ФРГ подписали Договор о добрососедстве, партнерстве
и сотрудничестве.На превращение в
самостоятельный центр силы претендует Япония. Однако
есть еще и Китай очевидный
претендент на то, чтобы через 10—15 лет
стать супердержавой. В создании ему определенного
противовеса в равной мере заинтересованы
и США , и Япония и это тормозит развал
японо-американского альянса.
Что касается другой стороны развития отношений: В результате реального ослабления глобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малих войн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемы защиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты. Совокупность этих характеристикполучила название "человеческое измерение". Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.В 1990 г. в Париже состоялась конференция руководителей стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству. На ней были приняты Договор об обычных вооружениях в Европе, Совместная декларация и Хартия для новой Европы. Эти документы закрепили новые принципы европейской безопасности с учетом изменений, произошедших в странах восточной Европы после 1989 г.распад Югославии(4 гос –слов, бос и гер,харв, макед), Региональный конфликт в Югославии. В 1995 г. были заключены Дейтонские соглашения о прекращении боевых действий и урегулировании в Боснии и Герцеговине. Политическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. 1990 – 1991 гг. - Кувейтский кризис, вызванный оккупацией Кувейта ИракомВсе больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира".
45-Беларусь в международных отношениях (1946 – 1991).
Приоритеты внешнеполитической активности БССР в ООН в 1946—1953 гг.1-ый этап внешнеполит. дея-сти БССР - 1944-1953 гг. - 2-й выход Беларуси на междунар. арену, формир-е основных направлений дипломатич. активности БССР, становления ее дипломатической школы.Делегация БССР принимала участие в работе Подготовит. комиссии ООН в Лондоне (ноябрь — декабрь 1945 гг.), 1-ой (янв. 1946г.) и последующ. сессиях Ген. Ассамблеи ООН, избрана в 1946 г. в члены Экономического и Социального Совета.Беларусь заключила соглашение в Вашингтоне 18 декабря 1945 г. с ЮНРРА( межд. организация по оказанию помощи странам, которые потерпели от 1мв, в восстановлении их экономики. Вашингтон 9 ноября 1943 г. – создание. 1947 г.- ЮНРРА прекратила сущ) и получила помощь. Участвовала в работе Парижской мир.конференции(29 июля — 15 окт 1946 г.), -мирных дог-победителей с союзниками Германии (Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией). 1946—1948 гг.- БССР принята в 4 специалирован. организации ООН: Межд. союз электросвязи, Всемирн. почтовый союз, Всемирн. метеорологическую организацию, Всемирн. организацию здравоохранения.1954- в ЮНЕСКО и в Межд. Орг-труда (МОТ). БССР участвовала в разработке 4 междунар. документах в области ПЧ, принятых ООН в 1948—1953
Белорусско-польское соглашение о переселении и его выполнение.Соглашение между правительством БССР и Польским комитетом нац.Освобож. (ПКНО) от 9 сентября 1944 г. об эвакуации бел.нас.с т. Польши –наоборот- после подписания дог.16 ав 1945 г.
Проблема беженцев и перемещенных лиц и белорусская дипломатия.Около 7 млн советских граждан, принудительно вывезенных гитлеровцами из СССР или добровольно покинувших -До конца 1946 г. на родину возвратились 4 млн 980 тыс. До 1953 г. - 5,5 млн
Формирование партийно-гос. системы управления иностранными связями БССР.С целью расширения контактов создан ряд государственных и общественных структур: Постоянная комиссия по иностранным делам Верховного Совета БССР (создана в 1960 г.), спец. подразделения в Совете Министров, Госплане, министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях, общественных организациях. При Совете Министров БССР созданы Управление по заруб. туризму, Комиссия содействия экспорту и Группа по культурным и экономическим связям. Начали свою работу Белорусское отделение Всесоюзной торговой палаты, Управление уполномоченного министерства внешней торговли СССР. В 1951 г. был основан Белорусский республиканский комитет защиты мира и Комитет молодежных организаций БССР. Партийно-гос система управления заруб. связями и внешнепол. деятельностью сформировалась во 2п 1950 — начале 1960-х гг.
В 1958 г. Бел. общество культурной связи с заграницей (создано в 1952 г.) было реорганизовано в Бел. общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БелОКС).Цель: укрепление дружбы, взаимопонимания, доверия и культурного сотрудничества между общественностью БССР и народами зарубежных стран. Главными партнерами БелОКС среди социалистических стран были Польша, Болгария, ГДР и Чехословакия.
Участие БССР в торгово-экономических связях СССР с зарубежными странами расширилось.1960-е -1980-е гг. Наиболее крупные бел. предприятия: Минский тракторный завод, «Белорускалий», «Белоруснефть», МАЗ, Белорусский автомобильный завод, Минский завод холодильников. Более 70 % продукции— членам СЭВ(Болгария, Венгрия, ГДР, Польша и Чехословакия).Росли импортные поставки из стран социализма.Самым крупным импортером -Болгария.Объем импорта превышал объем экспорта в среднем почти в 3 р.Вед.место в эксп- трактора «Беларус».Перестройка системы заграничных связей БС в 1985—1991 гг.В 1985 г. новый советский руководитель М. Горбачев объявил курс на «перестройку» и «новое мышление» во внешней политике.Новый подход советского правительства к ООН содействовал расширению участия СССР, УС и БССР в организациях системы ООН, внес новые черты в деятельность советской дипломатии.Гл. партнером БССР в регион.Сотруд.- Польша. В 1987 -единый порядок выезда в соц. страны. -- работа по развитию прямых связей предприятий и объединений, созданию совместных предприятий, объединений со странами — членами СЭВ. Было создано респ.Внешнетор. объединение «Белорусьвнешторг». мид- представительство Начало внешнеполитической дискуссии в бел. обществе.1й общественно-пол. силой, которая вкл. вопросы расширения внешнеп. полномочий в свои программные документы, было массовое общ. дв. «Белорусский народный фронт» (БНФ), 1988 г. В 1988—1989 гг. БНФ - требованиями реального суверенитета для БССР, ее независимости в МО, - преобразовании Беларуси в безъядерную зону и нейтральное гос, воссоздании бел. тер. армии.Декларация о гос. суверенитете БССР(27 июля 1990 г.)- документ, который положил начало воссозданию гос-ти.. Гос. переворот 19—21 августа 1991 г. Внеочередная 5-я сессия ВС 25 августа 1991 г. придала статус конст. закона 19 сентября 1991 г. ВС принял решение о переименовании (РБ+ — бело-красно-белого знамени и герба «Погоня».Власти привели в декабре 1991 г. к созданию (СНГ) и прекращению существования СССР. В 1990—1991 гг. начало развиваться двустороннее сотрудничество Беларуси с зарубежными государствами. БССР не получила международно-правового признания как суверенное и независимое государство и не выступала как самостоятельный субъект МП и мировой политики.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории международных отношений"