Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории международных отношений"
34. Особенностиразвития международных отношений в 1991 – 2000 гг.
Конец Потсдамской эпохи
ознаменовался развалом мирового социалистического
лагеря, последовавшим за провальной
попыткой реформировать экономику
Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.Распад биполярной
системы поставил вопрос о том, как
быть дальше. До сих пор процесс смены
одной модели международных отношений
другой сопровождался глубочайшими военно-политическими
катаклизмами. На сей раз сценарий был
иным. Тектонические сдвиги на международной
арене были вызваны исчезновением с политической
карты мира одного из двух центров силы,
на которых крепился каркас биполярной
системы.
Выросла численность субъектов международных
отношений. Среди них Беларусь, Россия,
Украина, Хорватия, Чехия, Словакия,
Словения, Македония, СРЮ и др. Многие из
них вступили в ООН, число членов которой
значительно выросло. Россия признана
правопреемником СССР, заняла его место
постоянного члена Совета Безопасности. Многие страны не
воспринимают претензии США на гегемонию.
Россия, Китай, ЕС, Индия, Япония – сторонники
многополярного мира, в котором должна
вырасти роль таких организаций как ООН,
ОБСЕ (Совещание стало в 1994 г. Организацией
по безопасности и сотрудничеству в Европе),
ЕС, НАТО и др. Постоянные члены
СБ ООН имеют право вето при принятии
решений по проблемам мира и безопасности,
обязательных для исполнения всеми членами
ООН. Такой
порядок многие страны считают пережитком
«холодной войны» и требуют его изменения.
Япония, ФРГ, Бразилия, Индия, Индонезия
и Нигерия добиваются статуса постоянных
членов СБ. Сама ООН не стала надежным
гарантом. Бывшие советские республики
заявили о государственном суверенитете,
а 11 из них образовали СНГ. Распад СССР
привел к
этническим конфликтам в Азербайджане,
Армении, Грузии, Молдове, к войне в Чечне.
Обстановка на Кавказе резко обострилась,
началась вооруженная борьба оппозиции
против властей в среднеазиатских республиках
бывшего СССР.Стремительный
распад биполярной системы разрушил привычный
баланс сил и поставил задачу адаптации
новых государств к новым реалиям. Нет
больше двух блоков – не к кому присоединяться,
возможность играть самостоятельную роль.
Внутри самой Европы появилась региональная
супердержава — объединенная Германия.
В ноябре 1990 г.,
после объединения Германии (3 октября
1990 г.), СССР и ФРГ подписали Договор о добрососедстве, партнерстве
и сотрудничестве.На превращение в
самостоятельный центр силы претендует Япония. Однако
есть еще и Китай очевидный
претендент на то, чтобы через 10—15 лет
стать супердержавой. В создании ему определенного
противовеса в равной мере заинтересованы
и США , и Япония и это тормозит развал
японо-американского альянса.
Что касается другой стороны развития отношений: В результате реального ослабления глобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малих войн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемы защиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты. Совокупность этих характеристикполучила название "человеческое измерение". Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.В 1990 г. в Париже состоялась конференция руководителей стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству. На ней были приняты Договор об обычных вооружениях в Европе, Совместная декларация и Хартия для новой Европы. Эти документы закрепили новые принципы европейской безопасности с учетом изменений, произошедших в странах восточной Европы после 1989 г.распад Югославии, Региональный конфликт в Югославии. В 1995 г. были заключены Дейтонские соглашения о прекращении боевых действий и урегулировании в Боснии и ГерцеговинеПолитическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. 1990 – 1991 гг. - Кувейтский кризис, вызванный оккупацией Кувейта ИракомВсе больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира".
35. Белорусская историография международных отношений начала XXI в.: формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991 – 2011) (по статье В.Г. Шадурского из «Вестника БГУ», 2011, №3).
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона. (ст. 10 Декларации - задача превращения Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство)
Принципы ВП обсужд. на заседании рабочей группы в августе 1991 г. под руководством первого зам преда Совета Министров М. Мясниковича (многовекторность). РБ подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Выступление министра иностранных дел Республики Беларусь П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке => 2 октября 1991 г. Верховный Совет принял заявление «О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь». «Основные направления внешнеполитической деятельности Республики Беларусь», разработан в МИДе 1994 г.
Такая позиция обеспечила
быстрое дипломатическое
принципы закреплены в законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14.11.2005.
Участие Республики Беларусь в деятельности ООН, Движения неприсоединения, ОБСЕ. Продолжает развиваться сотрудничество в рамках СНГ, ЕврАзЭС, союзного гос-ва и ОДКБ. Таможенный союз (2009) В 2010 году ему передан ряд наднациональных функций. Конец 2010 года - сформирована договорно – правовая база Единого экономического прост-ва. Сотрудничество с МВФ, ВБ, Европейским банком реконструкции и развития, Европейской экономической комиссией ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В октябре 2010 г. подписана первая в истории Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 – 2015 годов.
36. Системный подход ИМО.
Его основа- представление
о истории МО как о
37.Выдающиеся дипломаты 1й пол. XIX в.
Наполеон I Бонапарт (Французский полководец и государственный деятель. Император Франции (1804—1814 и в марте — июне 1815). В 1799 году совершил государственный переворот и стал первым консулом; в 1804 году был провозглашен императором. Значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство стран Западной и Центральной Европы. В1814 году отрекся от престола. Вновь занял престол в 1815 году. После поражения при Ватерлоо-июнь 1815) был сослан на остров Святой Елены.)
Франклин Бенджамин (1706 – 1790) - Американский государственный и политический деятель, дипломат,
ученый. Дипломатический
представитель
Талейран Шарль Морис (1754 – 1838) - Выдающийся французский дипломат, министр иностранных дел в 1797— 1799 годы (при Директории), в 1799—1807 годы (в период Консульства и империи Наполеона I), в 1814-1815годы (при Людовике XVIII). Глава французской делегации на Венском конгрессе (1814—1815). В 1830—1834 годы — посол в Лондоне.
Питт младший Уильям (1759 – 1806) - Британский государственный и политический деятель, дипломат. Премьер-министр Великобритании (1783—18011ив №4—1806). Подписал Версальский мирный договор (1783) с США, заключил торговый договор с Францией (1786). После Французской революции (17,89) был одним из организаторов дипломатической изоляция Франции и войны против нее.
Нессельроде К.В.( 1780 -.1862), граф, - министр иностр. дел России (1816-56). В 1813-15 участвовал в переговорах между союзниками и в заседаниях Венского конгресса 1814-15, а затем конгрессов в Ахене, Троппау-Лайбахе и Вероне (1818-1822). Член Гос. совета (1821), канцлер (1845). Н., обладавший посредств.дипломатич. способностями, в течение 40 лет руководил внеш. политикой России благодаря тому, что был послушным исполнителем воли царя и придерживался австро-прус. ориентации в соответствии с курсом рус. внеш. политики. Гл. задачу видел в борьбе с революц. движением на Западе, активно поддерживал европ. реакцию. С воцарением Николая I, вопреки убеждениям, стал проводить линию нового царя - на сближение с Англией и Францией. С ухудшением рус.-франц. отношений приложил все усилия для возрождения Священного союза. Переоценив англо-рус. противоречия, Н. не разобрался в политике Англии и Франции, толкавших Россию на конфликт с Турцией. В результате Россия к началу Крымской войны 1853-56 оказалась изолированной. Крымская война явилась полным поражением дипломатич. системы Николая I и Н. После заключения Парижского мирного договора 1856 Н. был уволен в отставку.
Каподистрия, И. А. - Граф Иоанн, или, как его называли на русской службе, Иван Антонович Каподистрия, родился 31 января (11 февраля) 1776 года в греческой аристократической семье на острове Корф. Граф, греческий и русский государственный деятель и дипломат. Статс-секретарь по иностранным делам Республики Семи Соединенных острввовц (1803—1806). В 1809—1827годы состоял на российской дипломатической службе. В1815 году получил звание статс-секретаря по иностранным деле и с 1816года управлял (совместно с К.В. Нессельроде) министерством иностранных дел. Президент Греции (1827 -1831). Пал жертвой заговора (1831). Восточный вопрос. С Турцией Лазанский договор.
Чарторийский - Адам Ежи Чарторыйский родился 14 января 1770 года в Варшаве. В 1803 году Адам был назначен попечителем Виленского учебного округа с центром в императорском Виленском университете. При Чарторыйском Виленский университет переживал свой расцвет. В 1804-1806 годах был министром иностранных дел России. После начала польского восстания в ноябре 1830 года Чарторыйский стал членом Административного совета, а в декабре 1830 года – председателем Временного правительства, а затем председателем Национального правительства. После поражения восстания Чарторыйский уехал в Париж. Во Франции Чарторыйский стал пожизненным президентом литературного и исторического обществ, которые потом соединились в одно историко-литературное.
38.Выдающиеся дипломаты 2й пол. XIX в.
Бенджамин Дизраэли (1804-1881) – 1-й Лорд Биконсфилд, брит.гос-й и пол-ий деятель, 1 из основателей консерват. партии. 1875- скупил акции Суэцкого канала, что подготовило факт. аннексию Египта Англией. Инициатор Берлин.конгресса (1878). Осуществил аннексию Кипра (1878).
Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк (1815-1898) - Прусский гос. деятель и дипломат. В начале своей пол.карьеры был сторонником абсолютной власти и яростным противником народного представительства. С 1852 по 1859 г. он был прусским уполномоченным во Франкфуртском Союзном Сейме. Бисмарк энергично продвинул вперед объединение германских государств в одну империю под руководством Пруссии и, после победоносной Франко-Прусской войны 1870 г., стал имперским канцлером в 1871-1890 г.г. За это время он проявил себя злейшим врагом рабочего движения, проведя "анти-социалистические" законы. Не сумев полностью уничтожить рабочее движение, попытался затем "приручить" его проведением реформистских законов о социальном обеспечении. Стремясь наиболее мирным путем и при наименьших потрясениях перевести Германию в русло буржуазной монархии, Бисмарк еще в начале 70-х годов вводит всеобщее избирательное право. В то же время он беспощадно преследует всякое проявление политической оппозиции, за что был прозван "железным канцлером". Антиконституционные планы Бисмарка в связи с проектом новой военной реформы показались опасными Вильгельму II, и в 1890 г. Бисмарк вышел в отставку.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории международных отношений"