Шпаргалка по "Истории международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории международных отношений"

Вложенные файлы: 1 файл

IMO_-_shpory.docx

— 276.88 Кб (Скачать файл)

 

 

34. Особенностиразвития международных отношений в 1991 – 2000 гг.

Конец Потсдамской эпохи  ознаменовался развалом мирового социалистического  лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику  Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.Распад биполярной системы поставил вопрос о том, как быть дальше. До сих пор процесс смены одной модели международных отношений другой сопровождался глубочайшими военно-политическими катаклизмами. На сей раз сценарий был иным. Тектонические сдвиги на международной арене были вызваны исчезновением с политической карты мира одного из двух центров силы, на которых крепился каркас биполярной системы.  
Выросла численность субъектов международных отношений. Среди них Беларусь, Россия, Украина, Хорватия,  Чехия, Словакия, Словения, Македония, СРЮ и др. Многие из них вступили в ООН, число членов которой значительно выросло. Россия признана правопреемником СССР, заняла его место постоянного члена Совета Безопасности. Многие страны не воспринимают претензии США на гегемонию. Россия, Китай, ЕС, Индия, Япония – сторонники  многополярного мира, в котором должна вырасти роль таких организаций как ООН, ОБСЕ (Совещание стало в 1994 г. Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе), ЕС, НАТО и др. Постоянные члены СБ ООН имеют право вето при принятии решений по проблемам мира и безопасности, обязательных для исполнения всеми членами ООН. Такой порядок многие страны считают пережитком «холодной войны» и требуют его изменения. Япония, ФРГ, Бразилия, Индия, Индонезия и Нигерия добиваются статуса постоянных членов СБ. Сама ООН не стала надежным гарантом. Бывшие советские республики заявили о государственном суверенитете, а 11 из них образовали СНГ. Распад СССР привел к этническим конфликтам в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове, к войне в Чечне. Обстановка на Кавказе резко обострилась, началась вооруженная борьба оппозиции против властей в среднеазиатских республиках бывшего СССР.Стремительный распад биполярной системы разрушил привычный баланс сил и поставил задачу адаптации новых государств к новым реалиям. Нет больше двух блоков – не к кому присоединяться, возможность играть самостоятельную роль. Внутри самой Европы появилась региональная супердержава — объединенная Германия. В ноябре 1990 г., после объединения Германии (3 октября 1990 г.),  СССР и ФРГ подписали Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве.На превращение в самостоятельный центр силы претендует Япония. Однако есть еще и Китай очевидный претендент на то, чтобы через 10—15 лет стать супердержавой. В создании ему определенного противовеса в равной мере заинтересованы и США , и Япония и это тормозит развал японо-американского альянса.

Что касается другой стороны развития отношений: В результате реального ослабления глобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малих войн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемы защиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты. Совокупность этих характеристикполучила название "человеческое измерение". Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.В 1990 г. в Париже состоялась конференция руководителей стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству. На ней были приняты Договор об обычных вооружениях в Европе, Совместная декларация и Хартия для новой Европы. Эти документы закрепили новые принципы европейской безопасности с учетом изменений, произошедших в странах восточной Европы после 1989 г.распад Югославии, Региональный  конфликт в Югославии. В 1995 г. были заключены Дейтонские соглашения о прекращении боевых действий и урегулировании в Боснии и ГерцеговинеПолитическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. 1990 – 1991 гг. - Кувейтский кризис, вызванный оккупацией Кувейта ИракомВсе больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран "третьего мира".

35. Белорусская историография международных отношений начала XXI в.: формирование концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь (1991 – 2011) (по статье В.Г. Шадурского из «Вестника БГУ», 2011, №3).

 

Принятие Верховным Советом  БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона.    (ст. 10 Декларации - задача превращения Беларуси в безъядерную зону и нейтральное государство)

Принципы ВП обсужд. на заседании рабочей группы в августе 1991 г. под руководством первого зам преда Совета Министров М. Мясниковича (многовекторность). РБ подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека. Выступление министра иностранных дел Республики Беларусь П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке => 2 октября 1991 г. Верховный Совет принял заявление «О принципах внешнеполитической деятельности Республики Беларусь». «Основные направления внешнеполитической деятельности Республики Беларусь», разработан в МИДе 1994 г.

Такая позиция обеспечила быстрое дипломатическое признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в  России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству. Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений

принципы закреплены в  законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14.11.2005.

Участие Республики Беларусь в деятельности ООН, Движения неприсоединения, ОБСЕ. Продолжает развиваться сотрудничество в рамках СНГ, ЕврАзЭС, союзного гос-ва и ОДКБ. Таможенный союз (2009) В 2010 году ему передан ряд наднациональных функций. Конец  2010 года - сформирована договорно – правовая база Единого экономического прост-ва. Сотрудничество с МВФ, ВБ, Европейским банком реконструкции и развития, Европейской экономической комиссией ООН и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В октябре 2010 г. подписана первая в истории Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 – 2015 годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Системный подход ИМО.

 Его основа- представление  о истории МО как о самостоятельной  исторической реальности. Они имеет  собственную логику и закономерности  развития. МО – это особая форма общественных отношений, которая возникает в процессе внешнеполитической деятельности государств,  международных организаций и негосударственных субъектов международной жизни.  МО проявляются в международно-политических событиях, процессах, проблемах, ситуациях.   МО  включают ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ  и прочие взаимосвязи. ! но ведущее место в МО  принадлежит государству. Это прежде всего МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.  С позиции системного подхода МО представляют собой единый,  целостный  историко-политический процесс  и в основе этого процесса лежит смена международно-политических систем. Система МО (=международный порядок) закрепляется в договорах и сношениях  и отражает соотношение (баланс сил),  атакже специфику отношений между входящими  в систему государствами. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАСРТВА- главные субъекты международной системы.  В современнойсист.МО (пришла на смену биполярной)  всё большую роль играют НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ.   В то же время преждевременно делать вывод о том, что эта роль становится сопоставимой с ролью государств.   Например, роль международных организаций. Каждой системе МО присущи определенные временные  и пространственных характеристики.  Международные системы образуются и существуют в рамках отдельных регионов. Региональная система МО возникает тогда,  когда  межгосударственные отношения в данном регионе достигают уровня развития, при котором становится возможной их устойчивая политическая организация и условием при этом является существование здесь- в этом регионе- сопоставимых по силам и стабильно развивающихся государств. В Новое время  1 регионом, где была достигнута региональная система МО.   В это время европейские государства значительно опередили страны и народы других континентов и стали доминировать в МО.  Евр.государства втягивали в межд.процесс гос-ва и народы других частей света,  что привело к формированию ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МО. этот процесс завершился в начале 20века после 1 мв.  Образованием ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКОЙ СИСТЕМЫ.  В глобальной системе МО региональные системы не исчезают, они продолжают существовать как автономные составляющие. Региональные системы имеют и сходные   и специфические черты. Спец.черты  определяются уровнем и особенностями развития региона. Ведущее место в системе МО занимают самые сильные гос-ва:  ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ. Критерии: - Мощный политические, экономический и военный потенциал гос-ва. -Высокий уровень культурного и духовно-нравственного развития его народа. -Объективными предпосылками для приобретения государством статуса великой державы являются ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. А ИМЕННО: - Размер территории. - Численность населения. - Выгодное географическое положение -Доступ к открытым морям-Благоприятный климат -Богатство природных ресурсов и  т.д.Великодержавный статус не является постоянной исторической величиной. В 18в. к великим державам относились:  Великобритания,  Франция, Австрия, Пруссия, Россия, Османская империя. *утратили статус  вел.державы: Швеция (Сев.война)  и Испания. Германия  (1871 объединилась  вокруг Пруссии)  этот статус приобрела. После 1мв утратила этот статус Австро-Венгрия,  США  в нач.20в. впервые вошли в число великих держав. Можно отнести ещё Японию  в нач.20в.   большинство выходят за регион.рамки. если вел.державы располагают достаточной силой для реализации своих глобальных интересов они становятся МИРОВЫМИ ДЕРЖАВАМИ. (в нач.20в.  ыбли ГБ и Франция,  после 2мв  США  и СССР).Основой системы МО и основным фактором её стабильности является баланс сил. БАЛАНС СИЛ -  соотношение военных потенциалов политического веса  и влияний,  входящих в систему государств в первую очередь великих держав  в данный исторический момент. Великие державы – основные системообразующие элементы, соотношение сил м\д которыми предопределяет баланс сил  в межд.системе. Кроме вел.держав есть средние и малые страны. Они также оказываю влияние на баланс сил.  Радикальное изменения баланса сил в пользу 1 или нескольких ведет к смене системы. Каждая система МО характеризуется определенной устойчивостью. Равновесие-  такое соотношение баланса сил, при котором становится невозможным доминирование 1 или нескольких государств.   Равновесие-  частный случай баланса сил- оно обеспечивает соблюдение основных интересов большинства входящих  в  систему государств    и прежде всего великих держав. Баланс сил постоянно колеблется,т.е. равновесие не является его постоянным состоянием. Применительно к каждой конкретной системе можно говорить о т\и степени её равновесности. Важной предпосылкой равновесности МО является её ПОЛИЦЕНТРИЗМ.  Каждая система стремится сохранить и упрочить внутреннюю равновестность, блокирую действия т\и державы , направленные на её нарушение.  (пример. Гаагские конф.мира).  равновесия достигается также путем различных политических связок и коалиций,  ООН,  ЛН.  И в совокупности  они образуют механизм силовых сдержек и противовесов.   И этот механизм является зоологом устойчивого существования системы. Уже Вестфальская  1846 система была создана на основе принципа равновесия. Внутрисистемное равновесие становится разнозначным международной безопасности. Взаимодействие государств внутри системы.  Взаимодействие гос-в внутри системы во многом определяется их отношением к балансу сил (1 устраивает, других нет).  В зависимости от этого гос-ва строят отношениякак союзники, партнеры или противник.  Страны, которые поддерживают баланс сил-  государственные балансёры –они гаранты сохранения системы МО  и её адаптации к условиям.  Соотношения сил м\д государствами меняется под влияние разных фактором,  в  частности,   в силу неравномерности экономического и социально-политического развития. Взаимодействие новых явлений, возникающее в процесс ист.развития,  и системы МО  определяют ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЁ ЭВОЛЮЦИИ.   В результате интересы 1 или нескольких государств начинают выходить за рамки сложившегося баланса сил,  в результате чего стабильность системы нарушается. Если мирным путем поддержать  колеблющееся равновесие не удается,  СИСТЕМА РАЗРУШАЕТСЯ. Система МО существует до тех пор, пока баланс, закрепленный,  сил не противоречит новым историческим реалиям. Эти реалии являются внешними по отношению  к системе. Они включают  в себя процессы внутреннего развития,  входящих  в систему государств,  а также глобальные процессы.  В истории Нового времени переход от 1 системы к другой всегда сопровождался войнами.  Аннексии и контрибуции увеличивали мощь победителя и создавали новый баланс сил.  Контрибуции и Аннексия- проявления экстенсивного типа государств. В 20в. роль и влияние государств на международной арене -интенсивным экономическим и социально-политическим развитием.

37.Выдающиеся дипломаты 1й пол. XIX в.

Наполеон I Бонапарт (Французский полководец и государственный деятель. Император Франции  (1804—1814 и в марте — июне 1815). В 1799 году совершил государственный переворот и стал первым консулом; в 1804 году был провозглашен императором. Значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство стран Западной и Центральной Европы. В1814 году отрекся от престола. Вновь занял престол в 1815 году. После поражения при Ватерлоо-июнь 1815) был сослан на остров Святой Елены.)

Франклин Бенджамин (1706 – 1790) - Американский государственный и политический деятель, дипломат,

ученый. Дипломатический  представитель североамериканских колоний в Великобритании (1757—1762,1765 -1775). Посланник США во Франции (1776—1785). Участвовал в составлении американо-французского договора(1778) и Версальского (американо-английского) мирного договора (1783). Был во многих областях первооткрывателем, новатором. Он известен своими открытиями в области электричества, Прежде всего изобретением громоотвода. Один из основоположников издательского дела. Показал себя достойным противником лондонских парламентариев.

Талейран  Шарль  Морис (1754 – 1838) - Выдающийся французский дипломат, министр иностранных дел в 1797— 1799 годы (при Директории), в 1799—1807 годы (в период Консульства  и империи Наполеона I), в 1814-1815годы (при Людовике XVIII). Глава  французской делегации на Венском конгрессе (1814—1815). В 1830—1834 годы — посол в Лондоне.

Питт младший  Уильям (1759 – 1806) - Британский государственный и политический деятель, дипломат. Премьер-министр Великобритании (1783—18011ив №4—1806). Подписал Версальский мирный договор (1783) с США, заключил торговый договор с Францией (1786). После Французской революции (17,89) был одним из организаторов дипломатической изоляция Франции и войны против нее.

Нессельроде К.В.( 1780 -.1862), граф, - министр иностр. дел России (1816-56). В 1813-15 участвовал в переговорах между союзниками и в заседаниях Венского конгресса 1814-15, а затем конгрессов в Ахене, Троппау-Лайбахе и Вероне (1818-1822). Член Гос. совета (1821), канцлер (1845). Н., обладавший посредств.дипломатич. способностями, в течение 40 лет руководил внеш. политикой России благодаря тому, что был послушным исполнителем воли царя и придерживался австро-прус. ориентации в соответствии с курсом рус. внеш. политики. Гл. задачу видел в борьбе с революц. движением на Западе, активно поддерживал европ. реакцию. С воцарением Николая I, вопреки убеждениям, стал проводить линию нового царя - на сближение с Англией и Францией. С ухудшением рус.-франц. отношений приложил все усилия для возрождения Священного союза. Переоценив англо-рус. противоречия, Н. не разобрался в политике Англии и Франции, толкавших Россию на конфликт с Турцией. В результате Россия к началу Крымской войны 1853-56 оказалась изолированной. Крымская война явилась полным поражением дипломатич. системы Николая I и Н. После заключения Парижского мирного договора 1856 Н. был уволен в отставку.

Каподистрия, И. А. - Граф Иоанн, или, как его называли на русской службе, Иван Антонович Каподистрия, родился 31 января (11 февраля) 1776 года в  греческой    аристократической семье     на     острове     Корф. Граф, греческий и русский государственный деятель и дипломат. Статс-секретарь по иностранным делам Республики Семи Соединенных острввовц (1803—1806). В 1809—1827годы состоял на российской дипломатической службе. В1815 году получил звание статс-секретаря по иностранным деле и с 1816года управлял (совместно с К.В. Нессельроде) министерством иностранных дел. Президент Греции (1827 -1831). Пал жертвой заговора (1831). Восточный вопрос. С Турцией Лазанский договор.

Чарторийский - Адам Ежи Чарторыйский родился 14 января 1770 года в Варшаве. В 1803 году Адам был назначен попечителем Виленского учебного округа с центром в императорском Виленском университете. При Чарторыйском Виленский университет переживал свой расцвет. В 1804-1806 годах был министром иностранных дел России.  После начала польского восстания в ноябре 1830 года Чарторыйский стал членом Административного совета, а в декабре 1830 года – председателем Временного правительства, а затем председателем Национального правительства. После поражения восстания Чарторыйский уехал в Париж. Во Франции Чарторыйский стал пожизненным президентом литературного и исторического обществ, которые потом соединились в одно историко-литературное.

 

38.Выдающиеся дипломаты 2й пол. XIX в.

Бенджамин Дизраэли (1804-1881) – 1-й Лорд Биконсфилд, брит.гос-й и пол-ий деятель, 1 из основателей консерват. партии. 1875- скупил акции Суэцкого канала, что подготовило факт. аннексию Египта Англией. Инициатор Берлин.конгресса (1878). Осуществил аннексию Кипра (1878).

Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен Бисмарк (1815-1898) - Прусский гос. деятель и дипломат. В начале своей пол.карьеры был сторонником абсолютной власти и яростным противником народного представительства. С 1852 по 1859 г. он был прусским уполномоченным во Франкфуртском Союзном Сейме. Бисмарк энергично продвинул вперед объединение германских государств в одну империю под руководством Пруссии и, после победоносной Франко-Прусской войны 1870 г., стал имперским канцлером в 1871-1890 г.г. За это время он проявил себя злейшим врагом рабочего движения, проведя "анти-социалистические" законы. Не сумев полностью уничтожить рабочее движение, попытался затем "приручить" его проведением реформистских законов о социальном обеспечении. Стремясь наиболее мирным путем и при наименьших потрясениях перевести Германию в русло буржуазной монархии, Бисмарк еще в начале 70-х годов вводит всеобщее избирательное право. В то же время он беспощадно преследует всякое проявление политической оппозиции, за что был прозван "железным канцлером". Антиконституционные планы Бисмарка в связи с проектом новой военной реформы показались опасными Вильгельму II, и в 1890 г. Бисмарк вышел в отставку.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории международных отношений"