Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 16:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Международные отношения".

Вложенные файлы: 1 файл

ГОСЫ ОТВЕТЫ1.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой. Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы. Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики, независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране. Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны, что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками, в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами. Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики.

 

 

38. Система управления  внешнеэкономической деятельностью: задачи, принципы, функции.

 

39. Понятие и сущность  внешнеэкономических связей и  внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи — понятие более широкое, чем внешнеэкономическая деятельность. внешнеэкономические связи как форму международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях. Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество (международная специализация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества. Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений.

В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях». Внешнеэкономическая деятельность — это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, и потому не может быть предметом деятельности государственных органов власти и управления. ВЭД — часть рыночной сферы, она основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.

Таким образом, можно сказать, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.

 

40. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, функции и формы.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций.

Функции: организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме; международное признание потребительской стоимости продуктов международного разделения труда; организация международного денежного обращения.

 Формы  ВЭД : внешняя торговля; производственная  кооперация (сотрудничество между  иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда); инвестиционное сотрудничество; валютные и финансово-кредитные операции.

 

41. Факторы развития внешнеэкономической деятельности.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира (США, Японии, Германии, Франции и др.) в мировую рыночную экономическую систему.

Наиболее значимым фактором, повлиявшим на бурное развитие внешнеторговой деятельности между странами в XIX в., стало развитие морского и железнодорожного транспорта. В XX в. возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования всех видов транспорта.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает важным увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалов, а также научных разработок.

На развитие внешнеэкон. деятельности влияют также след. группы факторов:

1. Экономические  факторы. На протяжении всей истории наблюдается неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, свою специализацию в экономике.

2. Политические  взаимоотношения. Укреплению внешнеэкономической  деятельности способствует наличие  дружественных политических отношений  между странами.

3. Научно-техническое  развитие страны. Формированию внешнеэкономической  деятельности способствует обмен между странами, научными сотрудниками, преподавателями, студентами; проведение совместных исследований, экспериментов, выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

4. Особенности  географического положения, природных и климатических условий.

5. Ресурсные  факторы. Различие в людских, сырьевых  и финансовых ресурсах также  создает основу для обменных  отношений.

После Второй мировой войны, когда в мире преобладали страны с закрытой экономикой, была распространена точка зрения, согласно которой каждое государство должно преуспевать во всех сферах экономики. Эта тенденция была обусловлена стремлением обеспечить самодостаточность страны, а также мнением о том, что выход на современный уровень предполагает развитие отраслей обрабатывающей промышленности, а не концентрацию на тех сферах, где страна добилась наибольших успехов. Обязательным условием успешного развития стала более глубокая интеграция страны в мировую экономику, позволяющая получить новые технологии и ноу-хау, а также повышающая роль конкуренции.

 

42. Субъекты внешнеэкономической деятельности и их классификация.

Субъектами ВЭД явл.: государственные органы, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, а также хозяйствующие субъекты, непосредственно ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Субъектами ВЭД могут выступать как нац. так и зарубежные субъекты хозяйствования.

Нац. субъекты хоз. могут осущ. свою ВЭД как через налаживание прямых связей с зарубежными партнерами, так и через посредничество.

К первому относятся  субъекты, осущ. экспорт своей продукции, работ, услуг или импортирующие что-либо для собственных нужд. Ко второму виду следует отнести хозяйствующих субъектов, осущ. посредническую деятельность. Одна и та же организация может и самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность, и действовать в качестве посредника.

Национал. субъекты ВЭД можно классифицировать в завис. от характера осущ. ими деятел. на: субъекты частно-правового хар.(частные лица- юрид. и физ. лица) и субъекты публично-правового хар., когда ВЭД характеризуется участием госуд. и административно-территориальных оброзований.

Субъекты подразделяются: по виду хоз. деятельности (промышленные, сельскохозяйствен., агропромышлен., транспортные и т.д.), 

по характеру совершаемых операций,

по форме собственности (частные,госуд., кооперативные),

по правовому положению (кто несет ответственность),

по принадлежности капитала (национальные, иностранные, смешанные).

Высшим органом управления ВЭД явл.: Президент, Нац. Собрание, Совет Министров.

 

43. Основные направления ВЭД и их характеристика.

В качестве основных направлений ВЭД РБ в Программе соц.-экон. развития указаны расширение экспорта, рационализация объема и структуры импорта, углубление взаимодействия с мировым рынком, осуществление эффективной внешнеторговой политики.

Для этого потребуются:

§ усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов;

§ активизация импортозамещения;

§ создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;

§ повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;

§ активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами и т.д.);

§ привлечение иностранных финансовых ресурсов, включая прямые иностранные инвестиции;

§ формирование таможенной политики страны с учетом ее международных обязательств и в рамках соглашений с Российской Федерацией и т.д.

Ещё одно направление ВЭД это защита интересов РБ в рамках развития двусторонних отношений с другими гос. и сотрудничества с другими организациями.

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

В настоящее время РБ  поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов).

В настоящее время РБ осуществляется исполнение 2787 международных договоров. Из них 1444 - двусторонние, 1343 - многосторонние договоры.

В системе внешнеэкономических связей важнейшая роль принадлежит сотрудничеству в рамках экономической интеграции Беларуси и России, укреплению и углубленному развитию связей с государствами – участниками Содружества Независимых Государств, а также с другими интеграционными образованиями.

Беларусь придает большое значение развитию интеграционных образований на постсоветском пространстве, прежде всего, ЕврАзЭС и ОДКБ. Это наиболее динамично развивающиеся организа

ции с большой перспективой.

Активное участие РБ в развитии ЕврАзЭС обеспечивает достаточно продвинутый уровень межотраслевого сотрудничества. ЕврАзЭС подошло к такому этапу, когда помимо сугубо экономической интеграции, появляется все больше потребностей в новых гранях – от сотрудничества в социальной сфере, здравоохранении, культуре и спорте до формулирования своих внешнеполитических приоритетов.

ОДКБ вносит весомый вклад в обеспечение коллективной безопасности в регионе. На повестке дня этой организации – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.

Направление ВЭД обеспечение национальной безопасности РБ. В политической сфере органы государственной безопасности РБ осущ: организацию и осуществление внешней разведки; разработку и осуществление контрразведывательных мер по предупреждению, выявлению и пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств.В целях обеспечения экономической безопасности страны предусматриваются своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально-экономическом развитии, определение внешних и внутренних угроз национальным интересам  и т.д.Повышение энергетической безопасности произойдет за счет активного проведения энергосберегающей политики, внедрения энергосберегающих технологий, диверсификации источников получения энергоресурсов. Для обеспечения продовольственной безопасности будет предпринято дальнейшее укрепление собственного производства продукции. Финансовая безопасность будет обеспечена посредством снижения инфляции, поддержания стабильного обменного курса белорусского рубля, дальнейшего увеличения золотовалютных резервов, уменьшения количества убыточных предприятий, контроля за внутренним и внешним  долгом. Социальную безопасность предусматривается обеспечить за счет снижения уровня малообеспеченности, недопущения чрезмерной дифференциации доходов различных групп населения, контроля за безработицей, развития адресной социальной помощи, и т.д.

Направление ВЭД формирование позитивного имиджа РБ. В сфере культуры и общественной жизни РБ присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившегося двуязычия, возрождения духовности, сохранения и развития традиционных религиозных конфессий, различных форм искусства.

Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа - Победе в Великой Отечественной войне, что нашло отражение в решении руководства страны ввести в учебных заведениях курс «Великая Отечественная война советского народа».

В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента РБ: «За сильную и процветающую Беларусь!».

Осн. задачами внешней политики РБ явл:

• содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

• равноправная интеграция РБ в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Международные отношения"