Экономическое сотрудничество России на примере ДВ и СВА - задачи и конкретные действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Вот на этом пути развития экономического сотрудничества и следует ставить для России и ее восточных районов определенные задачи, а также учитывать наличие объективных возможностей выполнять эти задачи. Понимание задач и трезвая оценка необходимых действий по активации возможностей – залог реальной кооперации России и ее Дальнего Востока в СВА и АТР в целом. Альтернативой может являться только превращение России в одну из баз снабжения сырьем стран Восточной Азии, а альтернатива Дальнего Востока – торгово-экономическое поглощение объединенным рынком Северо-восточной Азии в качестве своего транспортно-сырьевого сегмента. Какие же задачи стоят перед Россией и Дальним Востоком?

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое сотрудничество России на примере ДВ и СВА - задачи и конкретные действия.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

канд. экон. наук, доцент

__________ Шведов В.Г.

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международные Экономические Отношения»

Экономическое сотрудничество России на примере ДВ и СВА - задачи и конкретные действия.

 

 

 

 

Студент

гр. МЭ-03-01 ____________________ Вязов Ю.В.

 

Руководитель

к.э.н. ____________________ Хузиятов Т.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2007

Введение.

Прошло 48 лет с того времени, когда  известный академик В.Немчинов изложил свою интеграционную концепцию развития ДВ России, определив тем самым необходимость плотной экономической интеграции российского Дальнего Востока с рынками сопредельных стран Северо-Восточной Азии. Эта концепция проходила красной нитью через декларации всех трех государственных программ развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья – 1987, 1996 и 2002 гг.

Но уже с середины 1980-х гг. речь шла не просто об использовании  инструментов международной экономической  кооперации в СВА для поддержания  стимулов развития Дальнего Востока, но об использовании естественных факторов, способствующих интеграции Дальнего Востока с рынками стран этого динамичного субрегиона мира для содействия включению российской экономики в целом в эти процессы. Если в 1986 г. суммарная торговля трех ведущих стран СВА и стран ЮВА (Япония, Китай+Гонконг, Республика Корея, страны АСЕАН+Сингапур) составляла 16% мировой торговли, то к 2010 г. эта доля составит уже более 26%. Но следует учесть еще и то, что Северо-восточная и Юго-восточная Азия для России является в географическом и экономическом смысле ключом к экономически безграничному потенциалу «большого АТЭС», доля которого в мировой торговле к 2010 г. приблизится к 55%.

Конечно, за упомянутые 48 лет прогресс в экономическом движении России и особенно Дальнего Востока в направлении рынков Восточной Азии очевиден и впечатляющ, особенно учитывая «низкий старт». В 2000 г. был принят документ «Концепция участия России в форуме «Азиатско-тихоокеанское сотрудничество» (АТЭС), в котором сформулирована задача «выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики». В течение последних лет многосторонние и двусторонних политические связи России в этом регионе интенсивно развиваются.

Сложнее обстоит дело с экономической  интеграцией Российского Дальнего Востока в АТР и СВА. Такая цель для региона была сформулирована в программе «Дальний Восток» в редакции 1996 года. Но хотя Россия достигла значительных успехов, участвуя в работе наиболее значимых межправительственных организаций и бизнес-объединений стран АТР, ни она в целом, ни ее Дальний Восток России не смогли занять достаточно заметного места в международной торговле и на рынке капиталов в АТР. Конечно, Дальний Восток России максимально ориентирован в экономическом смысле на рынки стран СВА. Если доля стран СВА во внешней торговле федеральных округов европейской части России составляет от 5 - 10%, в Сибирском федеральном округе – 17,4%, то в Дальневосточном на страны СВА приходится 77% внешнеторгового оборота.

Однако речь идет и должна идти не просто о доле в торговом обороте и даже не о сравнительных успехах в привлечении инвестиций. Основная проблема и наиболее привлекательная перспектива – органичное включение в кооперационные процессы в Северо-восточной и в целом в Восточной Азии, а через них и превращение России в активного и эффективного как для себя, так и для партнеров игрока в тихоокеанском сегменте глобальной экономической игры.

Вот на этом пути развития экономического сотрудничества и следует ставить для России и ее восточных районов определенные задачи, а также учитывать наличие объективных возможностей выполнять эти задачи. Понимание задач и трезвая оценка необходимых действий по активации возможностей – залог реальной кооперации России и ее Дальнего Востока в СВА и АТР в целом. Альтернативой может являться только превращение России в одну из баз снабжения сырьем стран Восточной Азии, а альтернатива Дальнего Востока – торгово-экономическое поглощение объединенным рынком Северо-восточной Азии в качестве своего транспортно-сырьевого сегмента. Какие же задачи стоят перед Россией и Дальним Востоком?

 

Задача первая. Интеграция.

Очевидным является изменение характера  азиатского окружения России. Если в 1980- 1990 гг. в качестве таковых рассматривались  Япония и новые индустриальные страны, то в настоящее время безусловными фаворитами азиатской (и в значительной мере мировой) экономики являются Китай и Индия.

Для российского Дальнего Востока  важнейшее значение имеет изменение  места и роли Китая, который в  мировой экономической иерархии выходит на лидирующие позиции, как  в производстве, так и в потреблении ресурсов. В современной ситуации для нашего региона Китай – это одновременно и визави в конкурентной борьбе, и барьер при выходах на международные рынки товаров и инвестиций, и потенциально выгодный экономический партнер.

Учет степени ориентированности  экономики региона на Китай при  реализации того или иного варианта стратегии развития Дальнего Востока  определит долгосрочные выигрыши или  долгосрочные проблемы. Развитие Северного  Китая и диффузия его влияния  на российский Дальний Восток становится одним из важных факторов ориентации инвестиционного процесса в Азиатском регионе. Активизация режимов открытости экономики России, особо усилившаяся в связи с грядущим вступлением в ВТО, будет стимулировать такие действия.

Уже сама по себе новая расстановка сил в Азии является задачей с двумя неизвестными для России и российского Дальнего Востока. Кроме того, необходимо учитывать, что глобальные масштабы реализуемых проектов привлекают глобальных игроков. Наши зарубежные партнеры – определяющие игроки в мировой экономической политике, которые умеют не только защищать свои интересы, но и находить компромиссы между собой. Известно, что на трехстороннем уровне между Японией, Китаем и Кореей ведутся активные обсуждения позиции по российским проектам, известно, что активно идет проработка альтернативных вариантов как транспортной, так и трубопроводной инфраструктуры.

И вообще, Северо-восточная Азия не является однородным экономическим  или политическим субрегионом. Это – сложное экономико-политическое образование. Но на сегодняшний день можно сказать, что в СВА произошла дефрагментация на две части. С одной стороны – «Большая тройка» (Япония, Китай, Республика Корея), а с другой стороны – Россия с ее Дальним Востоком, Монголия и КНДР – «размытая периферия».

Именно в рамках «большой тройки»  происходит интенсивное расширение торгово-экономических связей в  субрегионе СВА. В 2003 г. японо-китайский  товарооборот достиг 132 млрд. долл. (в 2001 г. 89,3 млрд. долл.). Взаимная торговля между  КНР и Республикой Корея за этот период увеличилась с 35,9 до 63,2 млрд. долл. Объем японо-южнокорейской торговли составил 51,4 млрд. долл. (в 2001 г. – с 42,7 млрд. долл.).

Хотя сравнительно с ЕС или НАФТА  роль внутрирегиональной торговли в  СВА пока еще не велика и находится на уровне 24-30 % в пределах «большой тройки», она постоянно увеличивается, замыкая экономические взаимодействия рамками этих экономик. В то же время доля России в товарообороте Северо-восточной Азии не превышает 1%.

Большая тройка ведет активные действия, направленные на создание подлинно интеграционной группировки, первоначально в форме зоны свободной торговли. Одновременно идут активные консультации, подтвержденные рядом формальных и неформальных договоренностей об объединении в ближайшем будущем зон свободной торговли СВА и АСЕАН. Очевидно, уже в районе 2010 г. России будет противостоять не аморфный конгломерат стран СВА и АСЕАН, а организованная интеграционная группировка, для которой Россия будет «третьей страной». Это означает, что Россия окажется окончательно на периферии глобализационных процессов и сможет получать ту часть агломерационных и интеграционных эффектов, которую сочтет возможным выделить ей восточноазиатский интегрированный партнер. Реальный интерес России же заключается, конечно, в том, чтобы активно, опираясь на свои ресурсы формировать для себя положительные экономические и политические эффекты.

Это предполагает, что стратегия  включения России в СВА и реализация имеющихся возможностей должна базироваться не только на ресурсных, инфраструктурных и институциональных возможностях и намерениях самой России. В значительной степени вхождение России своими восточными районами в формирующийся общий рынок северо-восточной Азии будет зависеть от того, каков будет статус России в этой новой субрегиональной интеграционной группировке. Россия должна стремиться к тому, чтобы быть не «третьей страной» для данной группировки, но полноправным участником этой интеграционной игры. Только в последнем случае, как Россия, так и страны Северо-Восточной Азии получат максимальный выигрыш от экономической интеграции. Следовательно, одной из важнейших задач является поиск и анализ аргументов и оснований, как для России, так и для «большой тройки» Северо-Восточной Азии включить Россию в процесс формирования зоны свободной торговли и последующих этапов экономической интеграции Северо-Восточной Азии.

 

Задача №2. Ресурсы.

Длительное время вся аргументация относительно важности России и ее Дальнего Востока для стран СВА  в экономическом отношении, естественности разделения труда между ними, формирования интеграционных связей сводилась к исключительному богатству Дальнего Востока природными ресурсами, без которых страны СВА обречены на сырьевые проблемы в своем экономическом развитии. Это не совсем так в современной экономике. Во-первых, прогрессирующая глобализация товарных и факторных рынков обусловила значительное ослабление зависимости отдельных стран от размещения сырьевых ресурсов и иных факторов производства. Во-вторых, сырьевые ресурсы России и Дальнего Востока разнородны с точки зрения их «критического значения» для экономик СВА.

«Провинциальным монополистом» для  стран СВА Дальний Восток России является лишь в области энергетических ресурсов, прежде всего, нефтегазовых, лесные, земельные и рыбных.

Сегодня Россия, прежде всего Дальний  Восток является главным экспортером  круглой древесины на рынки Японии и КНР. Поставки можно увеличить, так как условия и спрос  позволяют практически удвоить  ежегодный объем лесозаготовок  на Дальнем Востоке. Но освоение дальневосточных лесных ресурсов проводится истощительными методами, это практически исключает долгосрочную перспективу для лесного комплекса. Это противоречит и мировой экологической тенденции. В перспективе это гарантирует большой объем упущенных выгод не только в области внешней торговли, но и в рамках Киотского и других аналогичных процессов.

Столь же плохо используются и дефицитные для всей СВА земельные ресурсы. Урожайность возделываемых культур  в 4–5 раз ниже, чем в сопредельных регионах СВА. И в данном случае мы имеем перспективу превратиться не в экономическую аграрную базу СВА, а в источник дармовой земли, так как при данной сравнительной эффективности использования земель капитализированная рента будет ничтожна по сравнению с реальными оценками земельных ресурсов в развитых экономиках.

Похожая ситуация и в области  рыбных ресурсов. Пользуясь тем, что  Дальний Восток имеет наиболее высокие  показатели объема рыбных ресурсов, приходящихся на душу населения, мы экспортируем значительную часть добычи рыбопромышленного комплекса в страны СВА, которые являются крупнейшими мировыми импортерами рыбной продукции. Но при этом в запустении находится аквакультура и воспроизводство ресурсов. Ресурсы истощаются и в перспективе потенциальные доходы от экспорта придется перенацелить на воспроизводство сырьевой базы – старая испытанная схема – добудет сырье, вывезем на экспорт, а доходы пустим на добычу нового сырья. Это – и есть «сырьевая ловушка», которая по-современному называется «голландская болезнь».

Подавляющая часть полезных ископаемых, кроме энергетической группы, вообще являются рядовыми и не имеют никаких предпосылок для того, чтобы на их основе сформировать масштабную и рентабельную специализацию. Кроме того, их эксплуатация чрезвычайно дорога в сравнительном измерении, следовательно, особого интереса для развития международной кооперации не представляет.

Парадокс дальневосточной экономики - из-за высоких удельных затрат выгодным является только добыча или самая  первичная переработка сырья, но экспорт необработанного сырья подрывает перспективу экономики. Одно плохо с точки зрения бизнеса, другое – с точки зрения экономики. Разорвать этот порочный круг лозунгами нельзя. Можно лишь преодолеть его институционально.

Этот парадокс постоянно воспроизводится из-за наличия еще не освоенных ресурсов; нацеленности на поставки сырья на рынки с хорошо развитой и экономически эффективной перерабатывающей базой (КНР, Республика Корея); нехватки инвестиционных средств для развития собственной перерабатывающей базы и ненадежного инвестиционного климата в России.

В результате создалась ситуация, когда ресурсы в регионе и  стране есть, но их рентабельное освоение и извлечение кооперативных выгод  на международной арене – противоречат одно другому.

 

 

Задача №3. Инфраструктура.

К настоящему времени все более  оформляется новая версия концепции  развития региона. Она заключается  в широкомасштабном использовании  экспорта энергетических ресурсов и  транспортных услуг на основе развития инфраструктуры. Речь идет о создании магистральных коридоров для передачи в АТР и СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции.

Идея заключается  в том, чтобы использовать в качестве ресурса регионального развития, во-первых, эффект масштаба при эксплуатации имеющихся ресурсов углеводородов (в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке) за счет подключения спроса на энергию в странах АТР и СВА, а во-вторых, инфраструктурную ренту от транспортных и энергетических межконтинентальных коридоров.

Информация о работе Экономическое сотрудничество России на примере ДВ и СВА - задачи и конкретные действия