Экономическое сотрудничество России с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 17:04, курсовая работа
Краткое описание
Сейчас по уровню экономического развития Российская Федерация занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. И на данном этапе для неё характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Россия сохраняет своё место ведущего экономического и политического компонента на постсоветском пространстве; она, будучи частью Европы, многие столетия оказывала существенное влияние на общеевропейский процесс развития и сегодня, не вписываясь по своим масштабам в нормальное членство в составе ЕС, активно сотрудничает и с ним, и с его членами на взаимосогласованных основах; она, как один из крупнейших по территории и природным ресурсам партнёр в Азиатско-Тихоокеанском регионе активно проявляет заинтересованность в участии в существующих и нарождающихся интеграционных объединениях различных форматов в этой части мира. Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России в XXI веке, её отношения с наиболее важными торговыми партнёрами, странами - лидерами мирового рынка.
Содержание
Введение 3 1. Внешнеполитическое сотрудничество 5 1.1 Экономическое сотрудничество 13 1.2 Россия в ОЕЭП 16 2. Россия и США 19 2.1 Торговые отношения России с США 19 2.2 Деятельность российских предприятий на рынке США 21 2.3 Инвестиционное сотрудничество 23 2.4 Современные взаимоотношения 26 3. Россия - АТР, АТЭС: Широкие горизонты сотрудничества 27 3.1 Общая картина взаимоотношений 27 3.2 Россия и Китай 30 4. Россия - СНГ 32 5. Присоединение России к ВТО: Плюсы и минусы 35 Заключение 40 Задание: 42 Список используемой литературы: 44
В России действуют американские
государственные кредитно-финансовые
институты: Экспортно-импортный банк США
(Эксимбанк), Агентство по торговле и развитию
(ТДА) и Корпорация зарубежных частных
инвестиций (ОПИК). Политика Эксимбанка
США, например, направлена на оказание
помощи американским компаниям в создании
новых рабочих мест путём поддержки экспорта
продукции этих компаний на рынках развивающихся
стран. В последние годы в инвестиционном
сотрудничестве с РФ активизировались
частные инвестиционные фонды и агентства
США, в том числе российско-американский
фонд «Delta Capital Management», фонд «Евразия»,
Агентство прямых инвестиций США. На российском
направлении активно действует компания
«Дельта-Лизинг» (в основном в Приморском
и Хабаровском краях, Сахалинской и Новосибирской
областях, а также в других регионах Сибири
и Дальнего Востока). Собственником компании
является Инвестиционный фонд «США - Россия»,
учреждённый с целью содействия России
в переходе к рыночной экономике.
2.4 Современные взаимоотношения
Российская Федерация и США
более не являются стратегическими противниками.
Московский Договор о сокращении стратегических
вооружений служит символом новой реальности
и отражает радикальные перемены в российском
образе мышления, что позволяет надеяться
на формирование продуктивных долговременных
отношений России
с Евро-Атлантическим
сообществом и Соединенными Штатами. Высшее
руководство России реально оценивает
слабое состояние своей страны и ее внешнеполитические
позиции в настоящее время, и такая оценка
необходима для преодоления этих проблем.
Оно все отчетливее понимает, что методы
времен "холодной войны" не отвечают
интересам государства и что российские
и американские интересы во многом близки.
Соединенные Штаты пытаются
воспользоваться таким поворотом в российском
мышлении с тем, чтобы сфокусировать отношения
на решении существующих и новых проблем,
связанных с общими интересами. США оказывают
России содействие в реализации ее намерений
вступить в ВТО, добиваясь снижения вступительных
критериев, с целью формирования взаимовыгодных
торговых отношений. Был создан Совет
Россия-НАТО, имеющий целью углубление
взаимодействия между Россией, США и их
европейскими союзниками в вопросах безопасности.
США и впредь намерено выступать за независимость
государств бывшего СССР в надежде на
то, что сосуществование процветающих
и стабильных стран будет способствовать
интеграции России в Евро-Атлантический
союз. В то же время Америка реально оценивает
те разногласия, которые до сих пор разделяют
её с Россией, а также время и силы, которые
потребуются для строительства длительных
стратегических партнерских отношений.
Разжигание недоверия к американским
основополагающим принципам и политическим
подходам некоторыми российскими высшими
структурами замедляет процесс нормализации
отношений между США и РФ. Неустойчивое
отношение России к основным ценностям
свободного рынка и демократии, а также
нерешительность в борьбе с нераспространением
оружия массового поражения остаются
ключевыми проблемами в российско-американских
отношениях. Крайняя слабость России ограничивает
возможности сотрудничества. Тем не менее,
эти возможности сейчас намного шире,
чем десятилетия и даже годы назад.
3. Россия - АТР, АТЭС: Широкие
горизонты сотрудничества
3.1 Общая картина взаимоотношений
Развитие Азиатско-Тихоокеанского
региона, куда, по оценкам многих экспертов,
постепенно перемещается центр тяжести
мировой политики и экономики, действительно
впечатляет. Часто можно слышать о вызревающем
здесь экономическом чуде. Но на самом
деле имеет место масштабная и напряжённая
работа, которую проводят государства
АТР. Достаточно упомянуть, что здесь производится
две трети глобального ВВП и сосредоточена
значительная часть мировых инвестиционных
капиталов. Россия стремится вносить свой
реальный вклад в экономическое развитие
этого региона. Прирост ежегодного товарооборота
нашей страны со странами АТР составляет
более 20 процентов. С Китаем, например,
торговля растет на 20–30 процентов в год,
и по итогам текущего года, очевидно, выйдет
на рекордную для наших государств цифру
- в 25 миллиардов долларов. Те же тенденции
- и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского
региона. В своих действиях и планах Россия
исходит из того, что она - неотъемлемая
часть АТР. Этот регион - не только пространство
бурного экономического роста. Здесь проявляется
одно из позитивных следствий глобализации
- постепенное выравнивание уровней социально-экономического
развития различных регионов мира. Еще
одна отличительная черта АТР - высокая
динамика интеграционных процессов, которые
позитивно влияют на формирование нового,
более справедливого мироустройства.
Для России такой настрой на коллективный
поиск решения региональных проблем важен
и ценен. Кроме того, на деле видно стремление
и готовность стран АТР учиться на опыте
других, к примеру, у государств Европы,
которые прошли свой путь к солидарности
и взаимоподдержке, к осознанию того, что
продуманная интеграция, опирающаяся
на отлажено работающие институты и механизмы,
может эффективно обеспечить безопасность
и процветание. Регион АТЭС для России,
особенно для её Дальнего Востока, представляется
весьма перспективным. Структура связей
со странами АТЭС, и, прежде всего со странами
Северо-Восточной Азии, а также с Аляской
и Канадским севером может претерпеть
существенные прогрессивные преобразования.
Об этом свидетельствуют потенциальные
возможности российского Дальнего Востока
и постоянно действующие факторы взаимодополняемости
национальных хозяйственных комплексов
в этом регионе. Вступив в 1998 году в АТЭС,
Россия получила важный шанс укрепить
свою роль в этом регионе, заметно расширить
свои внешнеэкономические связи, в первую
очередь в интересах ускоренного развития
дальневосточных и сибирских районов
страны, более активно подключиться к
глобальным экономическим процессам.
К настоящему времени на долю АТЭС приходится
47% мировой торговли, причём объёмы внутрирегиональной
торговли превышают 70% внешнеторгового
оборота стран-участниц. Россия имеет
соглашение о торговле, предусматривающие
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования, с 13 государствами
региона, что подразумевает распространение
на Россию проводимого этими странами
в рамках ВТО снижениями таможенных пошлин.
В свою очередь, Россия в соответствии
с Общей системой преференций ЮНКТАД предоставляет
тарифные льготы от США и Канады. Накопленные
инвестиции из стран региона в российскую
экономику составляют 24,5% от общего объёма
иностранных вложений, в том числе ПИИ
- почти 40%. Сотрудничество в рамках АТЭС
для России представляется весьма полезным,
так как пока нет иных коллективных институтов
в этой части мирового хозяйства, где можно
было бы осуществлять продвижение своих
торгово-экономических интересов, в том
числе связанных с развитием Дальнего
Востока и Сибири, поддержкой инициатив
российских деловых кругов на товарных
и инвестиционных рынках АТР. В перспективе
в АТР ставится задача формирования Восточно-азиатского
общего рынка (ВАОР). Ряд российских учёных
склоняется к тому, чтобы ориентировать
наш Дальний Восток на будущую интеграцию
в качестве составной части ВАОР. Это предложение
требует детального обсуждения с точки
зрения выполнения дальневосточным регионом
своих финансовых обязательств перед
федеральным бюджетом. Но то, что это послужит
делу оживления экономической конъюнктуры
в дальневосточных и сибирских краях и
областях, – несомненно, ибо наши ближайшие
соседи по АТР - Китай, Япония, оба корейских
государства, Аляска и Западная Канада
вполне способны стать потенциальными
участниками этого рынка. Имеются также
оценки, показывающие, что вклад российского
Дальнего Востока в ВАОР может носить
не только топливно-сырьевой, но и инновационный
характер.
3.2 Россия и Китай
Последние годы внесли качественные
изменения в отношения России и Китая.
Визит в Китай президента Российской Федерации
В.В. Путина в октябре 2004 года подвёл черту
под целым этапом их развития в постсоветскую
эпоху. В ходе визита был подписан важнейший
по своему значению «План действий на
2005 - 2008 гг.» по реализации положений «Договора»
о дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР
от 2001 года. Историческим событием стало
подписание комплекса документов о границе
и, тем самым закрытие темы пограничного
размежевания как политического вопроса.
Вступление России и Китая в новый этап
развития отношений «стратегического
партнёрства» ознаменовалось и новыми
взаимными достижениями. Они общеизвестны.
В области безопасности и глобальной политики
усилилось российско-китайское взаимодействие
в рамках ООН, в борьбе против распространения
ядерного оружия, с международным терроризмом
и другими угрозами безопасности. В экономике
произошёл стремительный рост взаимной
торговли с 11 млрд. долл. в 2001 году до 30
млрд. долл. в 2005 году. В военной сфере были
проведены первые российско-китайские
военные учения. В экономике, несмотря
на быстрый рост взаимной торговли, стороны
сдержанно относятся друг к другу. Россия
заинтересована в развитии экономического
сотрудничества с Китаем, российский бизнес
видит новые возможности на Китайском
рынке. Однако Китай пока ещё не воспринимается
российским бизнесом как стратегически
значимый партнёр, в отличие от Европы,
например. Высокие темпы роста взаимной
торговли обусловлены быстрым развитием
Китайской экономики в целом, а не качеством
собственно российско-китайского сотрудничества.
Торговля с Россией по-прежнему составляет
не более 2% внешнеторгового оборота КНР.
Как исключение, практический интерес
Китая представляет весьма традиционный
российский отраслевой спектр: нефтегазовый
сектор, военно-техническое сотрудничество,
потенциал российских научно-технических
наработок. В свою очередь и Китай не входит
в число экономических приоритетов России.
Объём взаимной торговли составляет менее
10% российского внешнеторгового оборота.
Китайский «инвестиционный портфель»
для России только начинает формироваться.
Структура торговли, в которой в российском
экспорте в Китае преобладает сырьё, а
в импорте - готовые изделия, не отвечает
долгосрочным интересам России. С учётом
«серой торговли» российское сальдо в
торговле с Китаем по оценкам экспертов
отрицательное, а не в пользу России, как
о том говорит официальная статистика.
А это означает отток валютных ресурсов
из нашей страны. Начавшаяся в 2004 - 2005 гг.
экспансия китайского капитала за рубежом
создаёт как новые возможности, так и вызовы
российско-китайским отношениям. Постоянно
формируются возможности для повышения
взаимной стратегической значимости России
и Китая в хозяйственной сфере. В пользу
этого говорит, прежде всего, ожидаемая
в ближайшие годы 8%-ая динамика китайской
экономики. Однако для реализации «потенциала
взаимной значимости» требуется корректировка
подхода к двустороннему сотрудничеству.
В стратегическом плане необходимо новое
видение России и Китая как основных частей
«интегрирующейся пространственной экономики»
Северо-Восточной Азии, включающей также
Японию и Южную Корею. Без такого видения
России трудно будет использовать интеграционные
возможности СВА, в том числе и Китайской
экономики как части экономического пространства
СВА. В среднесрочной перспективе важно,
во-первых, практическое выстраивание
полномасштабного российско-китайского
энергетического диалога, который позволил
бы превратить энергетические отношения
между Россией и Китаем в региональное,
а в стратегической перспективе - глобальное
энергетическое партнёрство. Во-вторых,
важно использовать фактор финансовой
либерализации Китая в ближайшие два года,
в соответствии с требованиями ВТО для
выхода российского бизнеса на китайский
рынок финансовых и банковских услуг.
4. Россия - СНГ
В регионе СНГ после распада
СССР Россия и другие страны постсоветского
пространства, за исключением стран Балтии,
столкнулись с непростой задачей, заявленной
в учредительных документах Содружества,
- сохранить сложившиеся экономические
и научно-технические связи, несмотря
на государственное размежевание. К сожалению,
стремление к самостоятельности (не путать
с независимостью), характерное для руководства
многих постсоветских стран начального
периода, и не в последнюю очередь России,
зачастую сводило на нет предпринимавшиеся
на ранних стадиях усилия отраслевых и
региональных структур, тесно взаимодействовавших
ранее хозяйствующих субъектов. А ведь
в новом интеграционном процессе в этой
части мира наибольшая ответственность
лежит именно на России - историческом
ядре постсоветского пространства, - принявшей
на себя наследие большинства обязательств
СССР перед остальным миром и вынужденной
исходя из своих масштабов, экономического
и оборонного потенциала, веса в мировой
политике поддерживать своим авторитетом
стабильность в Евразии. После десяти
стагнации и даже свёртывания взаимных
связей СНГ как международная организация
всё больше превращается в консультативный
политический форум, где главы государств
обсуждают наиболее острые вопросы взаимодействия
в военно-политической и экономической
сферах. В то же время на пространстве
СНГ как совокупности независимых государств
за последние годы сформировался ряд субрегиональных
организаций «по интересам», с той или
иной степенью глубины решающих конкретные
задачи взаимного экономического и научно-технического
сотрудничества между членами этих группировок.
Среди них Союзное государство России
и Белоруссии, внутри которого достигнута
высокая степень унификации инструментов
хозяйственной политики, проводится единая
научно-техническая и промышленная политика,
восстановлены и расширены связи в области
производственной кооперации. Далее это
Евразийское экономическое сообщество
пяти стран (Россия, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Таджикистан), в основу которого
положено единое таможенное и валютно-финансовое
пространство, а также координация национальных
мер, связанных с присоединением членов
ЕврАзЭС к ВТО. Принятые решения являются
обязательными для выполнения. Два других
образования - это Центральноазиатское
сотрудничество (Казахстан, Киргизия,
Таджикистан, Узбекистан и Россия) и ГУУАМ
(Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан
и Молдавия), созданное при поддержке США
и сосредоточившее свои усилия, прежде
всего, на разработке совместных транспортно-энергетических
проектов. В начале 2003 г. мы стали свидетелями
новой инициативы - шагов по созданию в
рамках Организации региональной интеграции
(ОРИ), учреждаемой Россией, Белоруссией,
Казахстаном и Украиной, Единого экономического
пространства (ЕЭП) в качестве своего рода
моста между СНГ и ЕС. Учредители ОРИ олицетворяют
в совокупности 94% ВВП и 88% товарооборота
всех стран СНГ и поэтому от их позиций
в значительной мере зависит судьба постсоветского
экономического, да и политического пространства.
Важно, что участники нового интеграционного
образования СНГ заявляют о готовности
идти на создание наднациональных структур
в области регулирования ряда направлений
экономической политики.
Торгово-экономические отношения
России со странами СНГ являются главной
составляющей сотрудничества независимых
государств. На протяжении 90-х годов произошло
заметное ослабление торгово-экономического
сотрудничества России и стран СНГ, на
что повлияли как снижение объёмов реального
сектора экономики, так и последствия
затяжного системного финансово-экономического
кризиса. Негативные последствия отражаются
на экономике стран СНГ до сих пор. Наибольший
удельный вес в торговле между странами
Содружества сохраняются за государствами,
обладающими сырьевыми и топливно-энергетическими
ресурсами: Россией, Украиной, Белоруссией
и Казахстаном. На начало XXI века главной
статьёй экспорта в страны СНГ остались
топливно-энергетические товары, несмотря
на существенное снижение их доли в общем
экспорте в страны СНГ до 48,1%по сравнению
с 57,1% в 1999 году. Экспортные поставки машин
и оборудования в страны СНГ выросли на
30%, а их доля в общем экспорте составила
20,3%. Экспорт продукции химической промышленности
увеличился на 41%, металлов и изделий из
них - на 79%. В импорте из стран СНГ преобладают
поставки продовольственных товаров и
сельскохозяйственного сырья (21,2% всего
импорта из стран СНГ), металлов и изделий
из них (18,4%), топливно-энергетических товаров
(15,3%), машин и оборудования (14,4%), продукции
химической промышленности (12,8%). Основными
торговыми партнёрами на пространстве
СНГ являются Беларусь (36,6%), Украина (34,1%),
Казахстан (17,5%) и Узбекистан (, 3,6%). Особенность
географической структуры товарообмена
в Содружестве - чётко выраженное преобладание
России как основного торгового партнёра
по экспорту и импорту, а также локальное
ограничение торговых связей государств
двумя - тремя пограничными странами. Региональный
товарооборот диверсифицирован слабо.
Товарные структуры экспорта и импорта
продолжают оставаться преимущественно
сырьевыми или с преобладанием продукции
с низкой степенью переработки. Таким
образом, внешняя торговля России с государствами
СНГ сдерживается причинами, делающими
её всё менее привлекательной. Либерализация
внешнеэкономической деятельности расширила
возможности российских хозяйствующих
субъектов в выборе торговых партнёров.
Усилению ориентации хозяйствующих субъектов
на рынки стран дальнего зарубежья в ущерб
странам СНГ способствует ряд факторов,
среди которых: товарное наполнение и
возможность удовлетворения потребности
в высокотехнологичной и наукоёмкой продукции
высокого качества, большой выбор партнёров,
надёжность валютно-финансовых и платёжно-расчётных
операций, возможность получения свободно-конвертируемой
валюты. Одним из существенных направлений
на пути к укреплению и устойчивому развитию
экономических связей России на пространстве
СНГ является интеграция суверенных государств
путём разработки совместных правовых
норм и унификаций национальных условий
деятельности хозяйствующих субъектов,
организаций и функционирования интеграционных
объединений.