Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:17, контрольная работа
Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
Как известно, в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства на осуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государство осуществляло свою монополию через специально созданные органы. Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее – Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные расчеты – через Внешэкономбанк СССР.
Введение
1. Конкурентные преимущества России: плюсы и минусы
2. Внешнеторговая деятельность
3. Этапы формирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Заключение
Список литературы
Источник: «Экономика и жизнь», 1996 год, № 11, стр. 40.
Так, если в 1989 году удовлетворение спросов рынка импортными товарами не превышало 20%, то в 1996 году оно составило более 50%, (5. стр. 851).
Структура российского импорта показана в таблицах 7 и 8, Среди основных факторов, способствующих значительной роли в экономике, важную роль играет сближение пен внутреннего рынка с мировыми как результат проводимой политики либерализации внутренних цен.
Таблица 7.
Структура российского импорта (%).
1989* |
1996** | |
Импорт |
100 |
100 |
Продовольственные товары и с/х сырье |
16,6 |
25,0 |
Мясо свежезамороженное |
0,75 |
2,3 |
Зерновые культуры |
3,8 |
1,0 |
Масло подсолнечное |
0,34 |
0,2 |
Сахар-сырец |
6,2 |
1,9 |
Сахар белый |
0,11 |
0,2 |
Продукция химической промышленности |
2,85 |
14,4 |
Медикаменты |
2,53 |
3,4 |
Одежда |
3,77 |
1,0 |
Обувь |
1,64 |
0,9 |
Черные металлы |
2,02 |
0,70 |
Трубы стальные |
2,55 |
1,1 |
Машины и оборудование |
25,2 |
36,8 |
Другие товары |
42,84 |
16,7 |
* без учета межреспубликанских поставок.
** структура импорта
из стран дальнего зарубежья,
без учета неорганизованной
Таблица 8.
Неорганизованный импорт (млрд., долларов).
1995 |
1996 |
1997 | |||||||
всего |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
всего |
1 кв. |
2 кв. |
1 п/г | |
Всего |
14,2 |
3,7 |
4,0 |
3,6 |
3,1 |
14,4 |
3,9 |
2,7 |
6,6 |
Вне СНГ |
11,0 |
2,8 |
3,0 |
2,7 |
2,5 |
11,0 |
2,9 |
2,6 |
5,5 |
Источник: Е. Т. Гайдар «Экономика переходного периода», 1998 год, стр. 852-833.
Высокие транспортные расходы, затраты на энергоносители, невыгодные условия кредитования привели к тому, что средние оптово — отпускные цены предприятие на внутреннем рынке на основные виды продовольствия превышают затраты на приобретение его по импорту. Средняя цена импортной продукции в настоящее время ниже средних цен приобретения этой продукции у отечественных производителей по прокату черных металлов, стальным трубам, полиэтилену, шинам для легковых автомобилей, говядине, животному и подсолнечному маслу, сахару на 7%-34%. Несмотря на введенные пошлины, эти товары выгодней приобретать по импорту. Так, доля импорта растительного масла в объеме продаж на внутреннем рынке увеличилась с 15% 1994 году до 29% 1995 году, по маслу животному, соответственно с 21% до 38%, по мясопродуктам -19% до 24% (5. стр. 853).
В условиях низкого качества и бедного ассортимента выпускаемой в России бытовой и радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых приборов, одежды и обуви увеличилась их доля импорта. Так, если в 1991 году доля импортных телевизоров составляла 8%, в 1995 году она возросла до 60%, трикотажных изделий - с 14% до 78%, обуви с 8% до 82% (5. стр. 854).
Товарное насыщение внутреннего рынка, тяжелая ситуация в сфере не платежей, низкая инвестиционная активность, снижение платежеспособного спроса внутри страны, а так же предпринятые меры по регулированию импорта оказали сдерживающие влияния на расширения ввоза товаров из-за рубежа. В1996 году импорт /с учетом неорганизованной торговли/ составил 59,8 млрд. долл. и снизился за этот год на 2%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 42,3 млрд., долларов, что на 4% ниже уровня 1995 года.
В связи со спадом в 1996 году инвестиций в России доля машин и оборудования в общем импорте сократилось до 31,8% против 33,7% в прошлом году, в том числе дальнего зарубежья до 37% против 39%.
Стоимостный объем импорта продукции машиностроения в 1996 году был на 8% ниже уровня 1995 года, прежде всего, за счет сокращения импорта машинно-технической продукции из стран дальнего зарубежья (на 9%).
Определяется высокая насыщенность российского рынка продовольственными товарами и непродовольственными, на фоне снижения объемов производства в отечественном АГЩ легкой и текстильной отраслях. Такой уровень зависимости от импорта предполагает необходимость защиты отечественных производителей, которая обеспечивается применением специальных компенсационных пошлин при установленных фактах недобросовестного импорта, введением в некоторых случаях количественных ограничений на импорт соответствующего товара и другие меры, которые способствуют предотвращению ущерба. На примере января 1996 года хорошо показан импорт важнейших товаров в этот месяц (см. таблицу 9).
Таблица 9.
Импорт важнейших товаров России за январь 1996 года.
Код ТН ВЭД |
Наименование товара |
Всего |
Дальнее зарубежье |
СНГ | |||
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. |
тыс. тонн |
млн. долл. | ||
Всего: |
- |
3075,5 |
- |
1908,9 |
- |
1166,6 | |
0201-0204 |
Мясо свежее и мороженое |
50,5 |
71,2 |
37,1 |
50,6 |
13,4 |
20,6 |
0207 |
Мясо птицы свежемороженое |
37,9 |
28,7 |
37,8 |
28,6 |
0,1 |
0,1 |
0302-0304 |
Рыба свежая и мороженная, филе рыб |
25,6 |
17,6 |
24,8 |
17,0 |
0,8 |
0,6 |
0402 |
Молоко и сливки сгущенные |
3,6 |
4,3 |
2,0 |
3,1 |
1,6 |
2,2 |
0405 |
Масло сливочное |
7,8 |
17,3 |
5,4 |
11,1 |
2,4 |
6,2 |
0805 |
Цитрусовые |
69,4 |
26,2 |
69,0 |
25,8 |
0,4 |
0,4 |
0901 |
Кофе |
1,8 |
2,5 |
1,8 |
3,5 |
- |
- |
0902 |
Чай |
- |
17,6 |
- |
17,5 |
- |
0,1 |
10 |
Зерновые культуры |
- |
97,1 |
- |
47,3 |
- |
49,8 |
1512 |
Масло подсолнечное |
30,4 |
26,6 |
6,0 |
6,1 |
24,4 |
20,5 |
1602 |
Изделия и консервы из мяса |
8,2 |
16,1 |
5,3 |
10,3 |
2,9 |
5,8 |
170111-170112 |
Сахар-сырец |
83,8 |
31,6 |
78,4 |
28,7 |
5,4 |
2,9 |
170199100 |
Сахар белый |
152,0 |
78,4 |
13,8 |
5,6 |
138,2 |
72,8 |
1801 |
Какао-бобы |
6,8 |
11,0 |
6,8 |
11,0 |
- |
- |
1806 |
Продукты, содержащие какао |
11,2 |
19,6 |
10,7 |
18,5 |
0,5 |
1,1 |
22 |
Напитки алкогольные и безалкогольные |
- |
118,7 |
- |
12,7 |
- |
106,0 |
2402 |
Сигареты и сигары |
- |
21,2 |
- |
14,6 |
- |
6,6 |
2606 |
Руды и концентраты алюминиевые |
20,1 |
5,8 |
20,1 |
5,8 |
- |
- |
2701 |
Уголь каменный |
2475,3 |
26,5 |
70,5 |
30,5 |
2404,8 |
23,0 |
2941 |
Антибиотики |
- |
2,6 |
- |
2,6 |
- |
0,0 |
3003-3004 |
Медикаменты |
- |
64,4 |
- |
62,3 |
- |
2,1 |
3808 |
Хим. средства защиты растений |
1,5 |
4,9 |
1,4 |
4,9 |
0,1 |
0,0 |
4001-4002 |
Каучук натуральный и синтетический |
1,2 |
1,9 |
1,2 |
1,9 |
0,0 |
0,0 |
5201 |
Волокно хлопковое нечесаное |
12,2 |
22,4 |
- |
- |
12,2 |
22,4 |
5208-5212 |
Ткани хлопчатобумажные |
2,9 |
11,4 |
0,3 |
2,8 |
2,6 |
8,6 |
61-62 |
Одежда |
- |
18,5 |
- |
14,3 |
- |
4,2 |
6403 |
Обувь кожаная, млн.пар |
1,3 |
13,0 |
1,2 |
12,1 |
0,1 |
0,9 |
72 |
Черные металлы (кроме 7201-7204) |
- |
82,1 |
- |
14,6 |
- |
67,5 |
7304-7306 |
Трубы |
73,7 |
49,4 |
10,5 |
10,3 |
63,2 |
39,1 |
8490 |
Машины и оборудование |
- |
859,5 |
- |
696,9 |
- |
162,6 |
9401-9403 |
Мебель |
- |
29,1 |
- |
27,1 |
- |
2,0 |
Источник: «Экономика и жизнь», 1996 год, №11, стр. 40.
В 1997 году российский внешнеторговый оборот по сравнению с прошедшим годом увеличился на 2,4% и составил 15$ млрд. долларов. Впервые с 1993 года рост внешнеторгового оборота был обусловлен увеличением импорта, который составил 67,6 млрд., долларов, что на 8,6% больше, чем в 1996 году. При этом экспорт сократился на 2% в составил 84,4 млрд. долл..
Доля стран «Дальнего зарубежья» в российском товарообороте выросла в 1997 году до 77,2% против 76,6% 1996 года. Внешнеторговый оборот с ними, включая неорганизованную торговлю, составил 119,6 млрд. долл. и по сравнению с предыдущим годом вырос на 3,2% в том числе импорт - на 13,8% (60,1 млрд. долл.). Экспорт впервые с 1992 года сократился на 3,3% (69,5 млрд. долл.). Рост импорта при сокращении положительного сальдо торгового баланса, которое в 1997 году составило 19,4 млрд. долл., что на 30,5% ниже уровня предыдущего года.
Внешнеторговый оборот со странами СНГ в 1997 году составил в текущих ценах 35,4 млрд. долл. и по сравнению с 1996 годом снизился на 0,2%, Весь год сальдо торгового баланса со странами СНГ было положительным (0,4 млрд. долл.). Тенденция к снижению объемов внешней торговли наметилась еще во 2 полугодии 1996 года и продолжилась в 1997 году. В общем объем товарооборота России удельный вес стран содружества понизился до 22,8% (в 1996 году этот показатель составлял 23,4%) (5. стр. 866).
Экспортно-импортная структура взаимной торговли России и стран СНГ остается постоянной: в экспортных поставках превалирует энергоносители, а импортные, по-прежнему, в основном состоят из продовольствия.
Я считаю, что у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).
Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.
Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Россия должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Россия должна бороться за равноправие на мировом рынке.